Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития - Морские вести России

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

20.04.2017

Морские порты

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росморпорт» система инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности, которая позволяет вести круглосуточное наблюдение за акваторией морского порта. Установленная система ИТСОТБ позволяет надлежащим образом выполнять функции, возложенные на капитана морского порта. Достаточно эффективно работает в порту инспекция государственного портового контроля.

Между тем при всех перспективах порта его грузооборот не растет, потому что не решаются проблемы как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на уровне государства. В этой статье речь пойдет об итогах работы порта в наиболее сложный период ледокольных проводок и о тех проблемах, которые необходимо решать для реализации огромного потенциала порта Советская Гавань в рамках программ развития всего Дальнего Востока.

Сергей Фомин, исполняющий обязанности капитана морского порта Советская Гавань, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Ледокольный период

По сравнению с предыдущим, период ледокольных проводок 2015-2016 годов в морском порту Советская Гавань распоряжением капитана порта был объявлен на двадцать дней раньше – 27.11.2015 года. Это было обусловлено ранним наступлением холодов и наличием стабильно низких температур, что вызвало начало льдообразования в юго-западной части залива Советская Гавань. Период ледокольных проводок продлился до 23.04.2016 года. Раннему освобождению залива ото льда способствовали циклоны с сильными ветрами северо-восточного направления.

Из-за отсутствия ледового сбора в порту Советская Гавань оплата услуг по ледокольной проводке производилась согласно единовременным договорам между судовладельцами и собственниками буксиров. Проводку судов и швартовные операции в этом году осуществляли: морские буксиры ОАО «Ванинский морской торговый порт», ООО «Восточная судоходная компания», паромы типа «Сахалин», многофункциональное аварийно-спасательное судно «Спасатель Кавдейкин».

По сравнению с прошлым периодом ледокольных проводок, в 2015-2016 годах объем перевозок немного вырос, примерно на 27 тыс. тонн, в основном за счет лесных грузов.

Объем перевозок в порту в период ледокольных проводок в первую очередь зависит от наличия ледоколов или буксиров ледокольного типа. Использование линейных ледоколов на договорной основе для осуществления ледокольных проводок судов слишком дорого обходится судовладельцу, поэтому число судозаходов и объем грузооборота порта в этот период значительно снижаются (хотя увеличить грузооборот возможно за счет перевалки нефтепродуктов, угля, щебня).

В целом за прошлый год произошел спад грузооборота на 16,6%, до 560,6 тыс. тонн, сократились каботажные перевозки, снизилось количество судозаходов. Данные показатели связаны с различными причинами.

Но, несмотря на это, работы у инспекторов инспекции государственного портового контроля (ИГПК) не убавилось.

Работа ИГПК с акцентом на рыболовство

Возраст судов, обрабатываемых в порту Советская Гавань, постепенно увеличивается, а предъявляемые к ним требования – повышаются. Такие суда требуют больше времени для тщательного осмотра инспектором ИГПК при оформлении захода/выхода судна в/из морского порта.

Большое внимание ИГПК уделяется судам рыбопромыслового флота, оформление которых производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.03.2008 г. №184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации». Это позволяет усовершенствовать порядок оформления захода/выхода судов рыбопромыслового флота в/из морского порта Советская Гавань.

По прогнозам на 2016 год, ожидается значительный ход рыбы лососевых пород как в заливе Советская Гавань, так и на подходах к нему. В связи с этим возросло количество судов маломерного флота, занимающегося коммерческой деятельностью.

В заливе на сегодня расположены десять рыболовных участков, которые используются для добычи морских биоресурсов. Эксплуатация этих участков пользователями не влияет на безопасность мореплавания в заливе Советская Гавань, так как службой капитана порта контролируется постановка ставных неводов, обеспечение их опознавательными знаками и подача навигационных оповещений мореплавателям о месте и времени выставления неводов.

Перспективы и проблемы развития инфраструктуры

Планы и задачи развития Ванино-Советско-Гаванского промышленного транспортного узла (ВСГПТУ) связаны с резким увеличением грузооборота до 60 млн тонн к 2020 году. Нынешняя ориентация порта Ванино на перевалку в основном угля заставляет перенаправлять довольно большие объемы генеральных, лесных, насыпных и других видов грузов, включая грузы северного завоза, в морской порт Советская Гавань.

Однако без капитальных вложений в инфраструктуру порта нарастить его мощности, а значит, и грузооборот, вряд ли удастся. Из-за нехватки средств в настоящее время приостановлены работы по строительству второго пути до станции Совгавань-город и путей в одну нитку к мысу Муравьева, бухтам Лососина и Курикша.

Другой вопрос, требующий планового решения, – это увеличение глубины причального фронта. Портовые сооружения в бухтах Окоча и Курикша были построены в далекие 50-60-е года прошлого века и предназначены главным образом для ремонта судов. Существующие глубины не препятствовали постановке судов различного типа (сухогрузы, плавбазы, рыбодобывающие, нефтеналивные) водоизмещением до 35 тыс. тонн. Применительно к задачам и конструктивным особенностям эксплуатируемых в прежние годы судов глубина у причальных стенок выбиралась в пределах от 4 до 10 метров.

В настоящее время большинство судов имеют полную осадку 10-12 метров, что ограничивает возможность их захода в порт Советская Гавань. Для решения данного вопроса владельцам и арендаторам гидротехнических сооружений необходимо проводить дноуглубительные работы.

Между тем в порту работают в основном мелкие и средние хозяйствующие субъекты, которые, как правило, финансово слабы и, соответственно, не могут серьезно влиять на модернизацию и развитие портовой инфраструктуры. В силу этого портовое хозяйство не обновлялось с конца прошлого столетия. Решение данного вопроса возможно только с появлением крупных игроков в порту Советская Гавань, включая иностранных инвесторов, а также с исполнением государством взятых на себя обязательств в рамках программ развития Дальнего Востока.

Еще один нерешенный вопрос – отсутствие в порту Советская Гавань сборщика льяльных вод и буксирного обеспечения. Швартовные операции осуществляются буксирами ОАО «Ванинский морской торговый порт» и ФГУП «Росморпорт», находящимися в морском порту Ванино и удаленными от начала швартовных операций порядка на 10-12 миль. Использование таким образом буксиров увеличивает сроки обработки судов в порту Советская Гавань и увеличивает расходы судовладельцев. Для выхода из сложившейся ситуации нужна отдельная служба портового флота, а это возможно опять же только при наличии в порту Советская Гавань крупного хозяйствующего субъекта.

Рыба – ценный груз

Особое внимание при развитии инфраструктуры порта Советская Гавань или создании здесь зоны свободного порта (ОЭЗ, ТОРа и т.п.) необходимо обратить на создание мощностей по приемке и переработке морепродуктов. Специфика скоропортящихся грузов предполагает наличие холодильников, расположенных в непосредственной близости от места выгрузки. Имеющиеся в порту холодильные мощности рассчитаны всего на 1000 тонн мороженой продукции.

Обеспечение же страны дальневосточной рыбопродукцией потребует создания здесь специализированных фабрик. Нет смысла весь поток рыбопромысловых грузов направлять в центральную Россию только через порты Приморья. Тем более что Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ), идущая из порта Советская Гавань (Хабаровский край), дает возможность заметно сократить время доставки грузов. Однако это невозможно без строительства как новых холодильников, так и транспортной инфраструктуры – сети автомобильных и железных дорог.

Нужно отметить, что входящие в единый транспортный узел порты Ванино и Советская Гавань – это наиболее перспективные территории для дальнейшего развития с возможностью строительства новых терминалов, перегрузочных комплексов и увеличения объемов перевалки грузов. Хочется надеяться, что государству и бизнесу в обозримом будущем удастся реализовать огромный, неиспользованный полностью потенциал не только этого транспортного узла, но и всего дальневосточного региона.

Морские порты №4 (2016)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021