Факторы роста и факторы сдерживания грузооборота (часть 1) - Морские вести России

Факторы роста и факторы сдерживания грузооборота (часть 1)

21.03.2018

Морские порты

Блицопрос операторов морских терминалов о методах и возможностях увеличения грузооборота и причинах сдерживания его роста

Портовая отрасль из года в год демонстрирует положительную динамику грузооборота, несмотря на сложные условия в мировой экономике в последнее десятилетие. Вместе с тем, для того чтобы поддерживать эту тенденцию, от представителей отрасли потребовались крупные инвестиции и немалые усилия в развитие портовой инфраструктуры.

Чтобы понять, какие возможности сегодня есть у портовой отрасли по дальнейшему наращиванию объемов перевалки российских внешнеторговых грузов, насколько готов бизнес и дальше вкладываться в развитие портовых мощностей и перегрузочного оборудования и что сдерживает его в стремлении увеличивать основной показатель производительности – грузооборот, редакция журнала «Морские порты» провела блицопрос топ-менеджеров стивидорных компаний, в котором попросила ответить их на два вопроса: 1. За счет чего Ваша компания планирует увеличивать грузооборот в ближайшие годы? 2. Что сдерживает реализацию планов Вашей компании по увеличению грузооборота?

Владимир Лавренчук, заместитель генерального директора ОАО «Калининградский морской торговый порт»

1. В последние годы через Калининградский морской торговый порт идет не так много устоявшихся и стабильных грузопотоков. Но при этом постоянно увеличивается объем грузов, которые появляются на определенный период, причем среди них встречаются и те, с которыми мы не работали раньше. Благодаря привлечению таких грузов наша компания долгое время поддерживает объем грузооборота на относительно стабильном уровне.

Так, в последние годы нам удалось компенсировать падение отдельных видов грузов (черных металлов, щебня и контейнеров) увеличением перевалки угля, а в 2017 году мы привлекли в наш порт грузы, материалы и оборудование для строительства терминала СПГ и инфраструктурных проектов чемпионата мира по футболу 2018 года.

В ближайших планах компании приобретение 80-тонного портального крана и перегрузочной техники нового поколения, что позволит в будущем привлечь новые грузы – металлопрокат, продукцию химической индустрии, пиломатериалы, различное оборудование, увеличить существующие грузопотоки и грузооборот нашего порта.

2. Реализацию планов по увеличению грузооборота ОАО «Калининградский морской торговый порт» сдерживают традиционные для Калининградской области барьеры – высокие железнодорожные тарифы (валютная составляющая), действующие для российских грузов при транзите через территорию Литвы и Белоруссии.

Андрей Ярославцев, управляющий директор АО «Туапсинский морской торговый порт»

1. Говорить о планах по увеличению грузооборота в ближайшие несколько лет без отрыва от предыдущего периода было бы некорректно. Долгосрочные 10-, 12-летние программы, направленные на увеличение объемов грузооборота, были разработаны и последовательно реализуются в АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП) с 2010 года, так что в ближайшее время мы будем развиваться в уже намеченных направлениях.

Из основных – это расширение возможностей по перевалке зерновых. Реконструкция Туапсинского зернового терминала (ТЗТ) позволит не только увеличить пропускную способность комплекса с 2 до 3 млн тонн зерна в год, но и расширить номенклатуру этого вида грузов. Мы уже приступили к реализации проекта по реконструкции ТЗТ, который также предусматривает и развитие железнодорожной инфраструктуры порта, соответственно, увеличится и пропускная способность по всем сухим грузам. Завершение работ намечено на 2021 год.

По черным металлам ТМТП планирует наращивать объемы перевалки за счет модернизации систем хранения, складов, грузовых площадок, реализации отдельной инвестиционной программы по обновлению портальных кранов и перегрузочной техники в целом. В частности, в ближайшее время у порта появится возможность выгрузки из вагонов и погрузки на суда слябов массой до 60 тонн, вырастет качество перегрузки стали в рулонах массой места до 32 тонн. В ближайшие годы планируется увеличение производственных мощностей и ро-ро терминала (плодоовощи).

Годовой грузооборот угля в течение последних лет и в перспективе останется неизменным – не более 3 млн тонн. Это сознательное ограничение, принятое ТМТП: с учетом внедренных в порту современных экологических систем пылеподавления именно такой объем мы можем перевалить без ущерба для окружающей среды и жителей города.

2. Нефтеналивные грузы составляют половину грузооборота ТМТП. Однако производственные мощности порта используются всего на 40% (пропускная способность 17 млн тонн, в 2016 году перевалено 7 млн тонн). Помимо запуска «Роснефтью» собственных причалов, сдерживающим фактором роста по этим грузам остается и продолжающаяся реконструкция Туапсинского нефтеперерабатывающего завода.

По прочим грузам в планах мы вынуждены учитывать внешние сдерживающие факторы, как экономические, так и геополитические. Так, поставки плодоовощной продукции из Турции – основного импорта в грузообороте ТМТП – хоть и возобновились, но в малых объемах, по-прежнему действует ряд ограничений. Антидемпинговые расследования в Европе и заградительные меры в Америке против российских металлургов могут оказать тормозящее влияние на номенклатуру и объемы перевалки по черным металлам, а планы и фактические объемы перевалки зерновых во многом зависят от конъюнктуры экспортного рынка зерновых, формирующих их стоимость.

Впрочем, итоги работы ТМТП в последние годы демонстрируют стабильно высокий уровень устойчивости и адаптации к работе в любых условиях. Мы работаем на результат, помимо увеличения пропускной способности, мы улучшаем и качество оказываемых услуг, что дает нам уверенность в планах на будущее.

Петр Асеев, директор ООО «Ростовский универсальный порт»

1. На сегодняшний день грузооборот ООО «Ростовский универсальный порт» составляет около 1,5 млн тонн в год, порт оперирует всеми видами грузов за исключением наливных. Основное стратегическое направление, за счет которого мы планируем увеличивать грузооборот в ближайшие годы, – это строительство зернового терминала мощностью до 1 млн тонн. Сейчас терминал находится на этапе проектирования, в следующем году мы планируем начать его строительство и в течение первых двух лет выйти на перевалку 300-500 тыс. тонн зерна, а затем на полную проектную мощность.

Наращивать грузооборот за счет контейнерных грузов, к сожалению, в настоящее время не представляется возможным. Это связано с падающим спросом на услуги контейнерной линии в акватории морского международного порта Ростов-на-Дону. Основной поток импортных грузов в контейнерах направляется через ПАО «Новороссийский морской торговый порт», который в силу регулярности работы контейнерных линий, развитой специализированной инфраструктуры и большого количества судозаходов контейнеровозов использовать для этой цели гораздо целесообразнее.

2. Реализацию планов по увеличению грузооборота ООО «Ростовский универсальный порт» сдерживают два фактора. Первый связан с недостаточной пропускной способностью железнодорожной станции Заречная, которая физически не может обеспечить получение в адрес порта достаточного объема насыпных и генеральных грузов экспортного направления. В то время как мощности и, соответственно, грузопоток нашего порта и других портов на левом берегу Дона увеличиваются, пропускная способность железнодорожной станции, построенной в начале прошлого века, остается прежней. И это является на сегодняшний день серьезной проблемой.

Второй фактор связан с состоянием флота класса «река-море»: основная часть флота, обслуживающего порты Азово-Донского бассейна, была построена 30 и более лет тому назад. Данное обстоятельство неизбежно приведет к тому, что на горизонте 5-10 лет можно ожидать выбытие до 70% флота класса «река-море» в связи с достижением им предельного срока эксплуатации и физическим износом. Данная ситуация может поставить под сомнение дальнейшее существование и развитие портов Азово-Донского бассейна.

Владимир Григорьев, генеральный директор АО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт»

1. В последние годы приоритетный груз АО «ЕВРАЗ НМТП» – это уголь. Грузооборот предприятия растет с каждым годом. Так, в 2016 году порт преодолел важный рубеж в 10 млн тонн, более 6 млн тонн из которых составил уголь.

Повышать показатели удается за счет системных преобразований, в первую очередь совершенствования логистики движения грузов как в адрес порта, так и на его территории. Также в 2016 году в АО «ЕВРАЗ НМТП» была проведена внутренняя оптимизация – несколько комплексов были объединены в структуру универсального грузового терминала. Помимо этого в порту была создана новая диспетчерская служба, которая полностью формирует объемы загрузки и контролирует путь груза от продавца до покупателя.

Оптимизация производственной деятельности в «ЕВРАЗ НМТП» – процесс постоянный и непрерывный. В планах на 2017 год – перевалить более 10 млн грузов.

Начиная с 2018 года в АО «ЕВРАЗ НМТП» запланирована реализация сразу нескольких инвестиционных проектов, в том числе строительство вагоноопрокидывателя. После введения в эксплуатацию данного оборудования эффективность перегрузочного процесса значительно увеличится – предприятие сможет переваливать более 15 млн тонн грузов.

2. Технически «ЕВРАЗ НМТП» уже сегодня готов обрабатывать до 12 млн тонн грузов в год, из которых 8 млн тонн придется на уголь и около 4 млн – металл. Однако потенциал предприятия ограничен пропускной способностью прилегающих железнодорожных станций. В связи с этим крайне желательно, чтобы стратегия развития РЖД параллельно учитывала планы развития стивидоров. Информация о планах развития Находкинского морского торгового порта до РЖД доводится регулярно.

Морские порты №8 (2017)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021