Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей - Морские вести России

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

12.09.2018

Морские порты

Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки Кубань, в двух милях к юго-западу от ее устья. Порт открыт для международного морского сообщения. Грузооборот порта составляет более 3 млн тонн в год. Основная номенклатура грузов – уголь, жидкие химические грузы, сжиженный углеводородный газ, нефтепродукты, минеральные удобрения, лес и пиломатериалы, металл, зерно, виноматериалы.

Административные и иные властные полномочия в порту осуществляются капитаном морского порта Темрюк, который является руководителем Темрюкского филиала ФГБУ «АМП Азовского моря». Государственный контроль в морском пункте пропуска через государственную границу РФ осуществляется сотрудниками подразделений Федеральной таможенной службы, Пограничной службы ФСБ России, Ространснадзора и Роспотребнадзора.

Валерий Маляр, капитан морского порта Темрюк, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Характеристики порта

В морском порту Темрюк действует разрешительный порядок движения судов, которое регулируется Службой управления движением судов (СУДС). Порт входит в морской район А1 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ). В порту осуществляется обязательная лоцманская проводка судов и буксирное обеспечение судов.

Порт принимает суда с осадкой до 4,6 метра, длиной до 140 метров и шириной до 17,5 метра. Движение судов по подходному каналу является односторонним и в акватории порта осуществляется в соответствии с суточным графиком движения и расстановки судов в порту.

С началом ледовой навигации создается единый Штаб ледовых операций Азовского бассейна, который определяет порядок назначения мест формирования караванов с учетом развития ледовой ситуации и дислокации ледоколов в бассейне.

Порт осуществляет грузовые операции с разными грузами, включая опасные грузы 2-6, 8-9-го классов опасности согласно классификации IМО.

В порту имеется возможность для пополнения запасов продовольствия, топлива, пресной воды, приема сточных и нефтесодержащих вод, всех категорий мусора, за исключением отходов, связанных с грузами 1-го и 2-го классов опасности согласно классификации IМО, а также проведения ремонта оборудования и водолазного осмотра судна.

Объемы и виды грузов

Грузооборот порта за пять месяцев 2018 года составил 1,52 млн тонн различных грузов, что на 39% больше, чем за аналогичный период 2017 года. При этом количество судозаходов увеличилось до 503 и составило 117% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

В номенклатуре грузов за отчетный период преобладали нефтепродукты, уголь, зерновые грузы. Объем перевалки нефтепродуктов составил 229,15 тыс. тонн (+129,43%), угля — 461,38 тыс. тонн (+114,26%), зерновых — 408,80 тыс. тонн (+294,16%).

Экспорт грузов за пять месяцев вырос на 156,69%, до 1,38 млн тонн, объем импорта, напротив, уменьшился на 40%, до 8,66 тыс. тонн, каботаж уменьшился на 38%, до 117,46 тыс. тонн.

Служба капитана морского порта Темрюк за 5 месяцев 2018 года оформила 499 приходов и 503 отхода судов против 426 приходов и 437 отходов годом ранее. Рост экономических показателей работы порта связан прежде всего с эффективным выполнением Службой капитана порта возложенных на нее государственных задач по обеспечению высокого уровня безопасности порта и безопасности мореплавания, снижению уровня аварийности и других.

Рис. 1. Рост экономических показателей морского порта Темрюк за последние 5 лет

Обеспечение безопасности мореплавания

Темрюк является динамично развивающимся морским портом. В настоящее время Росморречфлотом рассматривается проект корректуры «Обязатель-

ных постановлений в морском порту Темрюк» в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним».

С проведением корректуры Обязательных постановлений привлекательность морского порта Темрюк возрастет, что позволит увеличить грузооборот и количество судозаходов в порту. По мере развития портовой инфраструктуры на фоне стабильно растущего грузооборота увеличивается и интенсивность судоходства, что в свою очередь приводит к необходимости все больше внимания уделять обеспечению его безопасности.

Обеспечение безопасности судоходства в акватории морского порта и на подходах к нему включает в себя комплекс мероприятий организационного и технического характера, который требует от Службы капитана порта профессионального подхода к взаимодействию всех портовых служб и инфраструктуры. Координация действий Службы капитана порта в лице Инспекции государственного портового контроля (ИГПК), группы по организации движения, стоянки и транспортной безопасности, группы организации работ в морском порту и на подходах к нему, группы по проведению осмотров российских и иностранных судов с ФГУП «Росморпорт», операторами системы управления движением судов (СУДС), лоцманской службы и хозяйствующими субъектами в акватории морского порта позволяет вести контроль за соблюдением международных договоров, нормативных правовых актов и законодательства РФ в области обеспечения безопасности мореплавания, а также обеспечивать готовность к ликвидации разливов нефти и неф-тепродуктов.

СУДС Керченского пролива является важнейшим звеном обеспечения безопасности мореплавания судов в морском порту Темрюк и на его подходах, она аттестована как СУДС первой категории. Операторы СУДС прошли соответствующую профессиональную подготовку и аттестованы Службой капитана морского порта.

К основным функциям операторов СУДС можно отнести: своевременное обеспечение обнаружения судов на подходах к зоне действия СУДС, установление контакта с данными судами и обеспечение контроля за их движением вплоть до захода в акваторию порта, постановки на якорь или швартовки у причала. При необходимости операторами СУДС оказывается помощь в обеспечении безопасной радиолокационной проводки по запросу капитана судна. Безопасность судна в акватории порта при швартовных операциях обеспечивает лоцманская служба, укомплектованная опытными, прошедшими профессиональную подготовку лоцманами I и II категорий, также аттестованными Службой капитана морского порта.

Как показывает практика, комплексная система мер способствует повышению безопасности мореплавания, обеспечивает безопасную практику эксплуатации судов, регулярно проводимые тренировки совершенствуют навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, относящимся как к безопасности, так и к защите окружающей среды.

Указанные тенденции в показателях работы порта, состояние экологии, снижение уровня аварийности в порту напрямую обеспечивают стабильное развитие экономики Краснодарского края.

Актуальные вопросы для повышения привлекательности порта:

1. Издание корректуры Обязательных постановлений в морском порту Темрюк, утвержденных приказом Минтранса России от 24.06.2013 г. №218.

2. Доведение существующих глубин акватории порта до проектных значений.

3. Регулярное выполнение ремонтных дноуглубительных работ на подходном канале и в акватории порта.

4. Обновление морских навигационных карт по морскому порту Темрюк.

5. Реконструкция западного и восточного ограждающих молов.

6. Открытие дополнительных якорных мест.

Морские порты №5 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ