Стабильный рост в порту Охотск. Пока… - Морские вести России

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

21.06.2017

Морские порты

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени оказывают влияние климатические условия, определяющие сезонный характер работы. В нынешнем году погода позволила несколько увеличить сроки навигации – ледостав на реке Кухтуй, являющейся входными воротами в порт Охотск, начался немного позже, чем в предыдущие годы. Однако любые климатические отклонения неизбежно вызывают повышенное внимание к организации безопасности мореплавания в акватории такого специфичного и сложного порта, как Охотск.

Юрий Егорочкин, исполняющий обязанности капитана морского порта Охотск, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Обращаясь к итогам завершившейся навигации, не без гордости хочется отметить, что с момента открытия в морском порту Охотск в 2009 году филиала тогда еще ФГУ «Администрация морского порта Ванино» по настоящее время показатели грузооборота увеличились почти в 3 раза – до 146,9 тыс. тонн (за 11 месяцев 2016 года). А по сравнению с аналогичным периодом 2015 года мы имеем рост грузооборота на 46,7% – для Охотска это своеобразный рекорд, дающий основания для выводов об устойчивой тенденции к росту производственных показателей.

Основной объем обрабатываемых портом грузов, как и на протяжении ряда последних лет, составляет золотосодержащая руда, завозимая ООО «Охотская горно-геологическая компания», для дальнейшей переработки на Хаканджинском горно-обогатительном комбинате.

Столь успешные показатели работы порта имеют все шансы быть превышенными в будущем году. По информации ООО «Охотский морской порт» – единственной работающей в порту стивидорной компании – в 2017 году «Охотская горно-геологическая компания» планирует увеличение объема завоза золотосодержащей руды. Кроме того, в рамках федеральной программы реконструкции малых северных аэропортов в будущем году Охотский район получит большой объем строительных материалов, которые будут доставляться морским путем. Исходя из этого, а также принимая во внимание скоротечность навигационного периода в порту Охотск, слаженность в работе всех задействованных на завозе служб приобретает большое значение.

На протяжении последних трех лет стабильно невысокую долю в общем объеме грузооборота порта составляют объемы вывоза рыбопродукции добывающими предприятиями Охотского района, и год нынешний не стал в этом смысле исключением. В текущем году за пределы района было вывезено немногим более 20 тыс. тонн мороженой рыбопродукции. Этот показатель соотносим с цифрами года предыдущего, когда рыбаками было вывезено 17 тыс. тонн продукции. Данные показатели нельзя назвать успешными, и виной тому целый ряд факторов, в том числе климатических, не позволивших рыбодобывающим предприятиям своевременно освоить квоты на вылов водных биоресурсов.

Тенденция к изменению русла реки Кухтуй на входе в морской порт Охотск после каждого шторма отмечалась Службой капитана порта и ранее, однако никогда прежде она не носила столь критичный характер, как в нынешнем году. В немалой степени ухудшению навигационной обстановки способствовало обилие штормов, образующих переметы на баре реки и изменяющих направление входного фарватера, тем самым существенно уменьшая величину проходной осадки и возможности для маневрирования заходящим в порт судам.

Аварийных случаев в нынешнюю навигацию удалось избежать только путем постоянного контроля глубин на фарватере, снижения величины проходной осадки и в немалой степени мастерством лоцманов Николаевского-на-Амуре отдела Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт», работающих в морском порту Охотск вахтовым методом в навигационный период. Учитывая стратегическое значение порта для жизни Охотского района, а также тот фактор, что дноуглубительные работы проводились уже довольно давно, деятельность Службы капитана порта в ближайшее время будет направлена на обоснование необходимости их скорейшего производства.

Вопрос проведения в порту Охотск дноуглубительных работ был поднят капитаном порта в ходе недавнего визита в Охотский район заместителя министра промышленности и транспорта Хабаровского края. Краевые власти заинтересованы в развитии Охотского порта, однако, как и везде, краеугольным здесь является вопрос финансирования.

Оператор на праве хозяйственного ведения – ФГУП «Нацрыбресурсы», вступивший в права после банкротства в 2008 году ФГУП «Охотский морской рыбный порт», заинтересованности в развитии старейшего порта на Дальнем Востоке не проявляет. Все произведенные в порту работы по укреплению причальной стенки, монтажу гидротехнических сооружений, повышению уровня транспортной безопасности были осуществлены за счет средств арендатора ООО «Охотская горно-геологическая компания», и субарендатора ООО «Охотский морской порт». ФГУП «Нацрыбресурсы» напоминает о своем присутствии в порту только лишь непомерными размерами арендной платы за пользование причалами, которая, по информации арендаторов, в будущем году будет еще повышена.

Оптимизма в вопросе долгосрочного развития морского порта Охотск не добавляет и тот фактор, что с освоением «Охотской горно-геологической компанией» нового месторождения драгоценных металлов, которое идет сейчас интенсивными темпами, необходимость в ежегодном завозе золотосодержащей руды в Охотск отпадет, что неизбежно отразится на показателях грузооборота порта. Инвесторов, заинтересованных во вложении финансовых средств в развитие порта, который в недалеком будущем будет заниматься только доставкой грузов в рамках программы северного завоза и перевалкой рыбопродукции, в настоящее время нет.

Необходима принципиально новая стратегия для порта, которая затрагивала бы и вопросы общего социально-экономического развития отдаленного северного района. Пока что, увы, приходится констатировать факт крайней зависимости порта Охотск от одного частного инвестора, у которого, впрочем, на первом месте стоят вопросы извлечения прибыли из золотодобывающего бизнеса.

На протяжении ряда лет нерешенным остается вопрос буксирного обеспечения порта. Мощность действующих в порту в период навигации буксиров едва перекрывает необходимый минимум, а если принять во внимание их солидный возраст, то становится понятным каждодневное беспокойство за безопасность мореплавания. Перед стивидорной компанией ООО «Охотский морской порт» ежегодно ставится вопрос о необходимости улучшения буксирного обеспечения, однако кардинально ничего не меняется. Для сотрудников Службы капитана морского порта очевиден факт, что в вопросе буксирного обеспечения, как и в вопросах проведения дноуглубительных работ без заинтересованности органов государственной власти не обойтись.

Между тем, Охотск ежегодно принимает иностранных гостей, прибывающих морским путем. В июне порт посетило пассажирское судно «Профессор Хромов» с иностранной делегацией из 50 человек на борту. В их числе были путешественники из США, Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, Канады, Японии, Германии, Швейцарии, Франции, Швеции и Дании. И это отнюдь не первый визит в порт судов с иностранцами на борту.

В 2014 году на рейд Охотска прибыло пассажирское судно The World под флагом Багамских островов – первый морской круизный лайнер, выполненный в качестве частного жилища. На борту судна находились 266 членов экипажа и 102 пассажира, в основном граждане США и Великобритании. Программа пребывания гостей состояла из ознакомления с местными достопримечательностями, посещения местного краеведческого музея и Дома культуры, где для них была подготовлена концертная программа.

Возможно, стратегия развития морского порта Охотск, а вместе с ней и самого северного района Хабаровского края в дальнейшем и будет связана с развитием водного туризма, поскольку путешественников в наших краях интересуют и природные красоты, и богатая история, неразрывно связанная с существованием порта. Но, безусловно, району нужны свои предприятия и рабочие места, и хорошо, если они будут связаны с производством экспортной продукции, возможности для отгрузки которой через Охотский порт имеются.

Морские порты №9 (2016)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России