Транспортной системе – комплексное использование
21.11.2018
Морские порты
В сентябре текущего года в Новороссийске состоялось выездное заседание Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП). На заседании были рассмотрены итоги работы Ассоциации за истекший период по плану совместной с Минтрансом законодательной работы и вопросы текущей деятельности, обсуждены проблемы портовой отрасли и выработаны рекомендации по дальнейшим шагам Ассоциации в направлении их решения.
Принимающей стороной – ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) – для членов совета директоров была организована презентация деятельности крупнейшего по грузообороту порта России и обзор инфраструктуры новороссийских перегрузочных терминалов группы НМТП.
Владимир Михайлов
Открывая заседание, исполнительный директор АСОП С.Жусупов предоставил слово первому заместителю генерального директора ПАО «Новороссийский морской торговый порт» Игорю Терентьеву, который рассказал о текущих показателях работы, проблемных вопросах и планах развития предприятия.
В частности, он отметил, что в 2017 году грузооборот группы НМТП, которая объединяет портовые активы в Новороссийске, Приморске и Балтийске, составил 143,5 млн тонн, а доля на рынке стивидорных услуг – 21%.
Новороссийский порт в числе большинства российских портов исторически сформировался как градообразующее предприятие. Но, к сожалению, сегодня к увеличению объемов перевалки экспортных грузов инфраструктура порта не готова, и он испытывает определенные трудности и в части автодорожной, и в части железнодорожной сети – порт уже достиг пределов пропускной способности городских автодорог и железнодорожной станции.
По словам топ-менеджера НМТП, для продолжения роста грузооборота порта требуется завершение проекта реконструкции станции со строительством парка «Б» и проекта строительства автодороги п.Цемдолина – ул.Портовая. Однако средства на строительство автодороги были исключены из Государственной программы «Развитие транспортной системы», а денег, выделенных на реконструкцию станции, оказалось недостаточно.
«Считаю, что в рамках Ассоциации мы можем подготовить экспертное заключение в части достаточности госфинансирования подходной железнодорожной и автомобильной инфраструктуры российских портов и внести свои предложения в Минтранс для корректировки существующих госпрограмм», – внес предложение И. Терентьев в дальнейшие планы работы АСОП. Затем он перечислил вопросы, по которым группа, как и другие порты, испытывает затруднения, в частности указал на необходимость пересмотра норм технологического проектирования морских портов, и поделился планами на будущее.
Демонстрация роста
По основному вопросу повестки дня выступил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. По его словам, портовая отрасль продолжает демонстрировать рост. За восемь месяцев текущего года объем перевалки грузов увеличился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составил более 500 млн тонн, в том числе сухих грузов – 260 млн тонн (+8%), рост обеспечили такие грузы, как зерно (+45%), контейнеры (+12%), черные металлы (+9%), металлолом (+16%), уголь (+5%); наливных грузов – около 240 млн тонн (на уровне прошлого года).
По экспорту прирост грузооборота составил почти 3,5%, по импорту – 2%, каботажу – 1%. Существенно, на 10%, вырос объем транзитных грузов, что связано с активизацией транзитных перевозок по Северному морскому пути и развитием арктических проектов производства СПГ. Также ожидается развитие и сухопутного транзита по направлению Восток – Запад, связанного с реализацией китайского проекта Шелкового пути. Как отметил С.Жусупов, особое внимание в этом направлении и Минтрансу, и Ассоциации нужно уделить комплексному использованию транспортной системы России – железнодорожного, морского, речного транспорта и, конечно, портов. Рынок транзитных перевозок, особенно контейнерных грузов, на этом направлении неисчерпаем, подчеркнул С. Жусупов.
Далее исполнительный директор АСОП рассказал о текущей деятельности Ассоциации в соответствии с планом совместной работы с Минтрансом. Прежде всего он отметил законодательную деятельность Минтранса по внесению поправок в Закон о морских портах по установлению цен на перевалку грузов в рублях. «Конечно, эти изменения – не лучший вариант для портовиков, но это компромисс, который позволяет работать без потерь. Особенно он важен для тех компаний, которым предоставлена отсрочка по переходу на рублевые тарифы в связи с имеющимися инвестиционными обязательствами в иностранной валюте», – сообщил С. Жусупов.
Также совместно с Минтрансом Ассоциации удалось внести поправки в законодательство в части уточнения объектов инфраструктуры, относящихся к особо опасным и технологически сложным. «Это тоже важный элемент в разрезе оптимизации норм технологического проектирования портов, поскольку в соответствии с этими поправками к особо опасным относится только одна категория объектов – портовые гидротехнические сооружения, за исключением сооружений, которые связаны с обслуживанием спортивных и прогулочных судов. По всем остальным сооружениям никаких осложнений нет», – пояснил С. Жусупов. Как говорят эксперты, принятие данной поправки сократит стоимость проектирования и строительства от 7% до 10% по реконструируемым и вновь строящимся морским портам.
В центре внимания Ассоциации в отчетном периоде были и насущные вопросы, связанные с деятельностью морских пунктов пропуска. Как отметил исполнительный директор АСОП, в правительство и другие заинтересованные федеральные органы государственной власти были направлены консолидированные предложения Минтранса и АСОП по внесению изменений в Закон о государственной границе РФ.
Также он сообщил, что продолжается и практически вышла на финишную прямую работа над типовым договором, регламентирующим взаимоотношения перевозчика с операторами морских терминалов – в ближайшее время в рамках рабочей группы будет рассмотрено и сформировано окончательное решение по данному вопросу. Были внесены заключительные предложения по внесению изменений в Устав железнодорожного транспорта, в Закон о валютном регулировании, во многие другие законодательные акты. Ассоциация в отчетном периоде много занималась вопросами трудовых отношений докеров-механизаторов.
Новый формат
О работе Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП рассказал его председатель Дмитрий Морозов. В первую очередь Комитет занимался вопросами инвестиционной деятельности в отрасли, мониторингом хода выполнения государственных инвестиционных программ и проблем, возникающих при их исполнении.
Как отметил Д.Морозов, формат федеральных обязательств по инвестированию в портовую инфраструктуру менялся на протяжении последнего года и сейчас меняется вновь. С 1 января прекратили действие федеральные целевые программы – начала действовать Государственная программа «Развитие транспортной системы». В конце 2017 года Правительством РФ были утверждены «дорожные карты» развития портовой инфраструктуры по бассейнам. В них нашли отражение пожелания портовиков о том, чтобы развитие портовой инфраструктуры было скоординировано с развитием автомобильных и железнодорожных подходов по направлениям, срокам и объемам инвестиций.
«Со сменой правительства и назначением нового курирующего отрасль вице-премьера подход несколько изменился, и сейчас идет разработка нового формата программного документа, который называется «Комплексный план развития магистральной инфраструктуры». На первый взгляд, он не содержит таких, как раньше, элементов согласований направлений, сроков и объемов инвестиций на разных видах транспорта для создания единой магистральной инфраструктуры. Однако сейчас рано говорить, как будут вплетаться утвержденные в конце 2017 года «дорожные карты» в этот новый документ. В течение месяца он должен быть принят, тогда будет видно, в каком направлении нам работать дальше», – сообщил председатель Комитета.
Изменение подхода, по словам Д.Морозова, также проявилось в последовательном уходе государства от финансирования отдельных участков магистральной инфраструктуры, в том числе автомобильной и железнодорожной, отдельных составляющих портовых проектов. Теперь основное направление финансирования будет связано с проектами развития Северного морского пути, с энергетическими добывающими проектами, и акцент будет сделан на те из них, что дают максимальный эффект для всей экономики России, а не локальные эффекты для отрасли.
«Государство уходит из отраслевых проектов и предлагает новые механизмы – концессию, инфраструктурную ипотеку, таким образом, снижая наши отраслевые возможности и повышая порог входа на этот рынок для новых инвесторов. Это же касается и частей инвестиционных проектов, связанных с финансированием государственной инфраструктуры, например пунктов пропуска. В правительстве появилось уже несколько инициатив о том, чтобы снять с государства это бремя, – прокомментировал ситуацию Д.Морозов. – Мы будем отслеживать появление новых программных документов, собирать мнение стивидорных компаний и продолжим диалог с правительством на всех доступных нам дискуссионных и экспертных площадках».
По такому важному направлению работы АСОП, как исключение стивидоров из Реестра субъектов естественной монополии, которым Ассоциация занимается давно, председатель Комитета сообщил следующее. Последнее событие, относящееся к данному вопросу, произошло в этом году: 23 сентября состоялось совещание в РСПП по результатам исследования Аналитического центра при Правительстве РФ, где было установлено наличие развитой конкуренции во всех секторах стивидорных услуг. Следующим шагом в ближайшее время должна стать выработка рекомендаций для правительства о принятии окончательного решения по освобождению стивидоров из-под государственного тарифного регулирования.
Д.Морозов осветил и другие вопросы деятельности своего Комитета, связанные с применением законодательных инициатив портовиков на практике.
Под влиянием конъюнктуры
Выступления руководителей комитетов АСОП – Комитета по экологии и охране окружающей среды Дмитрия Тарасова и Комитета по технологии и механизации Геннадия Иванова – непосредственно касались проблем портовой отрасли, связанных с повышенным вниманием государства к вопросам экологической защиты при производстве перегрузочных работ и необходимостью внедрения новых видов техники и технологий.
Так, по словам Г.Иванова, его Комитет в отчетном периоде занимался новой техникой и технологиями, создаваемыми прежде всего по стандартам высокой экологичности. Члены Комитета участвовали в совещаниях, проводимых Комитетом по экологии и охране окружающей среды АСОП по наилучшим доступным технологиям перегрузки угля. Одно из последних совещаний в августе касалось в том числе вопроса – что могут предложить портам производители перегрузочного оборудования для борьбы с пылением при перевалке сыпучих грузов.
В последнее время Комитет по технологии и механизации активно мониторит процесс создания новой техники для борьбы с пылением, в частности грейфера с системой пылеподавления и нового типа контейнеров для сыпучих грузов как с верхней, так и с нижней системой выгрузки в трюм судна. «Испытания опытных образцов этой техники проходят под нашим наблюдением, и мы будем делать выводы об их эффективности», – отметил Г.Иванов.
Председатель Комитета также отчитался о работе в законодательной сфере. Комитет по технологии и механизации в отчетном периоде работал над рядом документов. Первый из них – Правила охраны труда в морских и речных портах. Документ сейчас находится в Минтруде, готовится пакет документов для передачи его на регистрацию в Минюст. Комитет отслеживает этот процесс и как может способствует его прохождению.
В апреле этого года в Москве Комитет принял участие в III Всероссийском форуме портовиков «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация», который был организован журналом «Морские порты» при поддержке АСОП. В рамках форума Комитет провел заседание рабочей группы гидротехников, на котором обсуждались как вопросы создания и ремонта ГТС, применения новых технологий при организации и проведении работ на данных объектах, так и проблемы отраслевых нормативных документов.
Более подробно о деятельности АСОП в сфере экологии рассказал Дмитрий Тарасов. Он отметил, что соглашение АСОП с Минприроды и Росприроднадзором подписано в конце 2017 года – Года экологии в России – на съезде экологов.
Проблемы, которые были подняты на съезде, задали тон работы на 2018 год и на нормативно-правовую базу Министерства природных ресурсов: основными стали обращение с твердыми бытовыми отходами (проблемы свалок в Подмосковье и других регионах) и проблемы в портах, связанные с пылением при перегрузке угля, особенно на Дальнем Востоке.
В последние годы в портовой отрасли обозначился заметный рост перевалки угля, к которой под влиянием конъюнктуры приступили и универсальные терминалы. Около двух лет они не были оснащены специальным оборудованием для пылеподавления, соответственно, получился негативный результат. «К сожалению, эти терминалы, как правило, расположены в городской черте, и в ходе их деятельности часть пыли переносятся ветром в селитебную зону городов, что пугает городских жителей. Часть работы Комитета была направлена на решение тех проблем, которые возникали из подобных сложившихся ситуаций», – пояснил Д. Тарасов.
Он также рассказал о том, что в течение этого года было несколько попыток законодательных инициатив со стороны депутатов региональных законодательных собраний по закрытию перевалки угля. Между тем по поручению президента и постановлением правительства было принято решение о формировании регламентирующего Справочника наилучших доступных технологий (НДТ).
По словам председателя Комитета, это позволит, во-первых, стабилизировать ситуацию – и внедрить доступные технологии, и передать имеющийся в портах опыт перегрузки пылящих грузов, во-вторых, наладить цивилизованный контроль процесса со стороны контролирующих органов, которые в отсутствие технических норм регулирования начинают изобретать дополнительные требования к переработке грузов.
Комитет принимает участие в составлении Справочника НДТ и призывает стивидорные компании, как заинтересованную сторону, активнее принимать участие в выработке своих предложений, поскольку от Справочника НДТ зависит ход и направление дальнейшей работы в области экологии и природопользования.
Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды проинформировал, что Комитетом в этом году проводились выездные совещания, направленные на выявление проблем в отдельных портах и выработку соответствующих решений.
Д.Тарасов подчеркнул, что после ужесточения контроля в портах за экологической ситуацией со стороны Росприроднадзора портовое сообщество стало больше внимания уделять вопросам охраны окружающей среды, выделять больше средств на экологические программы. С другой стороны, для портовиков создается ряд проблем, затрудняющих работу: угрозы закрытия предприятия, отстранения руководителей от должностей, увеличение штрафов и количества проверок (каждая последующая проверка – это очередной виток трудностей).
При этом происходит рост судебной практики, особенно на Дальнем Востоке. «В связи с этим мы планируем на очередные выездные совещания Комитета приглашать и контролирующие органы, чтобы совместно и открыто обсуждать вопросы защиты окружающей среды, в том числе с учетом интересов предприятий портовой отрасли», – заключил свое выступление Д.Тарасов.
В завершение заседания Совета директоров АСОП по вопросам трудовых отношений, профессиональных квалификаций и оплаты труда высказались представитель Группы компаний «Мечел» Владимир Рогов и генеральный директор ООО «Управление транспортными активами» (UCLH) Игорь Федоров. Также Совет рассмотрел ряд организационных вопросов. На следующий день участники совещания ознакомились с инфраструктурой новороссийских перегрузочных терминалов группы НМТП.
Морские порты №7 (2018)