В порту Охотск завершается подготовка к навигации-2018 - Морские вести России

В порту Охотск завершается подготовка к навигации-2018

07.06.2018

Морские порты

В порту Охотск завершается подготовка к навигации-2018

Период навигации в морском порту Охотск длится с мая по ноябрь. Навигация 2017 года прошла успешно. По ее итогам грузооборот порта составил более 216 тыс. тонн, количество судозаходов – 119. Морским портом полностью и в срок был выполнен план обработки грузов северного завоза, в том числе было перегружено 24,26 тыс. тонн горюче-смазочных материалов и 11,43 тыс. тонн угля. В настоящее время завершается подготовка к навигации-2018, в связи с этим активно работают не только специалисты стивидорных, судоходных и других компаний, но и портовых властей.

Александр Водянов, капитан морского порта Охотск ФГБУ «АМП Охотского моря и

Татарского пролива»

Зимние будни и текущие планы

Говорить о важности северного завоза нет необходимости. Это первоочередная и самая важная задача, стоящая перед морским портом Охотск, и она была выполнена в навигацию 2017 года на отлично. Заход судов в порт и выход из порта в целях безопасности мореплавания производился в светлое время суток и во время полных вод с учетом специфики порта (белые ночи), приходящейся на июнь, июль и август. Обработка судов (погрузочно-разгрузочная деятельность) в порту велась в круглосуточном режиме.

Сложность навигации-2017 заключалась в том, что в распоряжении ООО «Охотский торговый порт» было только два портальных крана, и для обеспечения бесперебойной обработки судов приходилось брать в аренду автокраны.

В навигацию 2018 года планируется полностью восстановить существующую крановую механизацию порта, поэтому подготовительные работы к ней ведутся в порту с июля прошлого года. Одним из ключевых мероприятий является приобретение портального крана «Сокол» у ПАО «Магаданский морской торговый порт». Демонтаж крана завершен еще в октябре 2017-го. На данный момент ведется его восстановительный ремонт. Перевозка и монтаж крана в порт Охотск запланированы на начало предстоящей навигации.

К июлю 2018 года планируется ввести в эксплуатацию третий портальный кран типа «Сокол». Реализация данного мероприятия в будущем позволит увеличить протяженность подкрановых путей порта, осуществить подъем затонувшего объекта в районе причала №5, произвести восстановительный ремонт двух портальных кранов типа «Ганс». В итоге порт будет оборудован тремя портальными кранами «Сокол» грузоподъемностью до 32 тонн и двумя кранами «Ганс» грузоподъемностью до 5 тонн.

Сейчас, в межнавигационный период, проводятся работы по ревизии всех узлов и механизмов перегрузочной техники. Производится закупка спецоборудования, такелажа, комплектующих на предстоящую навигацию.

Инженерно-технический и административный персонал порта регулярно проходит обучение по различным программам и курсам повышения квалификации на допуск к управлению техникой, укрепляя свой профессионализм. В процессе обучения применяются дистанционные технологии, что позволяет получать нужные и необходимые знания без отрыва от основной работы. Практическое обучение проводится в реальных условиях выполнения работ.

До начала навигации-2018 запланированы мероприятия по дноуглублению причалов порта Охотск, ремонту и восстановлению кранцевой защиты. Портовыми властями, службами и структурами проводится подготовка специалистов в сфере транспортной безопасности, ведется работа по передаче в аренду причалов порта с последующей разработкой плана охраны портового средства и приведением в соответствие всех требований к объекту транспортной инфраструктуры.

На сегодняшний день остается нерешенной задача по энергообеспечению системы крановой механизации порта, состоящей из пяти портальных кранов. Единственная дизель-электростанция в рабочем поселке Охотск не имеет технических возможностей по энергообеспечению всех пяти кранов. Поэтому как будет происходить энергообеспечение порта Охотск в навигацию 2018 года – это вопрос, который приходится решать самим стивидорам, надеясь на собственные возможности.

Лоцманская служба

Особую роль в непрерывном процессе перевалки грузов в короткий навигационный период играет лоцманская служба, которая укомплектована наиболее опытными и квалифицированными лоцманами отдела в морском порту Николаевск-на-Амуре Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт».

Начало совместной работы лоцманов ФГУП «Росморпорт» и Службы капитана морского порта Охотск было положено еще в 2011 году. Свои первые проводки лоцманы из порта Николаевск-на-Амуре начинали совместно с заместителем капитана порта Охотск В.Я. Клешниным, который обладал значительным опытом лоцманских проводок на сложном участке бара реки Кухтуй.

Для улучшения безопасности лоцманской проводки были закуплены ЭКС (электронные картографические системы). На сегодня все лоцманы имеют ЭКС с программой «НЭВИ ТРЕК 180 Лоцман». С начала проведения лоцманских проводок в 2011 году все навигационные карты не соответствовали действительности, даже береговая полоса была нанесена неверно. Все это удалось исправить с помощью неоднократно произведенных промеров, совместно организованных службами капитана порта и отдела навигационно-гидрографического обеспечения ФГУП «Росморпорт». В настоящее время промеры глубин, съемка рельефа дна, топографическая съемка береговой линии проводятся службой отдела навигационно-гидрографического обеспечения ФГУП «Росморпорт» ежегодно.

В 2018 году промерной партией службы отдела НГО ФГУП «Росморпорт» планируется установка стационарного водомерного поста. В планах лоцманской службы – получение современного промерного эхолота для осуществления своевременной корректуры фарватера, который подвержен изменениям за время навигации, особенно после штормовой погоды.

Каждый год наблюдается рост числа лоцманских операций, судозаходов в порт Охотск и рост грузооборота порта. За время начала лоцманских проводок в порту (с 2011 по 2017 год) лоцманами отдела в морском порту Николаевск-на-Амуре Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» произведено 2844 лоцманских проводки, включая проводку по фарватеру, швартовку к причалам, отшвартовку от причалов и перешвартовку.

Основная проблема лоцманских проводок в Охотске по-прежнему связана с отсутствием современных и мощных, имеющих малую осадку буксиров для проведения швартовных работ и таких же современных и безопасных катеров для доставки/снятия лоцманов на суда/с судов.

Инспекция государственного портового контроля

В 2017 году инспекцией государственного портового контроля Службы капитана морского порта Охотск, состоящей из трех инспекторов и одного специалиста ГПК, обработано 119 судозаходов. Осмотрено (проинспектировано) 24 судна, выставлено 72 замечания.

Основные замечания касались: судовых документов и сертификатов – 12,5%; жилых и рабочих условий – 12,5%; навигации – 11,1%; пожаробезопасности – 11,1%; спасательных средств – 9,8% от общего количества сделанных замечаний. Ни одного задержания судов произведено не было.

На территории морского порта сейчас установлена система АИС ИГПК, которая предназначена для обнаружения и идентификации судов, организации их движения, оказания помощи в судовождении, для контроля за движением и за положением судов на якоре, передачи судам навигационной и гидрометеорологической информации и взаимодействия с МСПЦ при проведении аварийно-спасательных и поисковых операций.

В настоящее время ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» заключен договор с ФГБУ «Дальневосточное УГМС» на получение трехсуточного гидрометеорологического прогноза, который позволяет капитану порта своевременно информировать суда о неблагоприятной погодной обстановке и предпринимать неотложные меры, направленные на обеспечение безопасности мореплавания.

Большое внимание Службой капитана морского порта Охотск уделяется технической учебе инспекторов ИГПК. Согласно ежемесячному плану-графику проводится обновление знаний должностных лиц, осуществляющих контроль на судах, заходящих в порт, проверяется знание основных норм международного законодательства, относящихся к торговому мореплаванию, а также соответствующих нормативно-правовых актов РФ.

Морские порты №3 (2018)
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России