Качественный контроль судов в порту Тамань - Морские вести России

Качественный контроль судов в порту Тамань

13.12.2018

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутараканского княжества, которая располагалась на месте современной Тамани, относится к X-XI векам: уже тогда город был известен как крупный торговый порт с хорошей гаванью, через него поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами и Византией.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 г. №19 морскому порту, расположенному в районе мыса Железный Рог Таманского полуострова на побережье Черного моря (Темрюкский район Краснодарского края), присвоено географическое наименование Тамань. 1 апреля 2009 года приступила к осуществлению своих функций, в том числе по контролю судов, Служба капитана морского порта Тамань.

Анатолий Василенко, исполняющий обязанности капитана морского порта Тамань ФГБУ «АМП Черного моря»

Нынешнее расположение морского порта Тамань – вне населенных пунктов – позволяет выстраивать логистику грузопотоков, не ограничивая их движение и не создавая трудностей жизнедеятельности населения ближайших городских и сельских поселений. В настоящее время грузы отправляются в адрес более пятидесяти стран мира.

Площадь территории морского порта составляет 37,09 гектара, площадь акватории – 97,97 кв. километров. В порту имеется 9 действующих причалов, длина причального фронта – 2353,5 пог. метра. Порт динамично развивается и доступен для захода судов длиной до 275 метров, шириной до 48 метров и осадкой до 14 метров.

Рис. 1. Схема морского порта Тамань

Функционирование морского порта Тамань началось с открытия терминала по перегрузке масложирового сырья ООО «Пищевые ингредиенты», на котором 2 декабря 2008 года было принято и обработано первое судно.

Служба капитана морского порта Тамань организована в марте 2009-го и с 1 апреля 2009 года приступила к осуществлению контроля за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании, государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту и выходящими в море, и ведению централизованного учета такого контроля в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.

На сегодня штат инспекции государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана порта укомплектован высококвалифицированными и опытными специалистами, полностью обеспечивающими безопасность мореплавания и безаварийную работу судов в порту.

В порт Тамань осуществляют заходы суда под флагами более 25 государств. Отмечается ежегодное последовательное увеличение количества судозаходов. Так, за 8 месяцев 2017 года в порт было совершено 496 судозаходов, а за аналогичный период 2018 года – 503 судозахода. В связи с реализацией проекта строительства Таманского терминала навалочных грузов ожидается увеличение числа судозаходов, в том числе крупнотоннажных судов дедвейтом до 220 тыс. тонн.

Основным критерием обеспечения безопасности мореплавания является контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта, и при необходимости осуществление инспектирования судов по процедуре Черноморского меморандума о взаимопонимании и контроле со стороны государства порта в регионе Черного моря.

Необходимость проведения инспекции судна определяется капитаном порта при получении подходной информации по оценке рисков и необходимой периодичности осмотров в соответствии с представленными международной информационной системой рекомендациями или в следующих случаях:

- после транспортного происшествия с судном;

- при наличии запроса со стороны государства флага;

- при наличии запроса других государств;

- по заявлению капитана судна, судовладельца или представителя судовладельца;

- с целью проверки устранения выявленных в предшествующих портах захода и не устраненных несоответствий обязательным требованиям;

- на основании информации о нарушениях судном международных договоров РФ, предоставленной в устной или письменной форме лоцманом, диспетчером терминала морского порта, СУДС, членом экипажа, профессиональным органом, ассоциацией, профессиональным союзом или любым другим лицом, заинтересованным в безопасности судна, его экипажа и пассажиров и/или в защите окружающей среды;

- на основании запроса органов государственного надзора;

- перед выходом из морского порта в составе баржебуксирного состава.

Результаты инспектирования судов за 8 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2017 года следующие.

Инспекторами ГПК в этом году произведено 146 инспекций судов под иностранным флагом. Из них 86 инспекций с замечаниями: по спасательным средствам – 23%; по состоянию корпуса – 27%; по навигации – 29%; по прочим – 21%. По итогам инспекций задержано 2 судна. Произведено 42 инспекции судов под флагом РФ. Из них 31 инспекция с замечаниями: по спасательным средствам – 23%; по пожарной безопасности – 17%; по навигации – 27%; по прочим – 33%. Задержано 4 судна под флагом РФ.

За аналогичный период 2017 года инспекторами ГПК произведена 141 инспекция судов под иностранным флагом. Из них 91 инспекция с замечаниями: по спасательным средствам – 22%; по состоянию корпуса – 15%; по пожарной безопасности – 23%; по состоянию грузового оборудования – 12,5%; по прочим – 27,5%. По итогам инспекций задержано 2 судна. Произведено 46 инспекций судов под флагом РФ. Из них 25 инспекций с замечаниями: по спасательным средствам – 15%; по состоянию корпуса – 29%; по пожарной безопасности – 13%; по навигации – 25%; по прочим – 18%. Задержано 1 судно под флагом РФ.

Нужно отметить, что в этом году к судам под иностранным флагом не было замечаний по пожарной безопасности и по состоянию грузового оборудования, зато выросло количество замечаний к состоянию корпуса (с 15% до 27%) и к системе навигации (с 0 до 29%). К судам под флагом РФ в текущем году не было замечаний к состоянию корпуса, но выросло количество замечаний по спасательным средствам (с 15% до 23%) и по пожарной безопасности (с 13% до 17%). На два судна больше было задержано.

В целях повышения безопасности мореплавания ИГПК усилен контроль за состоянием судов под флагом РФ, совершающих международные рейсы. Отсутствие задержаний и существенных замечаний судов под флагом РФ при проверках в иностранных портах, оформленных в морском порту Тамань, говорит о качественном выполнении инспекций специалистами ИГПК Службы капитана морского порта Тамань.

Морские порты №7 (2018)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021