Вклад портовых властей в повышение привлекательности порта Темрюк
26.03.2018
Морские порты
Морской порт Темрюк расположен на Таманском полуострове в Темрюкском заливе Азовского моря при впадении в него реки Кубань, в 4 км от города Темрюк Краснодарского края. Площадь территории порта – 229,2 га. Порт доступен для захода судов длиной до 140 м, шириной до 17,5 м, осадкой до 4,6 м. Период навигации круглогодичный.
В соответствии с пунктами 2 и 6 Положения о капитане морского порта исполнение функций по безопасности мореплавания в морском порту Темрюк осуществляется на его подходах (РП №65 и РП №66), якорной стоянке с семью якорными местами, на подходном (Глухом) канале, а также внутренней акватории порта, составляющей 22,7 кв. км. В морском порту Темрюк по состоянию на 1 ноября 2017 года числится 19 причалов, из них 17 – в работе, 2 – выведены из эксплуатации на время реконструкции.
Валерий Маляр, капитан морского порта Темрюк, ФГБУ «АМП Азовского моря»
Особенности судоходства и пропускные способности порта
Условия плавания в морском порту Темрюк характеризуются сгонно-нагонными колебаниями. При западных ветрах скоростью более 17 м/с в порту происходит нагон воды, вызывающий подъем ее уровня до 1,5 метра. Время подъема уровня воды зависит от скорости ветра и может достигать трех часов.
Существенное влияние на условия плавания оказывает течение реки Кубань, которое зависит от стока реки и сгонно-нагонных ветров. В различные времена года скорость течения изменяется от 0,8 до 2,4 узла. Акватория морского порта стеснена для маневрирования судов. Береговая полоса имеет слабоизвилистый контур.
В настоящее время морской порт Темрюк — это развивающийся порт, имеющий все предпосылки для дальнейшего экономического развития. Пропускная способность грузовых терминалов порта с общей длиной причального фронта более 2,5 км составляет 6,79 млн тонн в год, в том числе наливных грузов – 2,88 млн тонн, сухих грузов – 3,9 млн тонн, контейнеров – 10 тыс. тонн.
Общий грузооборот порта за 10 месяцев 2017 года составил 2,33 млн тонн (разбивку по направлениям см. в таблице 1, по видам грузов – в таблице 2). В соответствии с предоставленными стивидорными компаниями планами грузооборота в декабре-феврале 2017-2018 годов с учетом благоприятной ледовой обстановки планируется перевалить до 1 млн тонн грузов.
Табл. 1. Грузооборот морского порта Темрюк по направлениям перевозок (тыс. тонн)
Показатели |
10 месяцев 2017 г. |
---|---|
Грузооборот всего, в том числе: |
2330,60 |
Экспорт |
1978,44 |
Импорт |
14,35 |
Каботаж |
328,81 |
Бункерное топливо |
9,00 |
Табл. 2. Грузооборот морского порта Темрюк по видам грузов (тыс. тонн)
Показатели |
10 месяцев 2017 г. |
---|---|
Грузооборот всего, в том числе: |
2330,60 |
Лес и пиломатериалы |
45,52 |
Растительное масло |
2,34 |
Зерно и зерновые грузы |
293,79 |
Виноматериалы |
5,32 |
Цемент |
31,82 |
СУГ |
132,38 |
Уголь |
822,26 |
Металл |
127,80 |
Нефтепродукты |
412,58 |
Бункерное топливо |
9,00 |
Жидкие химические грузы |
253,90 |
Прочие грузы |
193,63 |
Предыдущий период ледокольных проводок во время зимы 2016-2017 годов для порта Темрюк составил 21 день – с 31 января по 20 февраля. За это время было проведено 2 каравана на вход в порт и 2 – на выход. Работали ледоколы «Капитан Крутов» (класс М-СП 2,5А) Российского речного регистра и «Спасатель Демидов» (класс КМ Arc5, лед до 80 см) Российского морского регистра судоходства. Обработано 25 судов, грузооборот составил 93,14 тыс. тонн. Максимальное время ожидания судами ледокольной проводки на вход – 6 часов, на выход – тоже 6 часов.
В 3-м квартале 2017 года выросло количество обрабатываемых судов за счет открытия в порту Темрюк морского грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ, реконструированного в пределах территории терминалов ООО «Мактрен-Нафта», ООО «КГС-Мол» и ООО «Темрюкский судоремонтный завод».
Основными критериями увеличения судозаходов и объемов перевалки грузов являются высокий уровень безопасности порта в различных аспектах и, как следствие, привлекательность порта для отечественных и иностранных инвесторов.
Контроль состояния судов
Капитаном морского порта в соответствии с пунктом 1 статьи 76 КТМ осуществляется контроль за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании. Данная функция среди прочих реализуется непосредственно осуществлением контроля за мореходным состоянием судов со стороны государства порта и государства флага.
За 10 месяцев текущего года количество судозаходов в морской порт Темрюк составило 905. Инспекторами ГПК проверено 62 судна под иностранными флагами, из них 8 задержано, 73 судна под российским флагом, из них 2 задержано. Основные критерии, по которым были задержаны суда, – нарушения навигационного, технико-эксплуатационного регламентов, а также нарушения MLC конвенции.
Контроль за соблюдением международных договоров РФ осуществляется при оформлении приходов и отходов судов посредством проверки действительности судовых конвенционных документов, наличия у членов экипажей необходимых дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 КТМ в морском порту Темрюк реализуется функция по контролю за соблюдением установленных нормативными правовыми актами и международными договорами РФ требований к загрузке судна.
Обеспечение безопасности мореплавания
К вопросам исполнения обеспечения безопасности плавания судов в акватории порта и на его подходах относится осуществление контроля за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта. Выполнение данной функции реализуется посредством координации действий Службы капитана порта, Службы лоцманских проводок и Службы управления движением судов в соответствии с утвержденным графиком движения и расстановки судов. Контроль за движением судов на подходах к порту и в его акватории осуществляется в реальном масштабе времени с использованием современных технических средств (радиотехнических постов СУДС и средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ).
На основании требований Общих правил плавания в морском порту Темрюк и на подходах к нему отработана организация обеспечения судов необходимой информацией, а именно: о состоянии средств навигационного оборудования; о гидрометеорологической обстановке; о состоянии судоходства и факторах, затрудняющих движение судов; об изменениях в режиме плавания судов; о лоцманском, буксирном и ледокольном обеспечении.
Оперативная информация об изменениях в режиме плавания, работе СНО, состоянии судоходства, факторах, затрудняющих движение судов, доводится капитанам судов на утвержденных каналах радиосвязи и размещается на сайте ФГБУ «АМП Азовского моря». Информация о гидрометеорологической обстановке передается на каналах радиосвязи в 9.00 и в 21.00 московского времени, а при получении штормовых предупреждений – непосредственно после их получения.
Одним из факторов в исполнении функций по обеспечению безопасности плавания судов в акватории порта является поддержание необходимых глубин на подходном канале и у причалов. Ввиду географического расположения морского порта Темрюк баровая часть подходного канала подвержена агрессивному воздействию гидрологических факторов, в основном заносимости от течений и ветров западного и северных направлений, в то время как внутренняя акватория порта значительному влиянию наносных явлений не подвержена. Контроль заносимости акватории и фактического состояния глубин является одной из важных составляющих в исполнении функций по обеспечению безопасности мореплавания со стороны капитана порта.
Во исполнение пункта 16 Положения о капитане морского порта на постоянной основе производится контроль соответствия СУДС морского порта, объектов инфраструктуры, необходимых для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии, средств автоматической идентификационной системы и Службы лоцманских проводок. Выездные проверки с составлением соответствующего акта проводятся два раза год: при подготовке к осенне-зимнему и летнему периодам навигации.
В целях исполнения функций по обеспечению безопасности мореплавания капитаном порта на основании пункта 37 Положения о капитане морского порта выдается разрешение на длительную стоянку судов. При этом капитанами судов предоставляются на согласование планы мероприятий по обеспечению безопасности на период длительной стоянки в соответствии с разделом 5 Правил технической эксплуатации морских судов, утвержденных распоряжением Минтранса России от 08.04.1997 г. №МФ-34/672.
Для обеспечения безопасности плавания судов немало внимания уделяется вопросам информационного обмена и взаимодействия с мореплавателями и субъектами портовой инфраструктуры. С этой целью капитаном порта издаются ненормативные акты (распоряжения, извещения и т.д.), подлежащие исполнению капитанами судов, физическими и юридическими лицами. Указанные документы размещаются на сайте ФГБУ «АМП Азовского моря».
Таким образом, учитывая современные аспекты в вопросах обеспечения безопасности судоходства, показателем профессиональной деятельности Службы капитана порта в морском порту Темрюк является низкий уровень аварийности на фоне увеличивающегося количества судозаходов и, как следствие, растущих экономических показателей.
В настоящее время актуальными вопросами для повышения привлекательности порта являются:
1) доведение существующих глубин акватории морского порта до проектных значений;
2) регулярное выполнение ремонтных дноуглубительных работ на подходном канале и в акватории морского порта;
3) обновление морских навигационных карт по морскому порту Темрюк;
4) реконструкция Западного и Восточного ограждающих молов;
5) открытие дополнительных якорных мест.
Морские порты №9 (2017)