Динамика развития в безопасных условиях - Морские вести России

Динамика развития в безопасных условиях

16.10.2018

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федерального центра. Еще 13 лет назад, в 2005 году, грузооборот портов ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» составлял 11,8 млн тонн, в 2010-м – 25,29 млн тонн, а в 2017-м уже достиг 42,18 млн тонн.

Главной задачей АМП было и остается обеспечение безопасности судоходства в акваториях морских портов. Одним из показателей ее качественной работы является отсутствие аварий, упущений экономической выгоды морских перевозчиков по вине АМП, предупреждение этих происшествий со стороны третьих лиц.

Николай Татаринов, руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Особенности каждого порта АМП в большой степени зависят от их территориального и географического расположения. Данный фактор сказывается на режиме работы порта.

Все порты АМП являются замерзающими, с круглогодичной навигацией, за исключением Охотска и Николаевска-на-Амуре, где навигация носит сезонный характер (только в летнее время). Для нормальной и бесперебойной работы в зимнее время осуществляется ледокольное обеспечение проводки судов.

Главное же отличие между портами заключается в их основном назначении, экономической значимости, пропускной способности, а также в уровне технической оснащенности объектов портовой инфраструктуры. В совокупности эти обстоятельства оказывают влияние на количество судозаходов и объем грузооборота.

Развитие портов АМП Охотского моря и Татарского пролива

Основная деятельность морского порта Де-Кастри сегодня по-прежнему связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой в рамках проекта «Сахалин-1», и круглого леса. За 2017 год с нефтеотгрузочного терминала Де-Кастри было отправлено на экспорт 10,6 млн тонн сырой нефти.

В течение последних лет в акватории морского порта и на подходах к нему проводятся комплексные инженерные изыскания в рамках подготовки проектной документации по объекту «Проект «Сахалин-1». Дальневосточный комплекс по производству сжиженного природного газа (СПГ). Морские сооружения». Данный проект предполагает строительство технологической линии мощностью 5 млн тонн с возможностью расширения на базе ресурсов проекта «Сахалин-1».

В 2018-2020 годах через морской порт Де-Кастри запланирована перегрузка большого количества крупногабаритных грузов, завозимых консорциумом компаний CombiLift и ГК «Спецтяж-автотранс» для строительства одного из крупнейших в России Амурского газоперерабатывающего завода. Суда, следующие из иностранных портов, приходят в порт Де-Кастри, производят перегрузку грузов на мелкосидящие баржи, построенные специально для этого проекта, которые буксируются по Амурскому лиману через морской порт Николаевск-на-Амуре и далее по реке Амур до места строительства.

В июне 2018 года в Де-Кастри зашло первое судно Regine c грузом (металлоконструкции), который был перегружен на четыре однотипные мелкосидящие баржи, доставившие его до места назначения.

Николаевский-на-Амуре морской порт расположен в устье реки Амур, имеет сезонный характер работы, производит обработку как морских, так и речных судов. Порт перерабатывает генеральные, лесные, навалочные грузы, а также производит перегрузку контейнеров.

В навигацию 2016-2017 годов портом было переработано 56,6 тыс. тонн различных грузов. В связи с началом строительства Амурского ГПЗ с 2018 года планируется увеличение объема грузоперевозок через Николаевск-на-Амуре более чем на 20%.

Последние пять лет в морском порту Охотск отмечается стабильное увеличение объема грузооборота. По итогам навигации 2017 года грузооборот порта составил более 216 тыс. тонн, количество судозаходов – 119. Портом был выполнен план обработки грузов северного завоза. В рамках федеральной программы реконструкции малых северных аэропортов в 2018 году Охотский район получит большой объем строительных материалов, которые будут доставляться морским путем.

Технологической особенностью порта является то, что перегрузка нефтепродуктов с нефтеналив¬ных судов осуществляется с использованием плавающей шланговой линии, раз-вернутой от манифольда танкера до фланца приемного трубопровода стационарного склада ГСМ, размещенного на Тунгусской косе. Предусмотренные технологические решения и приро-доохранные мероприятия в морском порту Охотск обеспечивают минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и соответствуют требованиям законодательных и нормативных документов.

Также в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» в 2017-2018 годах в морском порту Магадан активно производится модернизация, результатом чего станет увеличение грузооборота порта. В настоящее время особое внимание уделено масштабной реконструкции 4-го и 5-го причалов Магаданского порта.

Продолжается активная деятельность совместного предприятия «Роснефти» и Statoil ASA по развитию шельфовых проектов, связанных с разведкой и добычей нефти в акватории Охотского моря. Регулярно в рамках северного завоза через Магаданский порт осуществляется перевалка контейнеров и угля, завозимого из портов Восточный и Ванино, а также дизтоплива, авиационного топ-

лива и бензина.

В 2017 году через порт Магадан было перевезено около 1,38 млн тонн грузов. В настоящее время остро стоит вопрос о реконструкции угольного причала, так как через него осуществляется перевалка топлива для обес-печения всего региона.

Ванино-Совгаванский транспортный узел наращивает мощность

Морской порт Советская Гавань специализируется на перегрузке навалочных, генеральных, лесных и нефтеналивных грузов, включая грузы северного завоза. Также в порту развита перевалка морепродуктов для нужд рыбоперерабатывающих комплексов, производящих продукцию для внутреннего рынка России. В порту начал свою работу универсальный причал ООО «Компания «Ремсталь».

В настоящее время АМП напрямую не является участником федеральных целевых программ, связанных с масштабным строительством и реконструкцией объектов морской инфраструктуры, но в силу своей компетенции в них участвует.

В морском порту Ванино АМП участвует в решении ряда вопросов, связанных со строительством и реконструкцией морских специализированных терминалов. К ним относится терминал АО «Дальтрансуголь», который при первоначальной плановой мощности 12 млн тонн угля в год к 2020 году планирует перерабатывать до 30 млн тонн. Уже сейчас компания рассматривает возможность расширения мощности эксплуатируемого терминала по перевалке угля до 40 млн тонн в год.

АО «ВаниноТрансУголь» в районе мыса Ая (севернее бухты Мучке) ведет строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перегрузки угля и железорудного концентрата. В декабре 2019 года будут построены объекты терминала по перевалке угля мощностью 12 млн тонн в год. На втором этапе, к 2021 году, мощности будут увеличены до 24 млн тонн.

АО «Прайм» в районе мыса Токи начата работа по созданию современного специализированного комплекса для перевалки сжиженного углеводородного газа (СУГ). Планируемый грузооборот терминала – 2 млн тонн в год.

ООО «Причал» на южной стороне бухты Ванина, северо-восточнее причала №20, готовится построить портовый комплекс по перегрузке глинозема закрытым способом – проект находится на стадии разработки проектной документации. Мощность терминала составит 1,5 млн тонн с возможностью увеличения до 3 млн тонн.

В связи с перепрофилированием стивидорной компании АО «Порт Ванино» на перевалку навалочных грузов (уголь) и вводом в эксплуатацию угольного терминала АО «Дальтрансуголь» в морском порту Ванино ежегодно увеличивается количество заходов судов водоизмещением от 35 тыс. до 170 тыс. тонн и длиной от 180 до 290 метров.

Безопасность судоходства и информационная доступность

Плавание судов на подходах к портам АМП Охотского моря и Татарского пролива и в портовых водах является особым видом плавания, требующим усиленных мер по обеспечению безопасности мореплавания. Установленные здесь системы управления движением судов (СУДС) и лоцманское обслуживание позволяют справиться с данной задачей.

Появляются новые, ранее недоступные возможности: контроль проходящих через зону СУДС судов, своевременная корректировка и запись их траекторий движения, контроль стоящих на якоре судов для своевременного обнаружения дрейфа, контроль за безопасностью дрейфа судов во льду в зимнее время. Последнее особенно важно, поскольку позволяет заблаговременно определять безопасный район ожидания для судов, принять которые под обработку порт не может в силу каких-либо объективных причин.

В зимний навигационный период Службой капитана порта осуществляется контроль за ледокольными проводками судов от кромки льда до причалов. В соответствии со статьей 86 Кодекса торгового мореплавания РФ лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также защиты морской среды. Районы обязательной лоцманской проводки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и отражены в Обязательных постановлениях в морских портах.

Сегодня деятельность АМП в полном объеме отражена на собственном официальном сайте. Услуги представлены как по направлениям основной деятельности Администрации, так и по каждому ее филиалу. Для удобства контрагентов – потребителей госуслуг – организован собственный почтовый сервер и доменные имена.

В последнее время все больше находят применение так называемые информационные киоски, позволяющие потребителю получать полную информацию о процедуре оказания Администрацией государственных услуг по вопросам дипломирования членов экипажей судов, государственной регистрации судов и прав на них, выдачи удостоверения личности моряка. В этой связи для улучшения качества работы Администрации с гражданами-заявителями отделы АМП в ближайшее время будут дооборудованы такими информационными киосками.

Для работы с удаленными филиалами АМП нами широко используются возможности интернет-видеосвязи. С целью решения вопросов организации деятельности филиалов, служб капитанов морских портов проводятся регулярные видеосовещания.

Существующие в распоряжении АМП информационно-коммуникационные системы, применяемые для информирования потребителей госуслуг и обеспечения работы служб и отделов Администрации, мы и в дальнейшем планируем развивать и поддерживать на высоком уровне.

Морские порты №6 (2018)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021