Безопасность морских перевозок начинается на берегу реки Кухтуй - Морские вести России

Безопасность морских перевозок начинается на берегу реки Кухтуй

23.03.2018

Морские порты

Безопасность морских перевозок начинается на берегу реки Кухтуй

Поселок Охотск расположен на берегу реки Кухтуй и является первым и старейшим российским поселением на Дальнем Востоке, с которого началось освоение всего Дальневосточного побережья. В этом году поселок и порт Охотск отметили свое 370-летие со дня основания.

Морской порт Охотск сегодня – это основные ворота для доставки грузов, большая доля которых является частью северного завоза, столь необходимого для социально-экономического развития всего Охотского района в целом.

Список наименований и перечень грузов, обрабатываемых в порту, разнообразен, его основу составляют генеральные и навалочные грузы, горюче-смазочные материалы, золотосодержащая руда, уголь, строительные материалы, социальные грузы – продукты питания и медикаменты, различная морская продукция.

Александр Водянов, исполняющий обязанности капитана морского порта Охотск, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Особенности судоходства и грузооборот порта

Порт Охотск располагает 5 причалами общей протяженностью 552 метра. Портовая инфраструктура позволяет принимать суда длиной не более 110 метров с максимальной осадкой 3,5 метра. Такие ограничения связаны прежде всего с глубинами на баре реки Кухтуй и максимальной длиной причалов порта. Скорость течения реки на фарватере вследствие ее узости резко увеличивается, достигая во время прилива 5 узлов, а во время отлива 10 узлов. Приливо-отливные течения в устье реки Кухтуй полусуточные, с высотой полной воды до 4 метров. Мористее фарватера расположен песчаный бар с глубинами 0,8-1,5 метра на 0 глубин. Также в районе устья наблюдались нагоны воды (высота волн в это время достигала 8 метров), переливающиеся через Тунгусскую косу и остров Охотская коса.

Арендатором причалов №1-5 является ООО «Охотская горно-геологическая компания». За счет собственных средств компании был произведен капитальный ремонт причалов №1 и №5. Данный факт позволяет безопасно и эффективно эксплуатировать гидротехнические сооружения не одну навигацию. Эффективной работе морского порта также способствуют применяемые портальные краны типа «Сокол» грузоподъемностью 32 тонны и «Ганс» грузоподъемностью 6 тонн, автокраны грузоподъемностью до 130 тонн, парк автопогрузчиков и спецтехники. В порту Охотск проводятся мероприятия по модернизации крановой механизации и транспортно-перегрузочного комплекса.

На сегодняшний день грузооборот порта составляет 216,14 тыс. тонн. Большой вклад в показатели грузооборота порта Охотск вносят компании ООО «Охотская горно-геологическая компания», ООО «Охотскэнерго», рыболовецкая артель «Иня», рыболовецкий колхоз имени Ленина, выступающие как грузополучатели и грузоотправители.

В навигацию 2017 года порт посетило 2 пассажирских судна – «Профессор Хромов» (флаг РФ) и Silver Discoverer (флаг Багамские Острова). Общее количество иностранных пассажиров составило 139 человек.

Безопасность мореплавания и ее обеспечение службой ИГПК

Подходит к завершению навигация 2017 года. Вообще навигация в порту длится с мая по ноябрь. Даты открытия и закрытия навигации в акватории морского порта зависят от преобладающих гидрометеорологических условий и ледовой обстановки в лагуне устья реки Кухтуй. В 2017 году закрытие навигации планируется с 1 декабря.

Благодаря корректным метеопрогнозам, предоставляемым ФГБУ «Колымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Магадан-погода) и капитанами судов, следующих в порт Охотск, создается полная картина о метеорологическом состоянии на подходах к акватории морского порта.

Обеспечением безопасности мореплавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему занимается Служба капитана морского порта Охотск, состоящая из опытных инспекторов Инспекции государственного портового контроля (ИГПК). Контроль, осуществляемый инспекторами ИГПК как за состоянием судов, так и за акваторией морского порта, является стимулом для судовладельцев и фрахтователей обеспечивать надлежащее конвенционное состояние своего флота.

За прошедшую навигацию 2017 года инспекторами ИГПК было проведено 24 инспекции судов под флагом РФ. В период с 1 августа по 30 ноября 2017 года была проведена концентрированная инспекционная кампания по проверке электронных картографических навигационно-информационных систем, установленных на судах, на соответствие Международной конвенции по охране человеческой жизни на море.

Актуальные вопросы и проблемы развития

Помимо успехов в работе порта имеются и свои трудности и проблемы, которые зачастую приходится решать «на ходу»: это и нехватка буксирного обеспечения в морском порту (особенно при одной короткой «стоп-воде» в светлое время суток, за которую необходимо провести лоцманскую проводку двух и более судов), и проблемы с доставкой лоцманов как в порт, так и на суда.

Большие трудности вызывает отсутствие промеров глубин (актуализированных и современных) на баре в устье реки Кухтуй и возможности их проведения. Необходимость осуществления Службой капитана порта регулярного контроля за промерами глубин вызвана тем, что после каждого шторма фарватер на баре реки меняется.

Учитывая все трудности и особенности судоходства в порту и на подходах к нему, большое внимание уделяется обеспечению безопасности мореплавания, требующего от капитанов судов и лоцманов профессионального мастерства в судовождении. С такими задачами в порту Охотск успешно справляется лоцманская служба Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт».

Показатели навигации 2017 года позволяют сделать вывод о том, что морской порт Охотск – стабильно развивающийся порт, привносящий свой вклад в развитие Дальнего Востока и в качественное улучшение уровня жизни людей, населяющих эти суровые и отдаленные от центра берега нашей необъятной России.

Морские порты №9 (2017)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России