Страховка вместо лицензии?
29.06.2017
Морские порты
Минтранс России предлагает отменить лицензирование на перевалку опасных грузов, морские и речные перевозки, буксировку. Предложение не ново – такая же инициатива обсуждалась в 2008 году, а в 2012-м так и не реализованный законопроект списали в архив.
И тогда, и сейчас речь шла о замене лицензирования страхованием. И тогда, и сейчас портовое сообщество было против. В прошлый раз Правительство РФ собиралось установить слишком высокие тарифы – единственным выигравшим оказалась бы страховая компания. Сейчас деталей нет, размер тарифов неизвестен. Еще одна претензия к законопроекту: страхование не является заменой лицензирования, поскольку компенсирует ущерб, но не предупреждает опасную ситуацию.
Александра Васильцева
Планы Минтранса
О том, что Минтранс готовит новый законопроект об отмене некоторых видов лицензирования, заговорили в конце прошлого года. Во время совместного с Минтрансом заседания совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) позицию ведомства озвучил выступивший директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев.
«В планах Минтранса есть продвижение законопроекта об оптимизации контрольно-надзорной деятельности в области морского и внутреннего водного транспорта, – заявил он. – Этот законопроект подразумевает фактически ликвидацию института лицензирования на водном транспорте. Мы предлагаем отменить лицензирование по всем видам за исключением пассажирских перевозок, потому что в этой области есть определенные нюансы».
Причем, как уточнил глава департамента, новшество коснется не только перевозчиков, но и стивидоров. Под лицензирование сейчас попадает погрузочно-разгрузочная деятельность при работе с опасными грузами (порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №490). Лицензию сроком на пять лет выдает Ространснадзор.
Что придет на смену лицензированию, В.Клюев не уточнил. Он лишь пояснил, что «вместо лицензирования следует ввести более прогрессивные методы регулирования».
Некоторые выводы можно сделать из предыдущих высказываний чиновников. В марте 2016 года похожие вопросы обсуждались на встрече Министра транспорта РФ Максима Соколова и участников Союза транспортников России. Представители Минтранса пояснили, что ведомство готовит отмену лицензий в четырех случаях:
– при перевозке опасных грузов внутренним водным или морским транспортом;
– при погрузке-разгрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
– при буксировке морским транспортом;
– при перевозке пассажиров маломерными судами.
Проект документа был направлен на рассмотрение в Росморречфлот и в Ространснадзор. По их расчетам, уже в апреле 2016 года законопроект должен был выйти на стадию общественного обсуждения.
На той же встрече В.Клюев говорил, что, выступая за отмену лицензирования, Минтранс поддерживает введение альтернативных мер: расширение государственного портового контроля и страхования гражданской ответственности за лицензируемые деяния.
Позиция АСОП
Пока планы Министерства транспорта реализуются с опозданием. Законопроект об отмене лицензирования до сих пор не дошел до общественного обсуждения. В конце прошлого года документ еще находился в правовом департаменте Минтранса, то есть даже не получил окончательного согласования в других ведомствах.
«Мы не знаем, что конкретно предлагает министерство, поскольку не видели пока никаких проектов документов на этот счет», – говорит исполнительный директор АСОП Серик Жусупов.
В целом отношение к инициативе Минтранса у портовиков довольно осторожное. При отмене лицензирования появится какой-то другой вид контроля. Вопрос в том, как это будет выглядеть.
«Мы полагаем, что участники портовой деятельности должны отвечать ряду требований. Прежде всего, это требования к техническому оснащению и профессиональной подготовке персонала, – рассказал журналу «Морские порты» С.Жусупов. – Лицензирование – один из инструментов контроля. Возможно, по мнению представителей Минтранса, существующая система лицензирования требует изменений, позволяющих повысить качество данного контроля и надзора».
Однако в марте 2016 года Минтранс помимо расширения государственного портового контроля рассматривал в качестве альтернативной меры и дополнительное страхование деятельности стивидоров. Второе явно ведет к дополнительным расходам. И не вполне соответствует смыслу лицензирования.
«Что касается возможной замены лицензирования страхованием деятельности, то АСОП против такого подхода, – продолжает С.Жусупов. – Дело в том, что страхование предполагает компенсацию ущерба от возможного инцидента, но не его предупреждение. Мы же считаем, что главное – именно предупредить опасную ситуацию, то есть не допустить ее возникновения. В этом плане страхование неэффективно».
Забытое старое
На самом деле идея заменить лицензию страховым полисом далеко не нова. Впервые подобный законопроект был внесен в Госдуму еще в августе 2008 года. Инициатором выступало Правительство РФ, документ был разработан при активном участии Министерства экономического развития под руководством Эльвиры Набиуллиной. Проект закона являлся ответом на призыв президента Дмитрия Медведева снизить административные барьеры.
Речь шла о перевозке и перевалке опасных грузов, а также буксировке. Говорилось, что вместо лицензии игроки рынка должны иметь договор страхования гражданской ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Страховой тариф должен был рассчитываться по правилам, утвержденным Правительством РФ.
«Для оценки рисков при осуществлении предпринимательской деятельности были привлечены представители страхового и банковского сообщества, проведены консультации с представителями лицензирующих органов и предпринимательскими объединениями», – говорилось в пояснительной записке.
Впрочем, профессиональное сообщество без большого энтузиазма отреагировало на законопроект. «Фактическими выгодоприобретателями выступали страховые компании, – вспоминает председатель Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП Александр Алексеенко. – Сохранялся ряд требований к деятельности, но одновременно вводились страховые взносы. Нагрузка на бизнес росла. Портовое сообщество выступило категорически против этого законопроекта».
Сдержанно к проекту отнеслись даже представители других ведомств. «Основная проблема заключается в том, что он (законопроект. – Ред.) предлагает создать пул страховщиков, куда нужно обязательно попасть для того, чтобы иметь право страховать ответственность. Именно по этому пункту есть замечания двух органов – Совета по кодификации и Государственно-правового управления Президента РФ. Они возражают против этой схемы», – говорил В.Клюев (на тот момент заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса).
Законопроект быстро прошел первое чтение, но затем «завис» среди отложенных на неопределенный срок инициатив. Точка была поставлена лишь в декабре 2012 года, когда постановлением Госдумы РФ документ был отклонен и снят с дальнейшего рассмотрения.
Впрочем, последовала «реинкарнация». Весной 2016 года в парламент поступил законопроект все о том же внесении изменений в порядок лицензирования. Авторы – депутат Госдумы Александр Меткин (недавно он написал заявление о досрочном прекращении полномочий) и член Совета Федерации Николай Власенко. Текст очень короткий. Авторы призывают исключить из перечня лицензируемых видов деятельности перевозку пассажиров и опасных грузов внутренним водным и морским транспортом, а также буксировку морским транспортом. Про погрузочно-разгрузочные работы – ни слова. Ничего не сказано и о том, чем авторы законопроекта предлагают заменить лицензирование.
Немного подробнее пояснительная записка. Парламентарии напоминают, что соискатель лицензии должен соответствовать ряду требований. Однако такие же требования определены в Кодексе торгового мореплавания РФ, Кодексе внутреннего водного транспорта и Федеральном законе «О морских портах в РФ…». Поэтому лицензирование, по сути, является дублирующим инструментом.
В то же время оно создает ряд помех для бизнеса перевозчиков. Так, судовладелец (фрахтователь) может направить документы на получение лицензии, только укомплектовав судно экипажем. Срок рассмотрения заявления доходит до 45 дней. Все это время судно простаивает, а владелец или фрахтователь несет издержки на его содержание и оплату персонала. Особенно это критично для перевозчиков на внутренних водных путях, где навигация длится всего 3-4 месяца.
Авторы подчеркивают, что в Западной Европе отсутствует лицензирование перевозки пассажиров и опасных грузов. Поэтому иностранные перевозчики, заходящие в Россию, имеют преимущество перед отечественными игроками.
Между тем законопроект не выглядит перспективным. Как рассуждают в Правовом управлении Госдумы, отмена лицензирования повлечет отмену госпошлины, а следовательно, и потери для бюджета. Поэтому данный проект закона требует согласования с Правительством РФ. А как известно из практики, инициативы отдельных депутатов почти никогда не проходят «правительственный фильтр».
В ожидании законопроекта
Сейчас в АСОП ждут публикации Минтрансом законопроекта об отмене лицензирования. Поняв, что конкретно предлагается, представители Ассоциации смогут детально проработать свою позицию. Точные сроки, когда появится документ, неизвестны.
Ранее АСОП активно принимала участие в обсуждении законодательных инициатив в этой сфере. Например, профильный комитет работал с законопроектом о включении в перечень лицензируемых видов деятельности ремонта и обслуживания железнодорожного парка в морских портах. В своем заключении Ассоциация предупреждала, что подобное расширение перечня носит избыточный характер и устанавливает дополнительные административные барьеры. В конечном счете это негативно скажется на возможности проводить ремонт вагонов в порту силами стивидоров.
Морские порты №1 (2017)