Порт П.-Камчатский: перспективы стать международным транспортным узлом на Севморпути - Морские вести России

Порт П.-Камчатский: перспективы стать международным транспортным узлом на Севморпути

10.04.2018

Морские порты

Порт П.-Камчатский: перспективы стать международным транспортным узлом на Севморпути

Морской порт Петропавловск-Камчатский занимает чрезвычайно выгодное географическое положение для того, чтобы стать крупным международным транспортным узлом на Северном морском пути, соединяющем страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы. Помимо выгодного географического положения порт имеет целый ряд других существенных преимуществ, в частности удобную незамерзающую бухту, круглогодичную навигацию, возможность накопления, хранения, сортировки контейнерных партий и дальнейшей погрузки на специализированный флот для транспортировки по Севморпути. Еще одним аргументом формирования в порту международного транспортного узла является перспектива создания в регионе особой экономической зоны, которая даст льготные условия для развития как российского, так и иностранного бизнеса.

В настоящее время формируются предложения в национальный проект по развитию Севморпути и участию в нем Петропавловска-Камчатского в качестве порта-хаба.

Естественно, особую роль в таком порту должна играть Служба капитана морского порта Петропавловск-Камчатского филиала ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки».

Сергей Быков, и.о. Капитана морского порта Петропавловск-Камчатский, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

В связи с открывшимися для Петропавловска-Камчатского перспективами стать международным транспортным узлом на Севморпути и в целях усиления государственного контроля безопасности судоходства, минимизации аварийности флота и в целом обеспечения безопасного мореплавания в порту и на подходах к нему сегодня рассматривается предложение о проведении комплексного исследования, направленного на необходимость внедрения в Авачинской губе автоматизированной системы обеспечения безопасности судоходства. Реализация плана создания и развития такой инфраструктуры способствовала бы повышению уровня безопасности мореплавания, что является, несомненно, актуальным с повышением интенсивности судоходства по Севморпути и увеличением количества судозаходов в морской порт.

Характеристики порта

Морской порт Петропавловск-Камчатский является крупнейшим и практически единственным портом Камчатского края, который одновременно служит транспортным узлом, базой рыбодобывающего и перерабатывающего флота, а также военно-морской базой.

Порт Петропавловск-Камчатский расположен на берегу незамерзающей Авачинской бухты — второй по величине естественной бухты в мире. Это внутренний водоем длиной 24 км и шириной по параллели 12 км, средней глубиной 18 метров и максимальными глубинами 28 метров. Общая площадь поверхности водного зеркала превышает 215 кв. км.

Порт открыт для судов круглый год и способен принимать суда длиной до 200 метров, шириной до 25 метров и осадкой до 9 метров. Площадь акватории порта составляет 1,79 тыс. кв. км, площадь территории – 136,96 га, количество причалов – 56, общая длина причалов – 6,93 км, глубины у причалов – 5,1 метра и 9,7 метра, пропускная способность порта 2 млн тонн грузов в год.

Навигация в порту круглогодичная, при необходимости порт обеспечивает ледовую проводку. В порту имеется лоцманское и буксирное обеспечение. Порт открыт для захода иностранных судов, в нем действует пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В порту работают судоходные линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский и Ванино – Петропав-ловск-Камчатский. Порт находится в непосредственной близости к международным судоходным линиям, которые проходят на расстоянии 150-200 морских миль от восточного побережья Камчатки. Это ближайший к Северному морскому пути порт, оснащенный необходимой инфраструктурой.

Грузооборот порта

Объем грузооборота порта в 2015 году составил 987,4 тыс. тонн (-13,9% по сравнению с 2014 г.). Анализ показывает, что в последние годы грузооборот порта сохраняется на уровне 1 млн тонн.

В 2015 году основными перерабатываемыми грузами стали крупнотоннажные контейнеры (доля 20-футовых контейнеров (груженых и порожних) от общего объема грузооборота – 33%, доля 40-футовых контейнеров (груженых и порожних) в общем объеме грузооборота – 36%), уголь каменный навалом (7% от общего объема грузооборота), строительные грузы навалом и в таре (7,9% от общего объема грузооборота), руда в биг-бэгах (5,3% от общего объема грузооборота).

Удельный вес контейнерных грузов в общем объеме грузооборота по-прежнему составляет большую часть – 69%, доля навалочных грузов – 14%, доля генеральных грузов – 17% от общего объема грузооборота.

В структуре грузооборота по видам плавания преобладают грузы каботажного направления, что объясняется сложившейся конъюнктурой рынка. По итогам 2015 года каботажная составляющая грузооборота ОАО «ПКМТП» — 89,4%.

Табл. 1. Грузооборот порта Петропавловск-Камчатский за 2005-2016 гг.

Грузооборот порта по годам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

877

919

946

1010

1030

1162,7

1063,9

1208

1194,1

1146,9

987,4

1365,1

Табл. 2. Структура грузооборота порта Петропавловск-Камчатский по видам плавания за 2014-2015 гг.

Грузооборот по видам плавания

2014 год

2015 год

Отклонение по отношению к 2014 году

Тыс. тонн

%%

Тыс. тонн

%%

Тыс. тонн

%%

Каботаж

998,4

87,1

883,1

89,4

-115,2

7,3

Экспорт

23,2

2,0

67,4

6,82

44,1

-1,6

Импорт

125,3

10,9

36,9

3,7

-88,3

-5,7

Всего

1146,9

987,4

-159,4

ТОР «Камчатка»

Основной задачей создания Территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» является реализация проекта создания на базе Петропавловск-Камчатского морского торгового порта современного транзитного контейнерного порта-хаба и опорной береговой инфраструктуры в северо-восточной части Северного морского пути.

Создание многофункционального транзитного грузового терминала для обработки грузов, следующих из Юго-Восточной Азии в Европу и США, предполагает серьезную модернизацию портовой инфраструктуры. В основе плана – реконструкция существующих объектов морского торгового порта и сооружений ФГУП «Росморпорт», а также создание новых складских площадей и мощностей.

Первый этап плана предполагает масштабную реконструкцию причалов и перенос в сторону акватории причального фронта за счет насыпных площадей, а также дноуглубление для приема морских судов большого водоизмещения.

Второй этап развития порта предполагает освоение пустующих территорий за неиспользуемым причалом №3. Новые мощности увеличат пропускную способность порта по контейнерным грузам до 500 тыс. TEU в год. Грузооборот увеличится до 8 млн тонн в год.

Порт сможет принимать суда любого класса, а круизные лайнеры смогут швартоваться у нового здания морского вокзала. Увеличение грузопотока позволит создать от 1,5 тыс. до 3 тыс. рабочих мест. В Петропавловске-Камчатском будет создан универсальный современный транспортный узел для развития транснациональных транзитных перевозок грузов по трассе Севморпути между Европой, странами АТР, США и Канадой.

Сегодня для погрузки-разгрузки судов порт располагает специализированными перегрузочными участками для навалочных и лесных грузов, металлолома; для генеральных грузов, в том числе и временного таможенного хранения; для 3-5-тонных и 20-40-футовых контейнеров, в том числе временного таможенного хранения; для техники и зерна насыпью.

Разгрузка судов с рефрижераторными грузами, зерном насыпью и другими грузами, не подлежащими хранению в порту, производится по прямому варианту (судно – хладокомбинат, судно – автотранспорт, судно – мелькомбинат, судно – судно).

Новый интерес для инвесторов

В результате реализации проекта свободного порта на территории морского порта Петропавловск-Камчатский объем инвестиций в экономику региона может составить около 10 млрд рублей, будет создано до 1150 новых рабочих мест. Поступления от резидентов свободного порта налогов, сборов, обязательных платежей в бюджеты всех уровней составят до 3 млрд рублей.

В морской порт Петропавловск-Камчатский входят 13 участков – портопунктов, расположенных в поселках на побережье полуострова. Сейчас власти региона совместно с Минвостокразвития прорабатывают вопрос функционирования этих портопунктов в условиях статуса «порто-франко».

Режим свободного порта позволит создать благоприятные условия для инвесторов, которые по тем или иным причинам работают за пределами площадок ТОР «Камчатка». Он не ограничивает направления работы бизнеса. Единственное условие – новое производство. Ожидается, что расширение статуса свободного порта создаст дополнительные преференции для бизнеса, привлечет в край новых инвесторов.

Ранее Госдумой были приняты поправки в закон «О свободном порте Владивосток», разработанные Минвостокразвития по поручению президента РФ. Изменения предполагают расширение режима свободного порта на порты Камчатского, Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа.

Режим свободного порта предусматривает упрощенный визовый режим, режим свободной таможенной зоны для резидентов. Резиденты получают налоговые преференции и административные льготы. В частности, предусматриваются сокращенные сроки получения разрешительной документации в сфере строительства.

Концепция создания АСУ безопасности мореплавания в Авачинской бухте

Защита российских интересов в Мировом океане, включая территориальные воды и экономическую зону, комплексное решение проблем безопасности мореплавания и международные обязательства России требуют организации высокоэффективного государственного контроля состояния безопасности судоходства на основе использования современных и перспективных радиоэлектронных систем и информационных технологий.

В настоящее время системами управления движением судов оснащены почти все крупные порты России. За последние годы модернизированы или реконструированы большинство СУДС.

Следовательно, если в порту Петропавловск-Камчатский будет организована система СУДС с использованием технических средств, а это запланировано Камчатским филиалом ФГУП «Росморпорт», то это выведет порт, имеющий протяженный фарватер и переменные глубины, на более высокий уровень безопасности. Допускается, что международное морское сообщество не будет препятствовать посещению порта Петропавловск-Камчатский своими судами, поскольку порт будет иметь большую привлекательность за счет эффективно действующей современной автоматизированной системы безопасности мореплавания.

Рис. 1. Подходы к Авачинской губе с рубежами безопасности

Основными пунктами рекомендаций по созданию данной системы являются:

– оптимизация системы морского района А1/А2 ГМССБ и системы управления судоходством за счет комплексного использования средств радиолокационного контроля, возможностей определения места судна с высокой точностью (DGPS) и средств ОВЧ-радиосвязи;

– учет отечественного и международного опыта при разработке конфигурации и структурного построения автоматизированной системы;

– учет интересов международного судоходства при определении с высокой точностью местоположения судов путем применения признанных международным сообществом средств, а также интересов пользователей информации о судах в регионе (пограничная и таможенная службы, структуры Министерства обороны и т.п.).

Морские порты №9 (2017)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России