Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта - Морские вести России

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта

10.09.2018

Морские порты

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта

Ялта – ворота летнего отдыха полуострова, главный курорт Крыма. Именно здесь предпочитает отдыхать большая часть туристов, приезжающих в Крым. Основной наплыв туристов наблюдается с мая по октябрь, когда жаркий летний отдых сменяется приятным бархатным сезоном. Расположен город-курорт на южном черноморском побережье Крымского полуострова между мысами Ай-Тодор и Монтадор. Выделяют также Большую Ялту, протянувшуюся от Гурзуфа до Фороса.

Ялта славится своим удивительным средиземноморским климатом, который создается благодаря высоким горам, опоясывающим город с севера и не пропускающим холодные зимние ветра и снег. Летом они задерживают жаркий воздух из степи, создавая субтропический климат. Это стало благоприятным фактором создания здесь отрасли пассажирского морского судоходства.

Борис Фурман, капитан морского порта Ялта, ФГБУ «АМП Черного моря»

Немного истории

Первым морским гидротехническим сооружением Ялты стал мол, построенный в конце 30-х годов XIX века и впоследствии разрушенный штормом. Пароходы останавливались на рейде и сообщались с берегом при помощи баркасов, подходивших к деревянной пристани — она стояла на якорях. Через несколько лет в Ялте был построен полноценный морской порт и причал, постепенно начало налаживаться морское сообщение.

К концу XIX века Ялта превратилась в достаточно известный курорт. Транспортное обслуживание осуществляло агентство Русского общества пароходства и торговли. Местный флот состоял из двух небольших паровых катеров.

В популярный курорт город превращается после окончания Великой Отечественной войны. Несмотря на лишения и жертвы в военные годы, ялтинцы с первых дней освобождения полуострова приступили к возрождению разрушенного курорта. Реконструированный морской порт стал принимать крупнотоннажные пассажирские суда.

В 50-70-х годах порт быстро развивался. А летом 1986 года еще и грузовой порт переместился вместе со своими мощными портовыми кранами за пределы города – к причалам Массандровской балки. В эти годы на протяжении 35 км побережья Большой Ялты были проведены большие противооползневые и берегоукрепительные работы, в результате замедлился процесс разрушения берега и пляжей, появились новые пляжи.

Вследствие увеличения количества туристов порт начал перевозить людей на деревянных прогулочных судах. Знаменитые теплоходы-«птички» – небольшие суда, которые сотрудники порта строили сами. На них советские люди в 50-х и 60-х годах XX века знакомились с Крымом.

«Золотое время» Ялтинского порта пришлось на середину 80-х годов, когда пассажирские теплоходы перевозили до 6 млн пассажиров в год и почти 1 млн приходился на скоростные линии. В 70-80-е годы Ялтинский порт получал теплоходы проекта 1430 «Александр Грин» и «Саманта Смит» проекта 10110. В 1989 году были получены новейшие норвежские катамараны – «Крымская стрела» и «Голубая стрела».

К концу 80-х годов Ялтинский порт оперировал 18 судами на подводных крыльях. Скоростной флот работал на линиях Ялта – Одесса с заходами в Севастополь и Евпаторию, Ялта – Сочи с заходами в Алушту и Новороссийск и на местной линии сообщения Ялта – Севастополь. Особое внимание портовики уделяли подготовке достойной смены, ведя шефство над Ялтинским клубом юных моряков.

После распада СССР началась продажа и списание скоростного флота, что привело к полному прекращению скоростных пассажирских перевозок к середине 90-х годов.

Возрождение пассажирских перевозок

Сразу после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году перед Правительством РФ была поставлена задача развития транспорта на полуострове. А 25 апреля 2017 года Президентом РФ В.В.Путиным было дано поручение возродить скоростные перевозки в Азово-Черноморском бассейне. И уже в октябре 2017 года новое головное судно «Комета 120 М» было спущено на воду судостроительным заводом «Вымпел» в городе Рыбинске.

Достройка и испытание судна проходили на Севастопольском судоремонтном заводе «Персей», куда новая «Комета» была доставлена в ноябре 2017 года. Ходовые испытания в море, которые проходили в течение апреля 2017 года, показали, что все системы, механизмы и радиотехническое оборудование готовы к эксплуатации. 31 мая 2018 года были закончены прочностные и мореходные испытания. К середине июля 2018 года «Комета» встанет на линию Ялта – Севастополь.

Стоит отметить, что на заводе «Вымпел» заложены еще два корпуса с планируемой сдачей в эксплуатацию 15 апреля 2019 года. Одно судно на подводных крыльях пополнит состав флота на линии Ялта – Севастополь, увеличив количество рейсов и тем самым разгрузив пассажиропоток наземного транспорта. Вторая «Комета» начнет работу на линии Анапа – Новороссийск – Сочи, соединив курорты Краснодарского края.

В ближайшее время к производству судов на подводных крыльях подключится судостроительный завод «Море» в г.Феодосии, что позволит увеличить количество «Комет», тем самым открыв новые линии сообщения как между городами Крыма, так и ближайшими регионами Черноморского бассейна.

Задача сегодняшнего дня – возродить скоростные перевозки в Азово-Черноморском бассейне, достигнуть максимального комфорта для жителей и гостей региона, а также обеспечить безопасность мореплавания при осуществлении данного вида деятельности.

Главное – безопасность пассажиров

В рамках существующего законодательства в области торгового мореплавания функции по обеспечению безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему, а также по осуществлению государственного портового контроля, в том числе в отношении судов, осуществляющих пассажирские перевозки, относятся к функциям капитана морского порта.

Во исполнение указанных функций инспекторами государственного портового контроля (ГПК) Службы капитана морского порта Ялта производятся регулярные осмотры (проверки) пассажирских судов. При осмотрах судов осуществляется проверка судовых документов, квалификационных свидетельств экипажа, соответствие судовым документам основных эксплуатационных и технических характеристик судов.

Особое внимание уделяется наличию и техническому состоянию спасательных и противопожарных средств, проверяется умение экипажа их использовать. С целью проверки готовности экипажа к слаженным действиям в аварийных ситуациях на судах проводятся учебные тревоги. Выявленные в ходе проверки судна замечания, влияющие на безопасность судна и пассажиров, устраняются судовладельцем и экипажем до выхода судна в море.

При перевозке организованных групп детей судовладелец заблаговременно предоставляет в Службу капитана порта информацию о планируемых перевозках, список группы с указанием сопровождающих взрослых и сотрудников полиции. Также указывается наличие на борту судна достаточного количества детских спасательных средств.

Перед выходом судна из порта, на борту которого будет осуществляться перевозка организованной группы детей, инспектором ГПК производится проверка наличия и состояния детских спасательных средств, осуществляется контроль за соблюдением техники безопасности при посадке детей на судно.

Морские порты №5 (2018)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021