Чтоб не горели в море люди и суда - Морские вести России

Чтоб не горели в море люди и суда

25.07.2018

Морские порты

Чтоб не горели в море люди и суда

Пожары на морских торговых судах и тем более на танкерах, перевозящих нефтяные грузы, являются особым видом пожаров, самым рискованным как для самих судов, так и для их экипажей. Об этом красноречиво свидетельствует такой факт: ежесуточно мировой грузовой флот из-за пожаров теряет два судна.

С целью проверки готовности всех аварийно-спасательных сил и средств в крупнейшем по грузообороту российском морском порту Новороссийск в начале июня текущего года прошел первый этап командно-штабных учений по организации ликвидации пожара на крупнотоннажном танкере, ошвартованном у выносного причального устройства морского терминала АО «КТК-Р».

Евгений Тузинкевич, капитан морского порта Новороссийск, ФГБУ «АМП Черного моря»

Впервые крупномасштабные противопожарные командно-штабные учения (КШУ) в Новороссийском порту было решено провести в зоне морского терминала АО «КТК-Р», имеющего самую большую производительность переработки нефти – порядка 67 млн тонн в год – и, соответственно, высокие риски и опасность не только для танкеров и терминала, но и для всего прилегающего района с проживающим в нем населением и для значительной части морской акватории.

Понятно, что требования к пожарной безопасности на этом терминале очень высокие. Между тем с 1998 по 2017 год в морском порту Новороссийск произошло 36 пожаров и чрезвычайных ситуаций на судах, при которых погибло 2 человека и пострадало 7. Пик пожаров пришелся на 2004 год (7 пожаров) и на 2007 год (6 пожаров).

На первом этапе – теоретическом – главной целью была отработка взаимодействия органов управления служб, сил и средств аварийно-спасательных формирований, экипажей судов, занятых в спасательной операции, в эвакуации экипажа, в ликвидации пожара и разлива нефти.

Теория и круг участников КШУ

Для участия в КШУ были приглашены ведущие специалисты аварийно-спасательных формирований предприятий, организаций и морских терминалов не только Новороссийского порта, но и соседних – Туапсе и Тамань. В учениях были задействованы также представители Администрации муниципального образования города Новороссийска, Федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, Новороссийского линейного отдела МВД России на транспорте, АЧБФ ФГУП «Росморпорт», АЧФ ФГБУ «Морспасслужба», регионального Центра медицины катастроф, ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск», АО «КТК-Р», АО «Флот НМТП», ЗАО «Таманьнефтегаз» и других организаций.

Согласно утвержденному замыслу и в соответствии с планом КШУ, участники первого этапа учения провели штабную подготовку руководящего состава по алгоритмам организации ликвидации пожара на танкере, в том числе по первоочередным мероприятиям спасания и эвакуации экипажа и работников терминала, а также минимизации и ликвидации последствий пожара и вторичных факторов, ликвидации разлива нефти и других загрязняющих веществ. Задачи, стоящие перед КШУ, – это совершенствование практических навыков управления подразделениями и аварийно-спасательными формированиями при организации и проведении мероприятий в режиме ЧС, ликвидации угроз взрывов, гибели людей и угрозы экологии.

Первый этап проводился в формате штабной тренировки участников учений в составе Штаба руководства спасательно-поисковой операции (ШРО) Службы капитана морского порта Новороссийск. По ходу учений участники четко и профессионально представляли свои предложения, информацию и материалы, обсуждали действия в сложной чрезвычайной обстановке и оперативные алгоритмы – от организации и проведения оповещения о ЧС, передачи информации по обстановке до организации связи, обеспечения координации управления и взаимодействия.

Особо активно прошло изучение обстановки и технических характеристик «загоревшегося» танкера, вариантов развития обстановки во время ЧС по замыслу учений, исследование обстановки на объектах морского терминала АО «КТК-Р». Внимание участников КШУ привлекло представление действий экипажа танкера начальником отдела безопасности мореплавания ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск» Борисом Буравовым. Полезные советы и инструкции были представлены по вопросам заключения спасательного контракта, алгоритмы передачи руководства тушением пожара на танкере, особые инструкции по эвакуации экипажа.

Отдельное место было отведено оценке обстановки, связанной с определением угрозы гибели людей при пожаре на танкере и в акватории терминала, для состава сил и средств, участвующих в ликвидации последствий ЧС, при проведении ПСО, порядок и способы оказания медицинской помощи пострадавшим. Взаимодействие с подразделениями медицины катастроф дало дополнительный опыт представителям ШРО, КЧС и ПБ муниципального образования – участников учения интересовали все тонкости и условия своевременной медицинской помощи в сложной ситуации.

Руководителем сектора ШРО Службы капитана морского порта Новороссийск Вячеславом Бердниковым на штабной тренировке была представлена система мер функциональной подсистемы РСЧС, оценка и прогнозирование экологической обстановки, разлива нефти, действий по локализации и ликвидации разлива нефти на различных уровнях управления операцией. Впечатление достаточности и уверенности представлено в презентации возможностей сил и средств территориальных и региональных звеньев системы РСЧС по ликвидации разливов нефти.

В качестве обмена опытом участникам были представлены презентация и сюжет аналогичных учений, проведенных в морском порту Туапсе. Опытом организации и проведения учений поделились представители ООО «РН-Морской терминал Туапсе» – начальник участка «Нефтепирс» цеха «Морские причалы» Дмитрий Промовендов и ведущий инженер по ГО и ЧС отдела ГОЧС Денис Пестов. Возможности органов управления и подразделений аварийно-спасательных формирований соседних морских портов Туапсе и Тамань учтены в решениях по наращиванию группировки в условиях развития обстановки.

Впереди – практический этап КШУ

Практическая часть КШУ – самый сложный и ответственный этап. Отработка практических действий на фактическом танкере требует тщательной подготовки, обеспечения мер безопасности, а также условий непрерывного функционирования морского терминала, надежной связи, видеомониторинга и координации сил.

При проведении второго этапа свои навыки отработают органы управления ШРО Службы капитана морского порта, орган управления кризисной ситуацией ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск», морского терминала АО «КТК-Р», силы и средства профессиональных аварийно-спасательных формирований и экипажи судов, находящиеся в постоянной готовности при повседневной деятельности, а также экипажи судов и подразделений взаимодействия согласно соглашению между АЧБФ ФГУП «Росморпорт», включая службу управления движением судов, подразделениями транспортной полиции, Новороссийской таможни, формирований и служб Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, подразделениями Станции скорой медицинской помощи и медицины катастроф Краснодарского края, Управления ГО и ЧС муниципального образования города Новороссийска. Будут активизированы силы и средства резерва ПАО «Новороссийский морской торговый порт», ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, наращивание сил и средств из морских портов Туапсе и Тамань. Всего в практической части учения примут участие более 20 единиц судов, кораблей и плавсредств, около 150 человек из состава формирований.

Во исполнение соответствующих вводных по замыслу КШУ все действия в практический день учений будут состоять из 4 этапов. Для управления на месте будет сформирован и направлен оперативный центр из состава ШРО Службы капитана морского порта Новороссийск. Для посредников, наблюдателей, аккредитованных СМИ будут созданы условия для работы на судне связи и управления.

События, происходящие в районе учений, будут фиксироваться при помощи оборудования инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности в акватории морского порта для координации и последующего анализа.

Морские порты №4 (2018)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021