Северный плацдарм морских портов Приморского края - Морские вести России

Северный плацдарм морских портов Приморского края

20.04.2017

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Ольга стоит на пороге нового этапа развития. На его территории планируется реализация крупных инвестиционных проектов, которые будут задавать вектор развития северных районов Приморского края на десятилетия вперед. Они же дадут возможность продолжать улучшаться и системе безопасности мореплавания.

Николай Дегтеренко, капитан морского порта Ольга, ФГБУ «АМП Приморского края и

Восточной Арктики.

Если бы пять лет назад меня спросили о перспективах порта Ольга и входящих в него морских терминалов – Светлая, Пластун или Рудная пристань, я бы долго искал ответ на этот вопрос.

Отличительной чертой серверных портов Приморского края всегда было их месторасположение. География обусловила стесненные условия и маленькие глубины, небольшие каналы и короткие причалы. В совокупности и при благоприятных погодных условиях данные факторы позволяют швартовать максимум два судна, и то небольшой вместимости.

В большинстве своем грузовладельцы вынуждены совершать грузовые операции, где есть свои нюансы. Например, если не принять необходимые меры при северо-восточном ветре в Рудной пристани, то судно потом вообще не сможет долгое время выйти из акватории.

В небольшом морском порту с несколькими терминалами, разбросанными в безопасных акваториях заливов, бухт, устьев рек, в районах тяготения к производствам товаров для внутреннего потребления и идущих на экспорт, находящемся на удалении от региональных центров и всецело обеспечивающем потребность этих далеких таежных территорий, конечно, важной составляющей является человеческий фактор.

Проживающих здесь людей не так много, как немного и моряков-профессионалов, посвятивших себя и свою жизнь морю и обеспечению безопасности мореплавания, находясь на берегу. И только единство позволяет в столь специфических условиях слаженно работать, с честью выходя из различных ситуаций.

Профессионализм коллектива филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Ольга позволяет успешно решать задачи захода-выхода судов, хотя при определенных погодных условиях в географически сложных районах акватории помощь профессионала, знающего рельефы конкретной части пути и навигацию на нем в разных условиях, не повредит, а только повысит уровень безопасности мореплавания, минимизирует риски экологической безопасности.

Человеческий капитал

Действующий в морском порту Ольга кадровый состав по-своему уникален, доказательством чего является тот факт, что при не полном техническом обеспечении коллективу удается поддерживать безопасность мореплавания на высоком уровне. В филиале не хватает, например, буксиров, а рейдовое обеспечение минимально, можно сказать, почти отсутствует. И несмотря на то, что целый ряд технических систем не слишком нов и всецело не отвечает требованиям сегодняшнего дня, коллектив ведет работу по совершенствованию обеспечения безопасности мореплавания.

В целях безопасности мореплавания в морском терминале Пластун построена и введена в эксплуатацию станция ГМССБ района А2. Сейчас в порту Ольга планируется установка тепловизоров и радаров. Основная же техническая модернизация будет происходить в 2019-2020 годах. А пока в порту Ольга и на терминале Пластун появились новые портальные краны.

Для совершенствования кадрового потенциала, благодаря Минтрансу России, Росморречфлоту, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», ФГУП «Морсвязьспутник», работники филиала регулярно участвуют в семинарах и конференциях, как российских, так и международных, набираясь знаний и опыта для работы в современных условиях.

В нашей профессии вообще редко встречаются случайные люди, ведь сама специфика работы в море, жесткий квалификационный отбор, требования к знаниям и навыкам, дисциплине не оставляют места временщикам, лодырям, разгильдяям. Люди, связавшие свою жизнь с морем, остаются в этой профессии навсегда. У нас практически отсутствует текучка кадров, средний возраст персонала составляет 55-56 лет, специфика набора инспекторов такая, что специалист должен иметь морское судоводительское либо судомеханическое образование, рабочий диплом не ниже старшего механика, старшего помощника капитана, а лучше капитана дальнего плавания.

Наши работники – профессионалы своего дела с большой буквы, которые преданы морю, отрасли, государству, с достоинством выполняют возложенные на них обязанности. Очень хотелось бы, чтобы как можно больше молодежи перенимало весь этот опыт и знание специфики работы в таких морских портах, как Ольга.

Вместе с бизнесом

За последние десять лет Минтрансом России, Росморречфлотом была проделана колоссальная работа по совершенствованию деятельности морской отрасли. Создана практически новая отраслевая законодательная база. Все это сделано с целью актуализации и приведения на уровень современных требований к безопасности мореплавания.

Поставлены большие задачи, которые нужно выполнять качественно и в срок. Значительно расширена и повышена ответственность капитанов морских портов. Работа по совершенствованию системы портового контроля ведется постоянно. Только за пять месяцев 2016 года грузооборот порта Ольга вырос на 31,8% — до 697 тыс. тонн.

Исторически сложившуюся основу грузооборота составляют круглый лес и пиломатериалы, отправляемые на экспорт. При этом грузооборот меняется по качественным характеристикам. Если пять лет назад из порта вывозили исключительно круглый лес, то сейчас шпон, клееный брус, доску, вагонку и прочие продукты лесной отрасли. Грузы уходят в Китай, Японию, Южную Корею.

Перспективы развития порта связаны с увеличением оборота грузов лесной промышленности и с расширением ассортимента обрабатываемых портом грузов. Сейчас, например, ОАО «Ольгалес» планирует расширение причалов в связи с развитием своих проектов. Также в планах компании привлечение контейнерных грузов и угля. Компания «Тернейлес» развивает терминал в Пластуне, планируется усовершенствовать его технически и построить новый причал для перевалки возросших объемов грузов.

Единственная проблемная точка — Рудная пристань. В связи с кризисом на рынке металлических руд крупнейшие не только в России, но и мире предприятия горной промышленности «Дальнегорский ГОК» и «Дальполиметалл» испытывают определенные финансовые сложности. Но в планах администрации Приморского края в настоящее время стоит задача организации вокруг данных предприятий территории опережающего развития (ТОР), а в перспективе и целого промышленного кластера. Географическое расположение Рудной пристани обусловливает экономическую эффективность морских перевозок промышленной продукции в страны АТР. Исходя из этого есть перспективы расширения морского терминала.

В связи с развитием инвестиционных проектов, портовой инфраструктуры будет совершенствоваться и портовый контроль. ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в соответствии со своей функцией проделывает огромную работу в части организационного, материально-технического и финансового обеспечения исполнения капитанами морских портов функций, предусмотренных законом о портах, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами правительства РФ, а также оказание услуг в морском порту пользователям в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Министерством транспорта РФ, Росморречфлотом, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» созданы и совершенствуются условия для обеспечения привлекательности, конкурентоспособности, развития инфраструктуры морских портов.

Морские порты №4 (2016)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России