«Восточный Порт»: технологии экологии - Морские вести России

«Восточный Порт»: технологии экологии

05.07.2017

Морские порты

«Восточный Порт»: технологии экологии

АО «Восточный Порт» – крупнейший специализированный угольный порт страны. Он обеспечивает треть объема экспортной перевалки угля на Дальнем Востоке и пятую часть объема перевалки угля всех российских портов. Предприятие растет и расширяется, строит 3-ю очередь угольного терминала – это один из масштабных в Приморском крае инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры, в том числе включающий создание федеральной железнодорожной инфраструктуры.

«Восточный Порт» является не только крупнейшей, но и одной из самых высокотехнологичных стивидорных компаний на Дальнем Востоке. Это в полной мере относится и к сфере обеспечения на угольном предприятии экологической безопасности: стивидорная компания активно использует технологии защиты окружающей среды и готовится применять новые.

Ольга Гольдберг

«Восточный Порт» находится за чертой города Находка, на выделенной территории, предназначенной для технологического использования. Расположение вдали от крупного населенного пункта минимизирует влияние предприятия на жителей с точки зрения экологии. А для защиты окружающей среды компания использует инновационные решения. В 2016 году порт вложил в природоохранные технологии 32,3 млн рублей, инвестировав в повышение эффективности систем пылеподавления в местах пересыпа угля, очистки почвы, сточных и ливневых вод.

Системы аспирации воздуха

Особенности груза, предназначенного для перевалки, были учтены еще на этапе проектирования угольного терминала, и порт оборудован современными решениями для предотвращения выброса твердых веществ в воздух.

Максимальный риск попадания пыли в атмосферу возникает в процессе перегрузки груза, то есть когда уголь высыпается, перемещается с конвейера на конвейер либо из вагона в бункеры.

Пересыпные станции конвейеров оборудованы укрытиями, где воздух вытягивается мощными вентиляторами и поступает в аспирационные системы. Он проходит через многочисленные фильтры, на которых оседают частицы угольной пыли. Аспирационные установки находятся в каждом месте пересыпа, на каждом участке, где происходит работа с пылящим грузом.

При выгрузке вагоноопрокидывателей в закрытом здании используется система сухого тумана. Высыпающийся из вагонов уголь покрывает водный купол из мелкодисперсионных частиц, а воздух затем отфильтровывается с помощью системы аспирации.

Ветрозащитные сооружения

В феврале 2017 года в порту заработала новая система ветрозащиты, закрывшая еще один участок, по которому открытые составы с углем перемещаются по территории. Ветровые сооружения состоят из арочных стальных каркасных укрытий длиной 300 метров и высотой 20 метров, расположенных вдоль пути следования составов с размороженным углем к вагоноопрокидывателям. Одновременно в укрытиях помещается более 30 вагонов с углем, который таким образом защищается от повторного смерзания и от выдувания в период сильных приморских ветров.

«Ветрозащитные сооружения – ноу-хау наших специалистов, – подчеркивает управляющий директор АО «Восточный Порт» Анатолий Лазарев. – Система уже доказала свою эффективность. Она позволила обеспечить 100-процентную выгрузку угля во время переворота вагона в вагоноопрокидывателе. Теперь разогретые вагоны с углем не требуют повторного возврата в вагоноразмораживатели после ожидания выгрузки в зимний период. Возросла скорость работы – среднесуточная выгрузка в январе составила более 670 вагонов, это на 14%, или на 170 тыс. тонн больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

Снегогенератор и системы орошения

На открытых складах распространению угольной пыли по окружающей территории препятствуют система орошения и снегогенератор. Они распыляют на угольные штабели воду либо снег в зависимости от сезона. Вода создает защитную корку на поверхности угля, снег полностью покрывает уголь и не дает ветру разносить угольную пыль.

Рис. 1. Система орошения складов

Рис. 2. Снегогенератор на Универсальном перегрузочном комплексе

«Такой снегогенератор, какой купили мы, увидишь не на каждом горнолыжном курорте, – шутит Анатолий Лазарев. – Это большие финансовые вложения, но благодаря им появилась возможность эффективно бороться с пылеобразованием».

Справка

Перевалка угля в портах открытым способом – общепринятая практика. Использование крытых угольных терминалов экономически невыгодно. Единственный действующий на постсоветском пространстве крытый угольный терминал находится в одной из прибалтийских стран. Себестоимость работ на нем неоправданно высока, а объемы перевалки невелики.

Очистные установки

Круглосуточно на терминале работают установки: 21 для очистки воздуха, 8 для очистки сточных вод. Обновленная система многоуровневой фильтрации очищает осадки, выпавшие на поверхность терминала, до норм рыбохозяйственных водоемов, исключая их прямое попадание в морскую акваторию.

В 2016 году результаты регулярного экологического мониторинга продемонстрировали улучшение показателей порта и соответствие стандартам.

В порту действует собственная лаборатория, ежедневно ведущая мониторинг всех воздействий на окружающую среду и информирующая о нештатных ситуациях. По словам управляющего директора компании, за последние пять лет таких ситуаций не возникало, все показатели находятся в пределах нормы и паспортных значений.

Модернизация с экологическим акцентом

В январе этого года в порт прибыла судопогрузочная машина (СПМ), оборудованная уникальной многоступенчатой системой магнитной очистки угля. Машина предназначена для погрузки угля на крупнотоннажные балкеры типа «кейпсайз» грузоподъемностью до 180 тыс. тонн.

По системе конвейеров уголь поступает на СПМ, которая по стреле доставляет его непосредственно к трюму балкера. Характеристики стрелы (вылет 46 метров, угол возвышения от -15 до +15 градусов в зависимости от стоящего под погрузкой судна) позволяют опускать формирователь потока на конце стрелы прямо в трюм, что исключает попадание мелких частиц угля в акваторию бухты.

Оператор контролирует вращение формирователя потока для создания равномерности загрузки угля. Это помогает исключить крен и обеспечить безопасность экипажа и судна. Также для гарантии экологической чистоты погрузочных работ на СПМ установлена система водяной завесы.

«Новая СПМ не имеет аналогов в России. Она оснащена дополнительной системой финальной очистки угля перед погрузкой на судно с помощью специальных магнитных барабанов. В них используются самые мощные неодимовые магниты, уголь при загрузке прилегает к магнитам, что обеспечивает максимальную степень очистки при сохранении скорости загрузки», – рассказывает Анатолий Лазарев.

Безопасности работе оператора СПМ уделено отдельное внимание. Отапливаемая стабилизированная кабина расположена в центральной части рамы стрелового конвейера и имеет шестигранную форму и конструкцию, обеспечивающие оператору хороший обзор для контроля всего процесса погрузки.

Управляющий директор подчеркивает важность создания максимально комфортных условий для операторов СПМ: «При такой работе, где требуется филигранная точность и концентрация на контроле погрузочного процесса, ничто не должно отвлекать».

Еще две аналогичные судопогрузочные машины запланированы к поставке на причал строящейся 3-й очереди терминала.

Социально ответственный бизнес

На форуме «Транспорт России - 2016» «Восточный Порт» сообщил о заключенном с администрацией города Находки пятилетнем соглашении по вопросам защиты экологии.

Соглашение предусматривает совместное использование современных природоохранных технологий на производстве, обмен данными экологического мониторинга, разработку и реализацию программ экологического образования жителей городского округа и всего Приморского края. Предприятие также будет вести информационный обмен с администрацией в части соблюдения норм российского законодательства по охране окружающей среды, проведению озеленения территории и осуществлению производственных процессов согласно международным стандартам охраны окружающей среды.

«Порт продолжит работу по использованию на своих терминалах самых современных экологических разработок, существующих в мире. Мы постоянно стремимся к тому, чтобы совершенствовать природоохранные технологии. Думаю, что все, от обывателя до профессионала, понимают, что работа нами проведена большая и качественная, – говорит Анатолий Лазарев. – За все время работы предприятия мы стали профессионалами в отрасли пылеподавления. Соседние терминалы и порты стремятся следовать нашему примеру, покупают аналогичное оборудование. И всю информацию мы будем передавать в администрацию Находки, чтобы наш положительный опыт могли использовать и другие стивидоры, действующие на территории городского округа. Уверен, что общими усилиями нам гораздо быстрее удастся улучшить экологическую обстановку в Находке и подать хороший пример другим стивидорным компаниям».

АО «Восточный Порт» в цифрах:

Рост грузооборота
22,7 млн тонн угля – 2015 год
23,5 млн тонн угля – 2016 год
39 млн тонн угля – прогноз на 2019 год после введения 3-й очереди угольного комплекса в 2017 году

Доля в перевалке угля на экспорт
20% – морские порты РФ
31% – морские порты Дальневосточного бассейна

Грузополучатели угля в 2016 году (% от грузооборота)
41% – Южная Корея
26% – Япония
11% – Китай

Выгрузка в 2016 году
324 тыс. полувагонов
526 судов

Рекорд по количеству выгруженных вагонов за сутки
1050 вагонов – более 70 тыс. тонн угля (ноябрь 2016 года)

Инвестиции в природоохранные мероприятия
32,3 млн рублей – 2016 год
до 400 млн рублей – 2017 год

Круглосуточный экологический мониторинг
21 установка для очистки воздуха
8 установок для очистки сточных вод

3-я очередь терминала

2017 год – ввод в эксплуатацию
17,2 млрд рублей – объем инвестиций в рамках резидентства СПВ
619 – количество планируемых рабочих мест

Морские порты №1 (2017)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021