Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота - Морские вести России

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота

19.06.2017

Морские порты

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота

Поставленные перед транспортно-логистическим комплексом Дальнего Востока и Приморского края задачи не могут быть решены без всестороннего и эффективного развития морских портов и их транспортной инфраструктуры. Прежде всего речь идет о повышении конкурентоспособности и увеличении пропускной способности портов. Достичь этого можно за счет стимулирования модернизации как портовой инфраструктуры, так и погрузо-разгрузочных операций.

Владимир Жарков, Исполняющий обязанности капитана морского порта Находка, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

В последние годы в Приморье сложилась довольно серьезная зависимость географии прохождения грузопотоков и, соответственно, загрузки транспортных узлов. Факторов, определяющих данную динамику, много: тут и конъюнктура рынков АТР, и политическая обстановка в мире, и стратегические решения относительно самого края, в том числе создание свободного порта Владивосток.

На фоне новых возможностей и технических решений, включающих строительство современных терминальных комплексов, складских сооружений, реконструкцию автомобильной трассы Владивосток – Находка – порт Восточный и проходящих параллельно железнодорожных веток, особую актуальность приобретает морской узел Приморского края на базе морских портов Восточный, Находка и Зарубино. Основными и перспективными грузами здесь становятся контейнеры, уголь, зерно, продукция нефтехимического и лесопромышленного (преимущественно деревопереработки) комплексов.

Это конкурентное преимущество может сделать любые морские проекты перспективными. Уже сейчас к транспортно-логистическому комплексу края проявляют интерес Япония и Республика Корея. Целый ряд стран АТР также готовы использовать потенциал Приморья.

По прогнозам Минвостокразвития, при выполнении ряда конкретных и рациональных условий можно добиться переключения на российские порты до 45 млн тонн грузов, из которых 22 млн тонн – это контейнерные грузы, 23 млн тонн – продукция сельского хозяйства: зерно, кукуруза и соя. И важно не только предлагать выгодные условия транспортировки грузов, повышать транспортно-логистический сервис, но и всецело обеспечивать безопасность мореплавания, сохранение человеческой жизни на море и осуществлять контроль за экологической безопасностью.

Одним из перспективных направлений в данной области становится организация мест в границах морского порта по перевалке грузов на рейде. До апреля 2009 года погрузка грузов с судна на судно в границах акваторий морских портов России не имела нормативно-правовой базы и носила зачастую хаотичный характер. Но с выходом приказа Минтранса России от 29.04.2009 г. №68 «Об утверждении Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно» Министерство транспорта, а как следствие, и Росморречфлот создали условия для упорядочения организации перегрузки грузов с судна на судно на рейде.

В настоящее время для производства грузовых операций с судна на судно в границах акваторий морских портов выделяются специальные якорные места с внесением информации об этих стоянках в Обязательные постановления по морскому порту, и у капитана морского порта появился правовой инструмент по регулированию безопасности организации такой перегрузки. Одним из условий ее организации является не только позиционирование одного из судов, участвующих в данном процессе, но и внесение таких мест в Обязательные постановления в морском порту, что дает возможность на раннем этапе при рассмотрении возможности организации таких мест проведения комплексной оценки рисков, влияющих на безопасность мореплавания. Организация работы мест перегрузки грузов с судна на судно в границах акваторий морских портов уже не будет лимитировать судовладельца и оператора груза глубиной у причала и его длиной.

Очевидность данного факта хорошо видна на примере морского порта Находка. Порт сегодня обеспечивает все виды погрузо-разгрузочных работ экспортно-импортных направлений, имеет круглогодичную навигацию, работает круглосуточно, открыт для захода иностранных судов. Объем перевалки грузов в порту постоянно увеличивается: с 18,4 млн тонн в 2013 году до 21,3 млн тонн в 2015-м. Однако при сложившейся структуре грузооборота и технологических схемах переработки грузов производственные мощности порта уже задействованы на 74%. Ввиду стесненности бухты Находка прием крупнотоннажных судов длиной до 400 метров и осадкой до 17 метров у причальных сооружений не представляется возможным.

Какой есть выход? ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» в целях обеспечения требований безопасной обработки крупнотоннажных судов (швартовка, стоянка, погрузо-разгрузочные операции), сохранения темпов и поступательного характера развития показателей грузооборота считает возможным организовать дополнительные якорные стоянки на акватории залива Находка для организации мест перегрузки груза с судна на судно.

Технология работы мест по организации перегрузки в Приморье достаточно длительное время отрабатывалась в морском порту Посьет – терминал в Славянке. В ходе проведенных тестовых погрузок были отработаны вопросы взаимодействия между всеми контролирующими и надзорными органами. В настоящее время такие места согласно Обязательным постановлениям есть также в морских портах Восточный и Находка, где свои инвестиционные проекты по обустройству аналогичных мест реализуют такие компании, как ОАО «Терминал Астафьева», ООО «Мэсос», ЗАО «Востокбункер».

Что это даст? Для примера возьмем проект ОАО «Терминал Астафьева». Сейчас из-за малой осадки терминал не догружает суда у причала. С момента определения места по организации перегрузки грузов с судна на судно проблема загрузки балкеров с углем исчезнет, что, с одной стороны, позволит увеличить грузооборот порта Находка, с другой – заинтересовать судоходные компании новыми возможностями. Они, в свою очередь, могут «притянуть» сюда транзитные грузы, следующие из Китая или, наоборот, в северо-восточные провинции этой страны.

Подобные параллели можно провести и с Республикой Кореей и любыми другими странами АТР. При этом определение таких мест как части масштабного технологичного процесса дает широкие возможности для наших морских портов не только для расширения грузовых операций, но и более детального контроля. Есть служба управления движением судов, которая знает, что вот это судно, чтобы заниматься грузовыми работами, должно прийти в определенное Обязательными постановлениями по морскому порту место в зависимости от производства планируемых работ.

Организация таких мест имеет важное значение, так как тоннаж новых и строящихся судов растет во всем мире, а портовая инфраструктура, позволяющая обрабатывать суда с большой осадкой у причальной стенки, требует больших затрат.

Не менее важен вопрос формирования и развития грузовой базы перевозок. Это, по нашему мнению, основа развития не только всех видов транспорта, которые есть в регионе, но и собственно территории и проживающего здесь населения. 13 компаний уже готовы в морских портах Приморского края к организации места перегрузки груза с судна на судно. И ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» вместе с Минтрансом России и Росморречфлотом готовы идти навстречу предприятиям, заинтересованным в развитии морских перевозок в Приморском крае.

Морские порты №8 (2016)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021