Николаевск-на-Амуре: создание ТОР стимулирует развитие водного транспорта - Морские вести России

Николаевск-на-Амуре: создание ТОР стимулирует развитие водного транспорта

01.02.2018

Морские порты

Николаевск-на-Амуре: создание ТОР стимулирует развитие водного транспорта

Николаевский-на-Амуре порт является морским и речным портом Дальнего Востока. Порт расположен на левом берегу Амура в 23 милях выше устья и находится в 977 км от г.Хабаровска и в 582 км от железнодорожной станции Комсомольск-на-Амуре. В порту перерабатываются генеральные, лесные, минерально-строительные грузы, уголь, контейнеры. Особенностью порта является то, что он функционирует только в период летней навигации, которая длится 5,5 месяца – с середины мая до середины ноября с возможными отклонениями по погодным условиям.

Несмотря на особенности навигации у порта намечаются серьезные перспективы развития, которые связаны с развитием газовой промышленности и судостроения на Дальнем Востоке, рыбоперерабатывающей отрасли и туризма, а главное – с созданием территории опережающего развития, предусматривающей для инвесторов режим преференций.

Андрей Спиридонов, капитан морского порта Николаевск-на-Амуре, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Особенности навигации

Зимняя навигация в Николаевском-на-Амуре морском порту отсутствует, так как осадка судов при прохождении фарватеров Амурского лимана ограничена, а с появлением льда маневренные качества судов намного снижаются. В связи с утверждением Приказа Минтранса России от 24.12.2013 г. №483 «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Николаевск-на-Амуре» значительно упростилась процедура прохождения судами фарватеров Амурского лимана, что значительно повысило привлекательность морского порта Николаевск-на-Амуре. Однако неблагоприятные природно-климатические условия, географическая отдаленность порта, короткий навигационный период, неразвитость транспортных систем усложняют транспортировку грузов и приводят к ее удорожанию, что в свою очередь негативно сказывается на экономике порта в целом.

Расстояние от Николаевска-на-Амуре до Хабаровска водным путем составляет 977 км, воздушным – 650 км, расстояние до ближайшей железнодорожной станции Комсомольск-на-Амуре – 582 км. Река Амур является основной транспортной артерией, по которой не только летом, но и зимой по льду осуществляется связь с другими населенными пунктами.

С началом навигации в середине мая начинается движение судов с внутренних водных путей из портов, находящихся на берегах Амура. Этими судами осуществляется доставка в первую очередь социально значимых грузов для жителей города Николаевска-на-Амуре и его района – продукты, топливо, медикаменты, оборудование для школ и больниц. С начала июня, когда Амурский лиман освобождается ото льда, в порт Николаевск-на-Амуре идут суда и с морской стороны – Охотского моря и Татарского пролива.

В третьей декаде июня текущего года после очищения западной части Охотского моря ото льда был дан старт северному завозу. Из морского порта Николаевск-на-Амуре пошли суда с различными видами грузов для обеспечения жизнедеятельности поселений, находящихся на берегах Охотского моря. Уже в сентябре было доставлено около 90% планируемых грузов.

Большую роль в обеспечении безаварийного судоходства и безопасности плавания в зоне ответственности играет филиал ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Николаевск-на-Амуре. Служба капитана порта и инспекция государственного портового контроля филиала на этих направлениях стремятся к качественному исполнению возложенных на них функций.

Внимание к Дальнему Востоку

Программой развития Дальнего Востока предусмотрено развитие рыбной промышленности в Николаевском районе. В августе 2016 года в поселке Чныррах Николаевского района (Хабаровский край) заработал новый перерабатывающий завод ООО «Восточный рыбокомбинат». Этот завод создан на базе старого рыбоперерабатывающего комплекса, но благодаря инвестициям собственников завод оснащен современным оборудованием, что позволяет ему производить продукции до 500 тонн в сутки.

На базе бывшего судостроительного завода возрождается судоремонт. 19 апреля 2017 года принято постановление Правительства РФ №464 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Николаевск». Режим преференций распространен на территорию шести муниципальных образований площадью 531 тыс. га: городское поселение «Город Николаевск-на-Амуре», Иннокентьевское сельское поселение, Красносельское сельское поселение, городское поселение «Рабочий поселок Многовершинный», Оремифское сельское поселение, Члянское сельское поселение Николаевского муниципального района Хабаровского края.

В качестве одного из видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим, указана и деятельность водного транспорта. Это стимулирует развитие порта и новых перспективных видов экономической деятельности.

С начала навигации 2017 года в порту начата реконструкция пассажирского причала №10. В эту навигацию наблюдается рост пассажирских перевозок как на местных линиях (осуществляются по-прежнему теплоходом «ОМ-5»), так и на междугородних перевозках между Комсомольском-на-Амуре и Николаевском-на-Амуре (осуществляются судами типа «Метеор»). Данные мероприятий входят в комплекс мер, направленных на развитие водного туризма в период до 2020 года, и предусматривают повышение качества перевозок и комфорта для пассажиров, участвующих в водном туризме не только в регионе, но и по всей России.

Драйвер роста – природный газ

В связи с планируемым строительством Амурского газоперерабатывающего завода в городе Свободном Амурской области в 2018-2022 годах начались мероприятия по разработке логистической концепции по доставке грузов проекта «Строительство Амурского газоперерабатывающего завода». Данный проект предусматривает большой объем перевалки грузов для строительства Амурского ГПЗ через порты Приморского и Хабаровского краев, в том числе и через морской порт Николаевск-на-Амуре.

С 2018 по 2022 год по планам доставки строительных грузов только в Николаевском-на-Амуре морском порту ожидается увеличение грузопотока на 15-20%. В настоящее время разработаны две программы:

1. Баржебуксирная концепция «Проект Амурский ГПЗ», которая предусматривает постройку мелкосидящих барж для использования в перевозках крупнотоннажного оборудования по реке Амур и реке Зея. Общее расстояние доставки грузов от морского порта Николаевск-на-Амуре до причала Амурского ГПЗ по рекам составит 2136 км. В период навигаций с 2018 по 2022 год запланировано перевезти 27,76 тыс. тонн крупнотоннажного оборудования объемом 176 тыс. кубометров.

2. Логистическая концепция доставки грузов проекта «Строительство Амурского ГПЗ», которая предусматривает доставку грузов из стран - поставщиков оборудования морским путем в порты Российской Федерации и дальнейшую их доставку до Амурского ГПЗ различными видами транспорта – железнодорожным, автомобильным и речным. При перевозке морским путем до российских портов планируется использовать до 14 судов типа Неavy Lift.

Строительство Амурского ГПЗ является частью государственной программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Строительство Амурского ГПЗ предусматривает обеспечение на долгосрочную перспективу внутренних потребностей регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в газе, а также экспортных поставок в страны АТР товарного газа и гелия.

Кроме того, строительство Амурского ГПЗ позволит обеспечивать сырьем газохимические производства и, безусловно, окажет положительное многофакторное влияние на социально-экономическое развитие регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Морские порты №7 (2017)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021