Вклад портовых властей в повышение привлекательности порта Темрюк - Морские вести России

Вклад портовых властей в повышение привлекательности порта Темрюк

26.03.2018

Морские порты

Морской порт Темрюк расположен на Таманском полуострове в Темрюкском заливе Азовского моря при впадении в него реки Кубань, в 4 км от города Темрюк Краснодарского края. Площадь территории порта – 229,2 га. Порт доступен для захода судов длиной до 140 м, шириной до 17,5 м, осадкой до 4,6 м. Период навигации круглогодичный.

В соответствии с пунктами 2 и 6 Положения о капитане морского порта исполнение функций по безопасности мореплавания в морском порту Темрюк осуществляется на его подходах (РП №65 и РП №66), якорной стоянке с семью якорными местами, на подходном (Глухом) канале, а также внутренней акватории порта, составляющей 22,7 кв. км. В морском порту Темрюк по состоянию на 1 ноября 2017 года числится 19 причалов, из них 17 – в работе, 2 – выведены из эксплуатации на время реконструкции.

Валерий Маляр, капитан морского порта Темрюк, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Особенности судоходства и пропускные способности порта

Условия плавания в морском порту Темрюк характеризуются сгонно-нагонными колебаниями. При западных ветрах скоростью более 17 м/с в порту происходит нагон воды, вызывающий подъем ее уровня до 1,5 метра. Время подъема уровня воды зависит от скорости ветра и может достигать трех часов.

Существенное влияние на условия плавания оказывает течение реки Кубань, которое зависит от стока реки и сгонно-нагонных ветров. В различные времена года скорость течения изменяется от 0,8 до 2,4 узла. Акватория морского порта стеснена для маневрирования судов. Береговая полоса имеет слабоизвилистый контур.

В настоящее время морской порт Темрюк — это развивающийся порт, имеющий все предпосылки для дальнейшего экономического развития. Пропускная способность грузовых терминалов порта с общей длиной причального фронта более 2,5 км составляет 6,79 млн тонн в год, в том числе наливных грузов – 2,88 млн тонн, сухих грузов – 3,9 млн тонн, контейнеров – 10 тыс. тонн.

Общий грузооборот порта за 10 месяцев 2017 года составил 2,33 млн тонн (разбивку по направлениям см. в таблице 1, по видам грузов – в таблице 2). В соответствии с предоставленными стивидорными компаниями планами грузооборота в декабре-феврале 2017-2018 годов с учетом благоприятной ледовой обстановки планируется перевалить до 1 млн тонн грузов.

Табл. 1. Грузооборот морского порта Темрюк по направлениям перевозок (тыс. тонн)

Показатели

10 месяцев 2017 г.

Грузооборот всего, в том числе:

2330,60

Экспорт

1978,44

Импорт

14,35

Каботаж

328,81

Бункерное топливо

9,00

Табл. 2. Грузооборот морского порта Темрюк по видам грузов (тыс. тонн)

Показатели

10 месяцев 2017 г.

Грузооборот всего, в том числе:

2330,60

Лес и пиломатериалы

45,52

Растительное масло

2,34

Зерно и зерновые грузы

293,79

Виноматериалы

5,32

Цемент

31,82

СУГ

132,38

Уголь

822,26

Металл

127,80

Нефтепродукты

412,58

Бункерное топливо

9,00

Жидкие химические грузы

253,90

Прочие грузы

193,63

Предыдущий период ледокольных проводок во время зимы 2016-2017 годов для порта Темрюк составил 21 день – с 31 января по 20 февраля. За это время было проведено 2 каравана на вход в порт и 2 – на выход. Работали ледоколы «Капитан Крутов» (класс М-СП 2,5А) Российского речного регистра и «Спасатель Демидов» (класс КМ Arc5, лед до 80 см) Российского морского регистра судоходства. Обработано 25 судов, грузооборот составил 93,14 тыс. тонн. Максимальное время ожидания судами ледокольной проводки на вход – 6 часов, на выход – тоже 6 часов.

В 3-м квартале 2017 года выросло количество обрабатываемых судов за счет открытия в порту Темрюк морского грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ, реконструированного в пределах территории терминалов ООО «Мактрен-Нафта», ООО «КГС-Мол» и ООО «Темрюкский судоремонтный завод».

Основными критериями увеличения судозаходов и объемов перевалки грузов являются высокий уровень безопасности порта в различных аспектах и, как следствие, привлекательность порта для отечественных и иностранных инвесторов.

Контроль состояния судов

Капитаном морского порта в соответствии с пунктом 1 статьи 76 КТМ осуществляется контроль за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании. Данная функция среди прочих реализуется непосредственно осуществлением контроля за мореходным состоянием судов со стороны государства порта и государства флага.

За 10 месяцев текущего года количество судозаходов в морской порт Темрюк составило 905. Инспекторами ГПК проверено 62 судна под иностранными флагами, из них 8 задержано, 73 судна под российским флагом, из них 2 задержано. Основные критерии, по которым были задержаны суда, – нарушения навигационного, технико-эксплуатационного регламентов, а также нарушения MLC конвенции.

Контроль за соблюдением международных договоров РФ осуществляется при оформлении приходов и отходов судов посредством проверки действительности судовых конвенционных документов, наличия у членов экипажей необходимых дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств.

В соответствии с пунктом 5 статьи 79 КТМ в морском порту Темрюк реализуется функция по контролю за соблюдением установленных нормативными правовыми актами и международными договорами РФ требований к загрузке судна.

Обеспечение безопасности мореплавания

К вопросам исполнения обеспечения безопасности плавания судов в акватории порта и на его подходах относится осуществление контроля за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта. Выполнение данной функции реализуется посредством координации действий Службы капитана порта, Службы лоцманских проводок и Службы управления движением судов в соответствии с утвержденным графиком движения и расстановки судов. Контроль за движением судов на подходах к порту и в его акватории осуществляется в реальном масштабе времени с использованием современных технических средств (радиотехнических постов СУДС и средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ).

На основании требований Общих правил плавания в морском порту Темрюк и на подходах к нему отработана организация обеспечения судов необходимой информацией, а именно: о состоянии средств навигационного оборудования; о гидрометеорологической обстановке; о состоянии судоходства и факторах, затрудняющих движение судов; об изменениях в режиме плавания судов; о лоцманском, буксирном и ледокольном обеспечении.

Оперативная информация об изменениях в режиме плавания, работе СНО, состоянии судоходства, факторах, затрудняющих движение судов, доводится капитанам судов на утвержденных каналах радиосвязи и размещается на сайте ФГБУ «АМП Азовского моря». Информация о гидрометеорологической обстановке передается на каналах радиосвязи в 9.00 и в 21.00 московского времени, а при получении штормовых предупреждений – непосредственно после их получения.

Одним из факторов в исполнении функций по обеспечению безопасности плавания судов в акватории порта является поддержание необходимых глубин на подходном канале и у причалов. Ввиду географического расположения морского порта Темрюк баровая часть подходного канала подвержена агрессивному воздействию гидрологических факторов, в основном заносимости от течений и ветров западного и северных направлений, в то время как внутренняя акватория порта значительному влиянию наносных явлений не подвержена. Контроль заносимости акватории и фактического состояния глубин является одной из важных составляющих в исполнении функций по обеспечению безопасности мореплавания со стороны капитана порта.

Во исполнение пункта 16 Положения о капитане морского порта на постоянной основе производится контроль соответствия СУДС морского порта, объектов инфраструктуры, необходимых для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии, средств автоматической идентификационной системы и Службы лоцманских проводок. Выездные проверки с составлением соответствующего акта проводятся два раза год: при подготовке к осенне-зимнему и летнему периодам навигации.

В целях исполнения функций по обеспечению безопасности мореплавания капитаном порта на основании пункта 37 Положения о капитане морского порта выдается разрешение на длительную стоянку судов. При этом капитанами судов предоставляются на согласование планы мероприятий по обеспечению безопасности на период длительной стоянки в соответствии с разделом 5 Правил технической эксплуатации морских судов, утвержденных распоряжением Минтранса России от 08.04.1997 г. №МФ-34/672.

Для обеспечения безопасности плавания судов немало внимания уделяется вопросам информационного обмена и взаимодействия с мореплавателями и субъектами портовой инфраструктуры. С этой целью капитаном порта издаются ненормативные акты (распоряжения, извещения и т.д.), подлежащие исполнению капитанами судов, физическими и юридическими лицами. Указанные документы размещаются на сайте ФГБУ «АМП Азовского моря».

Таким образом, учитывая современные аспекты в вопросах обеспечения безопасности судоходства, показателем профессиональной деятельности Службы капитана порта в морском порту Темрюк является низкий уровень аварийности на фоне увеличивающегося количества судозаходов и, как следствие, растущих экономических показателей.

В настоящее время актуальными вопросами для повышения привлекательности порта являются:

1) доведение существующих глубин акватории морского порта до проектных значений;
2) регулярное выполнение ремонтных дноуглубительных работ на подходном канале и в акватории морского порта;
3) обновление морских навигационных карт по морскому порту Темрюк;
4) реконструкция Западного и Восточного ограждающих молов;
5) открытие дополнительных якорных мест.

Морские порты №9 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ