Экологическая безопасность в морских портах «АМП Черного моря» - Морские вести России

Экологическая безопасность в морских портах «АМП Черного моря»

11.04.2018

Морские порты

Экологическая безопасность в морских портах «АМП Черного моря»

Подводя итоги 2017 года, объявленного президентом РФ В.В. Путиным Годом экологии, необходимо отметить, что для ФГБУ «АМП Черного моря» этот год в плане обеспечения экологической безопасности был достаточно стабильным и успешным – статистику загрязнений экосистем морских акваторий удалось удержать на нулевом уровне.

Произошедшая реорганизация и объединение морских портов трех субъектов Российской Федерации под эгидой ФГБУ «АМП Черного моря», невзирая на некоторые трудности переходного периода, позволили создать и укрепить фундаментальные основы эффективного решения поставленных перед филиалами АМП задач.

Владимир Ерыгин, руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»

Как и в предыдущие годы, в 2017 году эффективность исполнения возложенных на капитанов морских портов полномочий в области контроля за экологической ситуацией, предотвращения загрязнения акваторий морских портов отходами, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными или вредными для здоровья человека и окружающей среды веществами, предупреждения возникновения аварийных происшествий основывалась на слаженной работе профессиональных коллективов филиалов ФГБУ «АМП Черного моря» в морских портах Новороссийск, Геленджик, Анапа, Сочи, Тамань, Туапсе, Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Евпатория.

Достижение экологической защищенности в данных морских портах осуществляется на основе международных документов и национальных нормативных правовых актов по предотвращению загрязнения природной среды с судов и объектов портовой деятельности.

Космос – для экологии

Хочется отметить, что именно Год экологии принес долгожданное вступление в силу Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими. Это позволит в дальнейшем сохранить биоразнообразие местных экосистем, не допустить их деградацию и распространение инвазивных водных организмов.

В морских портах, подведомственных ФГБУ «АМП Черного моря», налажена работа по контролю ресурсного обеспечения работоспособности технических средств ликвидации разливов нефти (ЛРН) и проверке профессиональных аварийно-спасательных и нештатных аварийно-спасательных формирований, ведется строгий учет за движением судовых отходов и работой портовых приемных сооружений.

Большое внимание уделяется соблюдению экологических требований при перевалке навалочных и наливных грузов, проведении бункеровочных операций, созданы реестры затонувших плавсредств и организованы мероприятия по их ликвидации, осуществляется мониторинг несанкционированных сбросов загрязняющих веществ с судов и другое.

Так, сотрудниками филиала ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Новороссийск уже на протяжении десяти лет осуществляется комплексный мониторинг загрязнений в Черном и Азовском морях с использованием спутниковых данных и систем автоматизированной идентификации судов (АИС). Внедрен в практику автоматизированный сервис «Космоснимки – Черное море» на базе веб-платформы «Геомиксер» (geomixer.ru), с помощью которого в режиме ограниченного доступа отображается зона контроля с указанием координат и площадей обнаруженных нефтяных пятен-сликов.

На фото 1.1 представлен UTC-слик длиной более 50 км, который фиксируется вдоль крымского побережья от Нового Света до Алупки в море, в 2-5 км от берега. На фото 1.2 видны два судна одновременно, оставляющих за собой сликовый след. Место происшествия – перекресток путей Самсун – Новороссийск, Варна – Батуми. Таким образом, использование спутникового мониторинга позволяет с высокой вероятностью определить виновника загрязнения.

Одно из судов ро-ро – «Аврасия» (флаг Танзания) – с грузом автомобилей было проинспектировано по приходу в порт Новороссийск. Результат проверки оказался следующим: доказательств незаконного сброса нефтепродуктов не было обнаружено. Однако в судовом журнале имелась отметка «Cloud-Rain», то есть судно во время съемки проходило полосу дождя, и слик образовался в результате смыва пыли и грязи с палубы судна и автомобилей. Другое судно, шедшее из Варны в Батуми, транспортировало уголь и попало под тот же дождь…

Контроль за акваторией морских портов также осуществляется ежедневным морским патрулированием, например, в морском порту Сочи – силами экипажа КОПК «Алиот», круглосуточным техническим мониторингом, при котором задействованы три тепловизионные камеры и одна видеокамера.

Черное море – особый район

Согласно Бухарестской конвенции (Конвенция о защите Черного моря от загрязнения, 1992 г.), Черное море относится к статусу «особого района». Кроме того, зачастую территории и акватории портов примыкают к рекреационным курортным зонам. В связи с этим поддержание в постоянной готовности системы аварийно-спасательных формирований, а также проведение тренировок и комплексных учений по предотвращению аварийных происшествий продолжают оставаться одними из основных направлений деятельности АМП.

В 2017 году в морских портах Новороссийск, Тамань, Туапсе, Севастополь успешно прошли комплексные учения по ликвидации аварийных разливов нефти.

Так, в мае в морском порту Севастополь были успешно проведены комплексные учения с привлечением сил и средств ГУ МЧС России по г.Севастополю, органов местного самоуправления, организаций и сил Севастопольской городской территориальной подсистемы РСЧС по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов в акватории бухты Камышовой, показавшие полную готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации подобного характера в акватории порта.

Наряду с мероприятиями по предотвращению загрязнений морской среды большое внимание уделяется контролю и защите атмосферного воздуха. Например, эффективные меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха при проведении погрузочно-разгрузочных работ применяются в морском порту Туапсе – для подавления угольной пыли там используется генератор водяного тумана.

И, конечно, на протяжении всего 2017 года под пристальным вниманием сотрудников АМП находилось строительство моста через Керченский пролив. Инспекторами филиала ФГБУ «АМП Черного моря» в порту Керчь осуществлялся систематический контроль за соблюдением в том числе и требований экологической безопасности в районе проведения строительных работ.

Бесспорно, существует ряд проблемных вопросов, связанных с техническим оснащением портовых комплексов, несовершенством нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Однако службы капитанов морских портов АМП Черного моря прикладывают максимум усилий для обеспечения экологической безопасности в акваториях морских портов в круглосуточном режиме. Результатом стало отсутствие чрезвычайных ситуаций в 2017 году в области экологии.

Морские порты №10 (2017)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России