Порт Сабетта готов к отгрузкам СПГ - Морские вести России

Порт Сабетта готов к отгрузкам СПГ

19.03.2018

Морские порты

Порт Сабетта готов к отгрузкам СПГ

Служба капитана порта филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в порту Сабетта призвана решать множество задач, основными из которых являются общие для всех АМП, – контроль соблюдения российского и международного законодательства в сфере мореплавания, обеспечение безопасности судоходства в порту и на подходах к нему, обеспечение экологической, транспортной безопасности и охраны здоровья человека.

В настоящее время строительство завода СПГ и объектов инфраструктуры морского порта Сабетта в целом завершено. Идет подготовка к приему танкеров- газовозов для отгрузки СПГ. В этой связи коллектив филиала готовится к решению новых задач, связанных с обеспечением контроля судов типа «Кристоф де Маржери», количество заходов которых в морской порт будет нарастать и составит в конечном итоге до 250 единиц ежегодно. В этом году объем грузооборота порта Сабетта за 9 месяцев составил 5,35 млн тонн.

Юрий Луцык, капитан морского порта Сабетта, ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики»

Первые шаги портовых властей

В связи с началом строительства завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) Южно-Тамбейского нефтегазового месторождения, открытого еще в 1975 году, и морского порта по отгрузке продукции завода было принято решение об образовании Администрации морского порта Сабетта. Сегодня это филиал ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» в морском порту Сабетта. Практическое начало работы филиала – прибытие первых сотрудников в вахтовый поселок – 23 июля 2013 года.

Сегодня в своей работе филиал руководствуется Распоряжением Правительства РФ от 26.02.2013 г. №242-р «Об установлении границ морского порта Сабетта», Постановлением Правительства РФ от 25.04.2013 г. №374 «О присвоении наименования географическому объекту в Ямало-Ненецком автономном округе – морской порт Сабетта».

В связи с вступлением в действие Распоряжения Правительства РФ от 03.10.2015 г. №1964-р о включении участка №3 (Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти (АТКО) Новопортовского месторождения) в акваторию морского порта Сабетта, а также Распоряжения Правительства РФ от 12.09.2015 г. №1795-р о включении участка №2 (терминала отгрузки нефти Салмановского нефтегазоконденсатного месторождения) в акваторию морского порта Сабетта изменены границы морского порта Сабетта, на которые распространяется исполнение капитаном морского порта Сабетта функций, определенных законодательством РФ, распоряжениями Правительства РФ, ведомственными приказами и другими нормативно-правовыми актами, а также международными договорами РФ.

С чего началась работа капитана морского порта? В августе 2013 года начинались масштабные дноуглубительные работы по строительству акватории порта и подходного канала. Одновременно завозились грузы различного назначения для строительства завода СПГ и морского порта, было налажено круглогодичное судоходство с ледокольными проводками судов. Грузы доставлялись сначала на временные площадки морскими, речными судами и баржебуксирными составами. Первой задачей капитана порта и его службы было наладить безаварийную работу в акватории в условиях интенсивного судоходства и строительства.

День сегодняшний

На сегодня в порту построено шесть причалов, а также два технологических причала – ТП №1 и ТП №2 – для судов-газовозов. Заканчивается строительство ледозащитных сооружений – северо-западного (СЗЛЗС) и юго-восточного (ЮВЛЗС) – объектов инфраструктуры, с введением в строй которых завершится общее строительство в Сабетте.

В настоящее время акватория порта Сабетта, включая подходной канал, полностью подготовлена к эксплуатации; в акватории причалов предусмотрен разворотный круг диаметром 600 метров; построены и действуют входные створы, ККС; глубины у причалов также соответствуют проектным.

Причалы №1-6, в отличие от причалов ТП №1 и ТП №2, назывались причалами подготовительного периода (ОПП) и строились для того, чтобы завозить модули для строительства завода СПГ, оборудование и другие грузы общего назначения. Сегодня решается вопрос об их назначении в дальнейшем.

В настоящий момент в стадии строительства находится административное здание, в котором будут размещаться СУДС, лоцманская служба ФГУП «Росморпорт» и сотрудники филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Сабетта. Структура СУДС и посты АРТП для осуществления контроля и связи с судами на морском канале в настоящий момент находятся на стадии формирования.

В отсутствие СУДС проводка судов и постановка их к причалам осуществляется совместными действиями инспекторов ИГПК, находящихся на дежурстве, лоцманской и диспетчерской службами порта при поддержке портовых буксиров. Лоцманское обеспечение изначально осуществляется лоцманами ФГУП «Росморпорт».

В условиях проведения дноуглубительных работ в акватории порта безопасность судоходства обеспечивалась благодаря скоординированным действиям сменного оператора (координатора) дноуглубительного флота, инспекторов ГПК, лоцманской службы и капитанов судов. Обеспечению безаварийной работы участников в значительной степени способствовала оперативная расстановка силами ФГУП «Росморпорт» временных СНО, положение которых корректировалось постоянно, в зависимости от ситуации в акватории.

Ледокольные проводки в суровых условиях

Ледокольное сопровождение в акватории Северного морского пути и на подходах к порту Сабетта осуществляют ледоколы ФГУП «Атомфлот»; в порту работают два буксира этой судоходной компании «Пур» и «Тамбей». Ледокольные проводки в акватории порта осуществляют ледоколы ФГУП «Росморпорт» – «Москва» и «Тор»; ожидается приход из Мурманска нового ледокольного буксира «Юрибей».

Период ледокольных проводок начинается примерно с начала декабря и заканчивается в начале июля, в зависимости от ледовой обстановки и погодных условий. В период ледокольных проводок работает Штаб ледокольных проводок ФГБУ «АМП Западной Арктики», на совещаниях которого решаются оперативные вопросы в части использования ледоколов, порядка проводки судов и другие вопросы, касающиеся плавания судов в суровых ледовых условиях.

Все навигационные операции в акватории порта – заходы судов в порт, швартовки, выходы из порта – предварительно обсуждаются сотрудниками СКП с участием лоцманов и капитанов судов, ставятся задачи и определяются способы их решения.

Главная цель таких коллективных обсуждений – поиск оптимальных решений по обеспечению безаварийной работы, безопасности при проводках судов и швартовных операциях, используя опыт хорошей морской практики и профессионализм всех участников транспортного процесса, а также на основе анализа прогнозов и фактических погодных условий, уровней воды, данных карт ледовой обстановки, состояния ледового покрова, оценки готовности причалов к постановке судов и другой оперативной информации.

В апреле текущего года в ледовых условиях впервые был выполнен тестовый заход танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» длиной 300 метров. Не так давно это судно было вновь ошвартовано у технологического причала №2 с целью погрузки СПГ. До конца года планируется прибытие следующего газовоза; запланировано торжественное открытие заводского комплекса.

ИГПК на вахте

Портовый контроль в порту Сабетта осуществляется в полном объеме на постоянной основе. Работа специалистов инспекции государственного портового контроля (ИГПК) производится в вахтовом режиме в соответствии с Положением о работе вахтовым методом. На действующей вахте находятся пять сотрудников: в порту Сабетта это капитан порта (либо его заместитель), три инспектора портового контроля и один инспектор ИГПК на терминале АТКО на мысе Каменный.

С начала 2016 года на удаленном участке №3 акватории порта Сабетта в районе мыса Каменный в целях обеспечения контроля судов, производящих погрузку нефти Южно-Тамбейского нефтяного месторождения на Арктическом терминале круглогодичной отгрузки башенного типа (АТКО), инспекторы ИГПК несут вахту на постоянной основе. В недалекой перспективе открытие постоянно действующего отделения ИГПК на удаленном участке №2, предназначенном для погрузки сырья Салмановского (Утреннее) нефтегазоконденсатного месторождения, и в этой связи расширение штата сотрудников филиала Сабетта.

С каждым годом растет объем перевалки грузов в морском порту Сабетта и в дальнейшем ожидается динамичный рост грузооборота за счет введения новых мощностей. Учитывая особенности судоходства в суровых климатических условиях Крайнего Севера, необходимо неукоснительно выполнять в том числе требования Правил плавания в акватории Севморпути.

В этой связи одной из основных задач для сотрудников филиала является поддержание на должном уровне и постоянное углубление профессиональных знаний и практических навыков в целях осуществления наиболее полного и объективного контроля исполнения российского законодательства и международных договоренностей в области мореплавания, обеспечения безопасности судоходства и сохранения окружающей среды.

Табл. 1. Количество судозаходов на вход/выход в морской порт Сабетта за 9 месяцев 2017 года

Суда

2016 г.

9 мес. 2016 г.

9 мес. 2017 г.

Порт Сабетта. Всего

1 182

862

772

Суда загранплавания всего, в том числе:

521

379

242

Все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных, в том числе:

246

183

106

пассажирские суда

-

-

-

ледоколы

2

2

-

Накатные, наплавные суда

40

30

32

Контейнеровозы

2

2

-

Наливные суда

233

164

104

Каботажное плавание всего, в том числе:

661

483

530

Все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных, в том числе:

508

401

258

пассажирские суда

-

-

-

ледоколы

11

10

10

Накатные, наплавные суда

40

27

21

Контейнеровозы

9

9

14

Наливные суда

104

46

237

Морские порты №8 (2017)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021