Порт Невельск: работа инспекции Госпортконтроля
15.03.2018
Морские порты
Основные предпосылки к увеличению судозаходов и объемов перевалки грузов в Невельском морском порту связаны с увеличением объема перевалки угля. Помимо этого, порт возрождает былую значимость и в качестве субъекта рыбной отрасли. Компании-операторы морских терминалов в порту разрабатывают и другие серьезные проекты, направленные на увеличение объемов перевозок и расширение номенклатуры перерабатываемых грузов. На терминалах Курильских островов Невельского морского порта подходит к завершению процесс модернизации и приведения причальных сооружений в соответствие с требованиями сегодняшнего дня.
В связи с этим повышается роль Службы капитана порта и входящей в ее состав инспекции государственного портового контроля по обеспечению безопасности мореплавания в порту.
Аркадий Макаров, капитан морского порта Невельск, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»
Новые возможности перевалки и тоннажа
По итогам работы порта за 9 месяцев 2017 года объемы перевалки грузов увеличились до 1,36 млн тонн и превысили годовой грузооборот за 2016 год в 1,11 млн тонн. Увеличение в основном произошло за счет рейдовой перевалки угля.
В связи с этим на фоне открывшихся новых возможностей и технических решений одной из наиболее важных задач Службы капитана порта стала организация мест по перевалке грузов на рейде непосредственно в границах морского порта.
В настоящее время рейдовая перевалка угля с судна на судно уже не лимитируется глубиной у причалов и их длиной. Глубины у причалов позволяют грузить суда до осадки в 7 метров, а ограничения в подходном фарватере уменьшают ее до 5,5 метра. Наличие же рейдового перегрузочного комплекса позволяет осуществлять погрузку балкеров с осадкой до 14 метров.
Порт сегодня обеспечивает погрузку балкеров экспортно-импортных направлений вместимостью до 65 тыс. тонн, что позволяет увеличить грузооборот порта и тоннаж судов, повысив тем самым заинтересованность новыми возможностями как операторов морских терминалов, так и судовладельцев. Технология рейдовой перевалки подразумевает погрузку угля в порту и доставку его на рейдовый перегрузочный комплекс тремя судами вместимостью от 2 тыс. до 5 тыс. тонн.
В целях обеспечения безопасности мореплавания и экологической безопасности в местах рейдовой перевалки оператором предоставляется технологическая схема производства работ. Капитан морского порта рассматривает и согласовывает технологическую схему с учетом: 1) наличия мест убежищ, обеспечивающих укрытие судов от ветроволнового воздействия; 2) наличия достаточного водного пространства и глубины для маневрирования при подходе выгружающихся судов к судну-накопителю или принимающему судну и отходе от него; 3) достаточности обеспечения места якорной стоянки судов; 4) интенсивности судоходства в данном районе; 5) условий безопасности судоходства и порядка в морском порту.
Служба капитана порта осуществляет постоянный контроль исполнения положений технологических схем в соответствии с возложенными на нее функциями.
Табл. 1. Сравнительный анализ судозаходов по типам судов за 2015-2017 гг.
Типы судов |
2015 год |
2016 год |
2017 год 9 мес. |
---|---|---|---|
Генеральные |
523 |
402 |
347 |
Танкеры |
121 |
86 |
38 |
Буксирные |
21 |
16 |
12 |
Пассажирские |
376 |
473 |
492 |
Рефрижераторные |
799 |
736 |
693 |
Рыболовные |
3223 |
3296 |
3114 |
Суда обеспечения |
8 |
3 |
5 |
Яхты |
16 |
29 |
37 |
Прочие |
62 |
8 |
21 |
Всего |
5149 |
5049 |
4759 |
Обеспечение безопасности службой ИГПК
Инспекция государственного портового контроля (ИГПК) морского порта Невельск является структурным подразделением Службы капитана порта и наделена полномочиями и функциями по осуществлению контроля за безопасностью мореплавания, обеспечением сохранности человеческой жизни на море, охраной окружающей среды, а также за соблюдением действующих международных соглашений в данных сферах, нормативных актов РФ.
Инспекторским составом при проведении осмотров проверяется выполнение экипажами судов требований нормативных документов, организация и несение общесудовой и вахтенной службы, наличие и ведение судовой документации, исправность технических средств, готовность членов экипажей судов к действиям по судовым тревогам, выполнение требований правил пожарной безопасности, общее техническое состояние судна и условия труда, быта и соблюдение трудовых прав моряков.
В связи с постоянным совершенствованием национальной и международной нормативно-правовой базы в области безопасности мореплавания инспекторы ГПК проходят курсы повышения квалификации как в специализированных учебных заведениях РФ, так и в рамках сотрудничества с иностранными коллегами.
За 9 месяцев 2017 года в морском порту Невельск было проинспектировано в общей сложности 355 судов. О качестве инспектирования говорит факт улучшения общего технического состояния флота, отсутствие задержаний в иностранных портах и позитивного отношения судовладельцев к состоянию своих судов. Увеличение затрат на обслуживание судов, их технических средств приводит в целом к уменьшению потерь, связанных с простоем судов, к которым применяют такие меры, как задержания в портах за серьезные несоответствия требованиям.
Сравнительный анализ замечаний, сделанных инспекторами ГПК, показывает, что за последние 1-2 года снизилось количество замечаний по таким разделам, как «экипаж», «средства борьбы с пожаром», «сигналы тревог», «безопасность в целом»; увеличилось количество замечаний по разделам «судовые свидетельства и документы», «груз», «грузовая марка», «эксплуатационные недостатки», загрязнение морской среды» и т.д. В целом результаты работы ИГПК представлены в таблице 2 «Сравнительный анализ данных работы ИГПК за 2015-2017 гг.».
Табл. 2. Сравнительный анализ данных работы ИГПК за 2015-2017 гг.
Год |
Приход |
Отход |
Кол-во инспекций |
Кол-во задержаний |
Кол-во замечаний |
---|---|---|---|---|---|
2015 |
5165 |
5149 |
391 |
0 |
1055 |
2016 |
5082 |
5049 |
433 |
0 |
1087 |
2017 (9 мес.) |
4681 |
4759 |
355 |
0 |
1238 |
Морские порты №8 (2017)