Безопасность – постоянная забота портовых властей - Морские вести России

Безопасность – постоянная забота портовых властей

24.03.2017

Морские порты

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного моря в вершине бухты Туапсе к юго-востоку от скалистого мыса Кадош. Акватория порта ограничена устьями рек Туапсе и Паук. Непосредственно к акватории порта ведет подходный канал длиной 400 метров, шириной 120 метров и глубиной 13,5 метра. Туапсе – компактный, многоцелевой порт, принимает суда с осадкой до 12 метров, длиной до 250 метров и шириной до 44 метров, он обеспечивает внешнеторговые перевозки нефтеналивных, навалочных (минеральные удобрения, уголь, руда и др.) и генеральных грузов, но основная специализация порта – прежде всего перевалка жидких нефтепродуктов.

По итогам 2015 года грузооборот Туапсе увеличился по сравнению с 2014 годом на 12% и составил 25,18 млн тонн грузов, в том числе нефтеналивных грузов – 16,26 млн тонн, сухих грузов – 8,92 млн тонн.

Сергей Проскурин, исполняющий обязанности капитана морского порта Туапсе, ФГБУ «АМП Черного моря»

Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морского порта Черного моря» в морском порту Туапсе (филиал ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Туапсе), руководствуясь международными договорами, законодательными и нормативными правовыми актами РФ, ведомственными приказами и распоряжениями, положением о филиале, осуществляет государственный контроль за соблюдением национального законодательства и международных договоров РФ по вопросам безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, предупреждения загрязнения окружающей природной среды, порядка в морском порту, а также организует управление движением судов, информационное, радиолокационное, лоцманское, буксирное обеспечение мореплавания.

Для безопасности мореплавания

Морской порт Туапсе открыт для навигации круглый год, осуществляет работу круглосуточно и имеет грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Судоходство в порту осуществляется в сложных гидрометеорологических условиях, характеризующихся периодическими резонансными горизонтальными колебаниями масс воды (тягун), штормовыми ветрами южных направлений скоростью более 14 метров в секунду и с высотой волн более 2 метров.

Порт не является местом убежища для судов в штормовую погоду, за исключением судов с главными двигателями мощностью менее чем 55 КВт, прогулочных и спортивных судов. При получении штормового предупреждения о развитии тягуна суда, стоящие у причалов, должны перейти от причалов на якорные стоянки порта.

С целью обеспечения безопасности мореплавания движение судов на акватории порта Туапсе регулируется Службой управления движением судов (СУДС) и круглосуточно контролируется дежурными инспекции государственного портового контроля (ИГПК).

Морской порт Туапсе входит в морской район А1 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), принятия своевременных мер по спасанию судов и людей, терпящих бедствие.

Движение судов по подходному каналу является односторонним. Стоянка судов осуществляется на двух якорных стоянках, а также у причалов порта. Лоцманская проводка судов является обязательной. Прием и высадка лоцмана на/с судна производятся при волнении моря не выше 2 метров.

В порту осуществляется буксирное обеспечение судов. Швартовные операции в порту выполняются с обязательным буксирным обеспечением. Буксирное обеспечение судов начинается от Туапсинского светящегося буя Западного.

Обеспечение экологической безопасности

В соответствии с действующим Планом ЛАРН морского порта Туапсе создана, подготовлена и аттестована группировка сил, включающая в себя профессиональные аварийно-спасательные формирования (ПАСФ): Туапсинское морское спасательное подразделение Азово-Черноморского филиала ФБУ «Морспасслужба России», Туапсинское обособленное подразделение ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ЦАСЭО) и нештатное АСФ в составе спецподразделения службы управления флотом ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП).

В порту имеется достаточное количество специализированного флота, сил и средств ЛАРН, обеспечивающих локализацию и ликвидацию аварийного разлива нефти (нефтепродуктов) регионального уровня.

В то же время филиал ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Туапсе совместно с хозяйствующими субъектами морского порта разрабатывает и вводит в эксплуатацию новейшие системы обеспечения экологической безопасности.

В настоящее время в порту Туапсе все трубопроводы ООО «РН-Туапсенефтепродукт», ведущие к причалам порта, вынесены на поверхность; разработана и введена в эксплуатацию система орошения для предотвращения пыления при погрузке угля на сухогрузном районе; разрабатывается система рекуперации газов на нефтерайоне порта.

Транспортная безопасность

Все объекты транспортной инфраструктуры порта расположены компактно в пределах городской черты, в непосредственной близости друг от друга. Это повышает уровень опасности возникновения ЧС техногенного характера. В связи с этим вопросы повышения уровня контроля соблюдения всех правил перевалки и транспортировки опасных грузов, экологической и пожарной безопасности, обеспечения надежной физической защиты этих объектов, контроля выполнения мероприятий по транспортной безопасности и всех требований МК ОСПС являются особо актуальными.

С целью совершенствования физической защищенности и охраны порта Туапсе, реализации Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», требований МК ОСПС филиал ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Туапсе совместно с Туапсинским филиалом АЧБФ ФГУП «Росморпорт» и хозяйствующими в порту организациями проделали большую работу по техническому оснащению и совершенствованию системы охраны, усилению режимных мероприятий, разработке необходимых документов и инструкций по этим направлениям.

Для осуществления круглосуточного контроля за обстановкой на акватории порта разработан и реализован «Проект оснащения техническими системами контроля акватории морского порта», который предусматривает кроме видеонаблюдения обеспечение контроля в ночное время с помощью тепловизоров, автоматическую систему выдачи сигнала тревоги о нарушении. Проведено категорирование всех объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) порта, разработаны и реализованы планы транспортной безопасности на ОТИ и ТС.

В случае возникновения угрозы незаконных актов в зоне ответственности филиала ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Туапсе взаимодействие по ликвидации угрозы будет осуществляться в соответствии с «Положением о едином информационно-координационном центре по организации взаимодействия государственных контрольных органов и силовых структур в случае выявления признаков угроз актов незаконного вмешательства на акватории морского порта Туапсе». Обеспечение безопасности на ОТИ и ТС порта осуществляется в соответствии с планами охраны ОТИ и ТС.

С целью обучения, определения готовности сил и средств по противодействию незаконным актам по отношению к безопасности мореплавания, ликвидации различных чрезвычайных ситуаций (ЧС) в морском порту Туапсе регулярно в соответствии с планом основных мероприятий на текущий год проводятся тренировки и учения по всем направлениям обеспечения безопасности и ликвидации ЧС.

Перспективы развития порта

Объективными предпосылками увеличения грузооборота порта Туапсе являются масштабные работы по строительству и реконструкции портовых перегрузочных комплексов. Имеющиеся резервы производственных мощностей после вывода всех вновь построенных и переоборудованных комплексов на полную мощность позволят обеспечить грузооборот порта в объеме до 28 млн тонн грузов в год.

Нужно отметить, что на сегодняшний день одним из наиболее эффективных путей обеспечения количественных и качественных характеристик объектов государственной собственности является привлечение к финансированию и управлению этими объектами частного капитала.

Дальнейшее развитие порта Туапсе должно базироваться на развитии портовой и городской инфраструктуры, а также инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта. Особое внимание при развитии порта необходимо уделить вопросам железнодорожных и автомобильных подходов к перегрузочным комплексам. Для усиления железнодорожных, наряду с усилением станции Туапсе-Сортировочная, потребуется строительство в городской черте новых путей.

Со стороны города имеются удовлетворительные автодорожные подходы к сухогрузному району ТМТП. Однако автодорожные подходы к создаваемым комплексам требуют существенного улучшения. Работы по модернизации этих подходов необходимо провести в первую очередь, так как без этого не могут быть обеспечены нормальные условия эксплуатации комплексов и жизнедеятельности города.

Морские порты №2 (2016)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021