«Тольяттиазот» создает новый канал экспорта аммиака - Морские вести России

«Тольяттиазот» создает новый канал экспорта аммиака

06.03.2018

Морские порты

«Тольяттиазот» создает новый канал экспорта аммиака

Одно из ведущих предприятий химической промышленности России – ПАО «Тольяттиазот» (ТОАЗ) ведет строительство уникального перевалочного комплекса в порту Тамань, который позволит компании ежегодно отправлять на экспорт 2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида. Инвестиционный проект реализуется на собственные средства компании, объем которых составит более 14 млрд рублей.

Ввод перевалочного комплекса в эксплуатацию, запланированный на 2020 год, создаст новый канал экспорта аммиака как альтернативу прежнему маршруту его транспортировки по трубопроводу через Одессу, что обеспечит независимость экспорта этого продукта от внешнеполитической ситуации и значительно укрепит позиции компании на мировом рынке.

Татьяна Дмитриева

Единственный в России

Перевалочный комплекс «Тольяттиазота» в порту Тамань станет единственным в России сооружением по перевалке аммиака, а с инженерной точки зрения у него не будет и мировых аналогов.

В состав комплекса войдут три основных блока – береговой перевалочный терминал, гидротехнический комплекс, способный принимать суда дедвейтом до 50 тыс. тонн, и комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений. Уже построены и ждут ввода в эксплуатацию сливная эстакада, биологические очистные сооружения, резервуары для хранения продукции, внутренний аммиакопровод, собственные электростанция и компрессорная станция и другие объекты.

По словам Николая Федорова, руководителя проекта, заместителя генерального директора ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот», комплекс по перевалке аммиака уже выполнен на 80-90%, параллельно ведется проектирование и подготовка к строительству причала по перевалке карбамида.

От ближайшей железнодорожной станции Вышестеблиевская к порту Тамань проведена специальная ветка протяженностью 36 км, построены станции Тольяттиазот и Волна с необходимыми железнодорожными путями. Также в порту проложена автомобильная дорога и построена уникальная эстакада, выдающаяся в море на 2,5 км, по которой аммиак и карбамид будут доставляться для погрузки на суда.

Грузопотоки перевалочного комплекса, строительство которого ведет ТОАЗ, включены в общую схему развития Таманского транспортного узла в части железнодорожной составляющей. Дорожная карта развития морских портов в Азово-Черноморском бассейне до 2020 года, утвержденная Правительством РФ, также предусматривает создание такого комплекса. В свою очередь, весь проект грузового порта Тамань специальным постановлением правительства включен в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

Новый экспортный канал

После распада СССР многие морские терминалы остались за пределами России, их использование для отечественных предприятий стало проблематичным. Учитывая правительственную установку на приоритет перевалки российских грузов через российские порты, стоит отметить, что в России до сих пор нет ни одного терминала по перевалке аммиака – в настоящее время все производители пользуются зарубежными портами. Поэтому строительство перевалочного комплекса, которое ведет ТОАЗ, в действительности вопрос государственного значения.

Ситуацию с экспортом аммиака в последние годы дополнительно усугубила политическая обстановка на Украине, через территорию которой проходит основной маршрут транспортировки аммиака ТОАЗ – аммиакопровод Тольятти – Одесса мощностью 2,5 млн тонн с дальнейшей погрузкой на суда через АО «Одесский припортовый завод», расположенный в порту Одесса. По этому маршруту направляется на экспорт 60% аммиака, производимого компанией, остальные 30% вывозятся железнодорожным транспортом и 10% – автотранспортом.

Как и в случае с транзитом газа, Украина не раз поднимала вопрос о повышении стоимости транзита аммиака, добиваясь такими действиями снижения объемов транзита. Так, в ноябре 2016 года прокачка аммиака снизилась до 80 тыс. тонн вместо минимально согласованного объема 120 тыс. тонн в месяц. В конце декабря 2016 года после отказа ТОАЗ от подписания допсоглашения к действующему контракту с «Укрхимтрансаммиаком», предусматривавшего очередное повышение платы за транзит тонны аммиака по территории Украины, аммиакопровод был полностью остановлен. В феврале текущего года спор был урегулирован и прокачка аммиака возобновлена. Однако данная ситуация еще раз показала необходимость создания независимого от внешнеполитической ситуации логистического коридора для экспорта продукции.

Именно эту задачу призван решить запуск нового перевалочного комплекса. После выхода на проектную мощность он позволит «Тольяттиазоту» отправлять на экспорт 2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида. В настоящее время более 70% продукции ТОАЗ отправляется на экспорт, потребители продукции – десятки стран на пяти континентах. Аммиак вывозится в Марокко, Тунис, Индию, Бельгию, карбамид экспортируется в Германию, Турцию, ЮАР и другие страны.

«Введение в эксплуатацию нового перевалочного комплекса позволит нам дополнительно увеличить экспортный потенциал и расширить географию поставок продукции на мировые рынки», – говорит Петр Орджоникидзе, председатель совета директоров ПАО «Тольяттиазот».

Сегодня мощности компании позволяют выпускать более 3 млн тонн аммиака и 960 тыс. тонн карбамида в год. Возможность отправлять больше продукции на экспорт обеспечивается системной работой ТОАЗ по модернизации и расширению производства. В ближайшее время будет начато строительство новой установки, на которой будет производиться аммиак из продувочных газов. Также к 2020 году планируется построить третий агрегат по выпуску карбамида мощностью 2200 тонн в сутки.

С пользой для региона

Помимо очевидной выгоды для российской экономики, проект по строительству перевалочного комплекса будет играть важную роль в развитии Краснодарского края. Наличие крупного инфраструктурного объекта обеспечит тысячи рабочих мест для местного населения. Должное внимание при строительстве объекта «Тольяттиазот» уделяет и его экологической безопасности – технологии обработки воды и очистки воздуха на предприятии постоянно совершенствуются.

«Минимизация влияния промышленного производства на окружающую среду является не только фактором инвестиционной привлекательности, но и программой социальной ответственности нашего предприятия», – отмечает Петр Орджоникидзе.

Не дожидаясь окончания строительства объекта, ТОАЗ уже взял на себя социальные обязательства – построил в Тамани новую телебашню, помог отремонтировать больницу, закупил для Темрюкского района новые автобусы.

Морские порты №8 (2017)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России