Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП - Морские вести России

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП

20.02.2018

Морские порты

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП

Основание городу-порту Магадан было положено в 1929 году на берегу бухты Нагаева Охотского моря. Первоначально был построен поселок для рабочих, занимающихся добычей золота и прочих полезных ископаемых на территории Колымского края. Была создана перевалочная база, через которую шло снабжение многочисленных геолого-разведочных партий, строителей дорог и первых горнорудных приисков, разбросанных на огромном пространстве от Охотского моря до бассейна реки Колымы. Удаленность, труднодоступность региона и отсутствие железной дороги явились первопричиной строительства морского порта.

Первый пирс был построен в 1932 году, на следующий год – поставлен первый ряж, что дало возможность швартоваться одному судну. В 1935-м построен второй причал. Официальный статус порта 3-го разряда и название Нагаево получил 29 июня 1936 года постановлением Совнаркома СССР. В 1977 году порт получил новое название – Магаданский морской торговый порт.

Романоз Цхадаия, капитан морского порта Магадан, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Сегодня в порт Магадан осуществляют судозаходы как российские, так и иностранные суда. В порту действуют таможенный и пограничный посты и таможенный склад. Местным флотом прибывающие продовольственные и промышленные грузы доставляются в колымские и камчатские населенные пункты, расположенные по побережью Охотского моря. Напомним, что в Колымский край морским путем доставляется 99% всех грузов, в их число входят и 100% жидкого и твердого топлива, строительных материалов и техники.

Реконструкция и развитие

В настоящее время в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» морской порт Магадан активно реконструируется.

Ранее 60% всех грузов, прибывающих в Магадан морским путем, обрабатывались на причале №5, так как он имеет статус специализированного контейнерного терминала. Особое внимание сейчас уделено масштабной реконструкции 4-го и 5-го причалов. Финансирование данных работ из федерального бюджета составило более 1 млрд рублей. Окончание реконструкции ожидается к концу 2017 года.

В целях бесперебойного функционирования порта на период проведения работ задействовано около 70 человек, которые работают в две смены.

Нужно отметить, что при строительстве причалов применяется специальный бетон, которому не страшна ледяная соленая вода. Все металлоконструкции – из специальной стали, устойчивой к коррозии и перепадам температур.

После реконструкции причалов швартоваться к ним смогут суда с большей осадкой. Впоследствии причал №4 сможет поменять свое назначение и на нем также будут обрабатываться контейнерные грузы. Для работы на 4-м причале планируется установить два новых крана «Либхерр» грузоподъемностью 124 и 84 тонны, позволяющих выполнять выгрузку и погрузку крупногабаритного тяжеловесного оборудования для горнодобывающей отрасли.

Большие надежды нами возлагаются на то, что вышеуказанная ФЦП будет реализовываться и дальше, и в нее войдут и другие объекты Магаданского порта, нуждающиеся в реконструкции. Это позволит морскому порту столицы Колымы увеличить объемы грузооборота и значительно повысить скорость разгрузки судов.

Как уже упоминалось нами ранее, в регионе по-прежнему продолжается активная деятельность совместного предприятия НК «Роснефть» и Statoil ASA по развитию шельфовых проектов, связанных с разведкой и добычей нефти в акватории Охотского моря.

В октябре 2017 года началась буксировка китайской буровой Nanhai-9 из порта Шеньчжэнь в Охотское море. Данная установка будет доставлена в сахалинский порт Корсаков. Перед транспортировкой изготовители подготовили оборудование к безопасной работе в климатических условиях Охотского моря. Установка Nanhai-9 предназначена для бурения двух поисковых скважин на участках российского шельфа «Магадан-1» и «Лисянский».

Подготовка к зимней навигации

В преддверии навигации 2017-2018 годов для нас актуальны вопросы, касающиеся проведения мероприятий, направленных на организацию готовности к осенне-зимнему периоду. Для этих целей капитан морского порта издает соответствующие распоряжения.

Особое внимание со стороны Службы капитана порта уделяется проверке и последующему контролю за готовностью экипажей судов к действиям по всем видам тревог, борьбе с обледенением, состоянию водонепроницаемости корпуса, люковых закрытий, отсеков, проверяется комплектность аварийного снабжения, наличие на борту необходимого запаса топлива, пресной воды, провизии, готовности к немедленному использованию индивидуальных и коллективных спасательных средств, включая запуск двигателей спасательных шлюпок в условиях низких температур и т.д.

Морской порт Магадан является портом, который осуществляет круглогодичную навигацию. Вместе с тем, он является замерзающим портом. Для портов с такой категорией Росморречфлотом ежегодно утверждается план расстановки ледоколов на соответствующий период ледокольных проводок. Начало и окончание периода ледокольной проводки судов в акватории морского порта и на подходах к нему объявляются капитаном морского порта.

В этом году с началом ледообразования и осуществления ледокольных проводок мы ожидаем прибытие в порт Магадан ледокола «Магадан».

При планировании маршрута ледокольной проводки всегда задействовано много сил. Для этих целей капитаном морского порта ежегодно создается Комиссия (штаб) по организации осуществления ледокольной проводки судов в морском порту и на подходах к нему. Специализированными гидрометеорологическими службами проводится комплекс мероприятий по сбору и обработке гидрометеорологических и ледовых наблюдений, анализируется прогноз погоды и ледовая обстановка в районе следования судна.

В сложных ледовых условиях при отсутствии видимости или невозможности в силу технических, погодных или иных причин провести ледовую авиаразведку капитаны ледоколов прибегают к так называемой разведке льда корпусом. Разведку льда корпусом выполняют с целью определения проходимости льда на непротяженных участках ледовой трассы или при проходе перемычек сплоченного льда.

В прошлом году на конец декабря температура воздуха в порту Магадан составляла -25-30 С, на конец февраля 2017 года – -10-15 С, вследствие чего происходило активное ледообразование. Период ледокольных проводок в порту длился с 10.12.2016 г. по 10.05.2017 г. Максимальная протяженность ледокольной проводки в порту в зимнюю навигацию 2016-2017 годов составила 91 морскую милю, максимальная продолжительность – 16 часов.

Во избежание повторений прошлогодних ситуаций, когда в результате установившихся низких температур толщина ледового припая у причальных сооружений порта Магадан и бухте Нагаева достигла от 1 до 1,5 метра, а в восточной части – до 1,7 метра и в результате чего швартовные операции продолжались от 4 до 12 часов, в 2017 году в период ледокольных проводок к околке бухты ото льда привлекались ледоколы Магаданского филиала ФГУП «Росморпорт» «Капитан Хлебников» и «Магадан». По итогам проделанных работ в акватории порта максимальная толщина льда не превышала 0,2 метра. Приливно-отливным течением лед выносило из бухты, благодаря чему в акватории порта он не нарастал.

Впоследствии с учетом фактической ледовой обстановки, категории ледовых усилений и технических характеристик судов по согласованию с капитаном морского порта Магадан суда могли следовать с использованием рекомендаций ледокола и штаба ледокольных операций по маршруту самостоятельно.

Морские порты №8 (2017)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России