Порт Невельск: работа инспекции Госпортконтроля - Морские вести России

Порт Невельск: работа инспекции Госпортконтроля

15.03.2018

Морские порты

Порт Невельск: работа инспекции Госпортконтроля

Основные предпосылки к увеличению судозаходов и объемов перевалки грузов в Невельском морском порту связаны с увеличением объема перевалки угля. Помимо этого, порт возрождает былую значимость и в качестве субъекта рыбной отрасли. Компании-операторы морских терминалов в порту разрабатывают и другие серьезные проекты, направленные на увеличение объемов перевозок и расширение номенклатуры перерабатываемых грузов. На терминалах Курильских островов Невельского морского порта подходит к завершению процесс модернизации и приведения причальных сооружений в соответствие с требованиями сегодняшнего дня.

В связи с этим повышается роль Службы капитана порта и входящей в ее состав инспекции государственного портового контроля по обеспечению безопасности мореплавания в порту.

Аркадий Макаров, капитан морского порта Невельск, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Новые возможности перевалки и тоннажа

По итогам работы порта за 9 месяцев 2017 года объемы перевалки грузов увеличились до 1,36 млн тонн и превысили годовой грузооборот за 2016 год в 1,11 млн тонн. Увеличение в основном произошло за счет рейдовой перевалки угля.

В связи с этим на фоне открывшихся новых возможностей и технических решений одной из наиболее важных задач Службы капитана порта стала организация мест по перевалке грузов на рейде непосредственно в границах морского порта.

В настоящее время рейдовая перевалка угля с судна на судно уже не лимитируется глубиной у причалов и их длиной. Глубины у причалов позволяют грузить суда до осадки в 7 метров, а ограничения в подходном фарватере уменьшают ее до 5,5 метра. Наличие же рейдового перегрузочного комплекса позволяет осуществлять погрузку балкеров с осадкой до 14 метров.

Порт сегодня обеспечивает погрузку балкеров экспортно-импортных направлений вместимостью до 65 тыс. тонн, что позволяет увеличить грузооборот порта и тоннаж судов, повысив тем самым заинтересованность новыми возможностями как операторов морских терминалов, так и судовладельцев. Технология рейдовой перевалки подразумевает погрузку угля в порту и доставку его на рейдовый перегрузочный комплекс тремя судами вместимостью от 2 тыс. до 5 тыс. тонн.

В целях обеспечения безопасности мореплавания и экологической безопасности в местах рейдовой перевалки оператором предоставляется технологическая схема производства работ. Капитан морского порта рассматривает и согласовывает технологическую схему с учетом: 1) наличия мест убежищ, обеспечивающих укрытие судов от ветроволнового воздействия; 2) наличия достаточного водного пространства и глубины для маневрирования при подходе выгружающихся судов к судну-накопителю или принимающему судну и отходе от него; 3) достаточности обеспечения места якорной стоянки судов; 4) интенсивности судоходства в данном районе; 5) условий безопасности судоходства и порядка в морском порту.

Служба капитана порта осуществляет постоянный контроль исполнения положений технологических схем в соответствии с возложенными на нее функциями.

Табл. 1. Сравнительный анализ судозаходов по типам судов за 2015-2017 гг.

Типы судов

2015 год

2016 год

2017 год 9 мес.

Генеральные

523

402

347

Танкеры

121

86

38

Буксирные

21

16

12

Пассажирские

376

473

492

Рефрижераторные

799

736

693

Рыболовные

3223

3296

3114

Суда обеспечения

8

3

5

Яхты

16

29

37

Прочие

62

8

21

Всего

5149

5049

4759

Обеспечение безопасности службой ИГПК

Инспекция государственного портового контроля (ИГПК) морского порта Невельск является структурным подразделением Службы капитана порта и наделена полномочиями и функциями по осуществлению контроля за безопасностью мореплавания, обеспечением сохранности человеческой жизни на море, охраной окружающей среды, а также за соблюдением действующих международных соглашений в данных сферах, нормативных актов РФ.

Инспекторским составом при проведении осмотров проверяется выполнение экипажами судов требований нормативных документов, организация и несение общесудовой и вахтенной службы, наличие и ведение судовой документации, исправность технических средств, готовность членов экипажей судов к действиям по судовым тревогам, выполнение требований правил пожарной безопасности, общее техническое состояние судна и условия труда, быта и соблюдение трудовых прав моряков.

В связи с постоянным совершенствованием национальной и международной нормативно-правовой базы в области безопасности мореплавания инспекторы ГПК проходят курсы повышения квалификации как в специализированных учебных заведениях РФ, так и в рамках сотрудничества с иностранными коллегами.

За 9 месяцев 2017 года в морском порту Невельск было проинспектировано в общей сложности 355 судов. О качестве инспектирования говорит факт улучшения общего технического состояния флота, отсутствие задержаний в иностранных портах и позитивного отношения судовладельцев к состоянию своих судов. Увеличение затрат на обслуживание судов, их технических средств приводит в целом к уменьшению потерь, связанных с простоем судов, к которым применяют такие меры, как задержания в портах за серьезные несоответствия требованиям.

Сравнительный анализ замечаний, сделанных инспекторами ГПК, показывает, что за последние 1-2 года снизилось количество замечаний по таким разделам, как «экипаж», «средства борьбы с пожаром», «сигналы тревог», «безопасность в целом»; увеличилось количество замечаний по разделам «судовые свидетельства и документы», «груз», «грузовая марка», «эксплуатационные недостатки», загрязнение морской среды» и т.д. В целом результаты работы ИГПК представлены в таблице 2 «Сравнительный анализ данных работы ИГПК за 2015-2017 гг.».

Табл. 2. Сравнительный анализ данных работы ИГПК за 2015-2017 гг.

Год

Приход

Отход

Кол-во инспекций

Кол-во задержаний

Кол-во замечаний

2015

5165

5149

391

0

1055

2016

5082

5049

433

0

1087

2017 (9 мес.)

4681

4759

355

0

1238

Морские порты №8 (2017)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021