Порт на Амуре работает на федеральные проекты - Морские вести России

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

29.01.2019

Морские порты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная и начинается с окончанием ледохода, а прекращается с появлением ледостава. Навигационный период, как правило, длится с середины мая до середины ноября с возможными отклонениями по погодным условиям. На дату открытия навигации оказывают влияние различные условия: повышение окружающей температуры воздуха, начало ледохода в верховьях реки Амур, давление взламывающегося льда, направление речного фарватера (повороты, отмели). В 2018 году благоприятные условия позволили открыть навигацию в порту уже в первой декаде мая.

И сразу же порт включился в работу по реализации ряда программ, связанных с развитием федеральных инфраструктурных проектов, например, таких, как строительство Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ). Очевидно, что в перспективе эти проекты дадут толчок развитию транспортной системы Хабаровского края и самого порта. Сейчас порт специализируется на обработке генеральных грузов с морских и речных судов, контейнеров, лесных и навалочных грузов, на перевозке пассажиров в пригородном сообщении. Грузопотоки порта в южном направлении идут в Японию, Южную Корею, Китай, в северном направлении – в Охотск, Аян, Чумикан, Москальво.

Андрей Спиридонов, капитан морского порта Николаевск-на-Амуре, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Порт в режиме навигации

Как правило, первыми в порт заходят речные суда, следующие из портов, расположенных на р.Амур. Постепенно лед в Амурском лимане начинает разрушаться и выгоняется приливо-отливными течениями и ветрами в Сахалинский залив Охотского моря и Татарского пролива. Спустя 10-14 дней после прохождения льда и освобождения южного фарватера Амурского лимана в порт начинают заходить морские суда, следующие из морских районов Охотского моря и Татарского пролива.

В связи с наличием на всем протяжении фарватера навигационных опасностей (ширина фарватера не превышает 100 метров, имеются сложные повороты, мелководные участки) на подходах к порту устанавливаются средства навигационного оборудования (СНО). Их установка осуществляется силами гидрографической службы Тихоокеанского флота с начала июня, когда Амурский лиман полностью очищается ото льда. Данный факт обязывает капитанов судов уделять повышенное внимание при осуществлении прохождения судами фарватера.

Обязательные постановления в морском порту Николаевск-на-Амуре позволяют капитану судна осуществлять плавание без привлечения лоцмана. Но в случае сложных проводок, таких как буксировка больших объектов, танкеров, в том числе и для дополнительного обеспечения безопасности мореплавания, отдел лоцманской службы Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» в морском порту Николаевск-на-Амуре оказывает услуги лоцманской проводки как внутрипортовой, так и на подходах к порту по всему Амурскому лиману.

В навигацию 2018 года в порту было выполнено более 300 внутрипортовых операций. По сахалинскому и южному фарватерам Амурского лимана осуществлено 75 проводок судов. В связи с отсутствием у Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» в порту Николаевск-на-Амуре штатного лоцманского катера доставка лоцмана для выполнения лоцманских проводок осуществляется катерами сторонних организаций. Однако скоростные характеристики таких катеров значительно ниже необходимых, поэтому доставка лоцмана в точки приема в Амурском лимане по времени заметно увеличивается.

После освобождения Амурского лимана ото льда, и в первую очередь именно южного фарватера, через порт Николаевск-на-Амуре начинается движение судов заграничного плавания, следующих в порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония), а также судов каботажного плавания.

Последние в рамках государственной программы «Северный завоз» осуществляют доставку социально значимых грузов – топлива, продуктов питания, медикаментов, оборудования для школ и больниц – в удаленные порты и портопункты Охотского моря, такие как Чумикан, Аян, Охотск, Керан и другие, туда, где отсутствует иное транспортное сообщение (автомобильное, железнодорожное). Обеспечению северного завоза органы государственной власти региона, Служба капитана морского порта Николаевск-на-Амуре всегда уделяют особое внимание. Такие суда подлежат оформлению в первую очередь, им оказывается всевозможная помощь и поддержка.

При оформлении Службой капитана порта разрешения судну на выход из порта инспекторы государственного портового контроля проводят тщательный осмотр судна. Особое внимание уделяется российским судам, следующим в загранрейсы, так как в соответствии с требованиями Токийского меморандума о взаимопонимании о контроле судов государством порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Tokyo MOU) суда подвергаются осмотру и за границей. В случае выявления серьезных несоответствий требованиям международного законодательства в области торгового мореплавания такие суда могут быть задержаны до устранения выявленных недостатков.

Суда, в отношении которых выявлено большое количество несоответствий и выставленных замечаний, подвергаются дополнительным осмот-

рам (инспекциям). Данные по выявленным несоответствиям отмечаются в ежегодном докладе Токийского меморандума. Все это, в свою очередь, может повлиять на международный имидж торгового флота России.

Порт в транспортных схемах федеральных проектов

В мае 2018 года в рамках реализации федерального проекта строительства Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ) стартовала программа по доставке больших негабаритных грузов к месту строительства.

В морской порт Де-Кастри прибыло два иностранных судна – Annette и Zhen Hua 33 – с восемью буксирами-толкачами и баржами на борту. Специализированными судами в этот порт были доставлены первые большие негабаритные грузы (металлоконструкции).

Затем силами буксиров-толкачей малой осадки сначала баржи, а затем специально оборудованные суда малой осадки стали доставлять большегрузное оборудование через Амурский лиман, порт Николаевск-на-Амуре и далее по рекам Амур и Зея в г.Свободный (Амурская область), расположенный на правом берегу Зеи, северного притока Амура, где ведется строительство ГПЗ.

Всю навигацию 4 буксира работали на участке Хабаровск – Благовещенск – Свободный, другие 4 буксира доставляли баржи с негабаритными грузами из порта Де-Кастри до порта Николаевск-на-Амуре и далее до Хабаровска. На сентябрь 2018 года были выполнены все плановые рейсы. С началом следующей навигации перевалка грузов для строительства Амурского ГПЗ через порт Николаевск-на-Амуре продолжится.

В связи с активизацией в регионе сферы судостроения в порту значительно увеличилось количество буксировочных операций, связанных с выводом новых построенных судов из судостроительных заводов Благовещенска и Комсомольска-на-Амуре. В сентябре через порт Николаевск-на-Амуре в порт Владивосток были доставлены три судна. Первое судно построено для Военно-морского флота РФ (ВМФ), второе – для гидрографических морских работ, оно также войдет в состав ВМФ, третье – для нефтегазовой отрасли. До окончания навигации планируется вывод еще одного нового судна.

Особое внимание властей и бизнеса сейчас приковано к теме, связанной с возможностью реализации масштабного федерального проекта по строительству железнодорожно-автомобильного моста, который соединил бы остров Сахалин с материком, позволив Дальнему Востоку стать одним из важнейших логистических узлов России. Об этом проекте еще в прошлом году на Восточном экономическом форуме во Владивостоке говорил президент Путин.

Строительство мостового перехода на Сахалин, создание там нового порта, дальнейшее развитие БАМа и Транссиба и связанные с этим перспективные грузопотоки, безусловно, повлекут за собой увеличение грузооборота и всех малых портов Дальнего Востока, в том числе Николаевска-на-Амуре.

Морские порты №8 (2018)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России