Растет грузооборот – повышается число нарушений судами - Морские вести России

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

19.06.2019

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки зрения обеспечения внешнеторговых связей страны с круглогодичной навигацией – расположен в южной части Темрюкского залива, у левого берега реки Кубани, в двух милях к юго-западу от ее устья.

В настоящее время в порту действуют 20 причалов протяженностью 2502 метра. Площадь крытых складов для хранения грузов составляет 13,96 тыс. м2, открытых – 228,59 тыс. м2. Порт доступен для захода судов длиной до 145 метров, шириной до 17,5 метра и осадкой до 5,7 метра. Для судов доступны семь якорных стоянок с глубинами 7-9 метров.

Перспективы развития морского порта Темрюк связаны с дальнейшим строительством и развитием объектов портовой инфраструктуры. Вместе с тем, с ростом грузооборота и интенсивности судоходства наблюдается тенденция увеличения нарушений судами – инспекторы государственного портового контроля Службы капитана порта Темрюк ФГБУ «АМП Азовского моря» предъявляют им все больше серьезных замечаний, зачастую препятствующих выходу судна из порта.

Михаил Мигда, капитан морского порта Темрюк ФГБУ «АМП Азовского моря»

Результаты развития

Погрузочно-разгрузочную деятельность в порту Темрюк осуществляют 10 операторов морских терминалов, обеспечивая перевалку генеральных, навалочных, насыпных, наливных и накатных грузов, в том числе зерновых, жидких химических грузов, сжиженных углеводородных газов (СУГ) и нефтепродуктов.

По итогам 2018 года грузооборот порта составил 3,92 млн тонн, из них экспортных грузов – 3,54 млн тонн, импортных – 26,29 тыс. тонн, каботажных – 343,63 тыс. тонн. За январь-февраль 2019 года в порту перевалено 851,5 тыс. тонн грузов (+48% к аналогичному периоду 2018 года), из них экспорт – 688,25 тыс. тонн (+33%), каботаж – 160,27 тыс. тонн (+209%). Рост в этом году происходил в основном за счет увеличения перевалки нефтепродуктов, СУГ, угля и металлов.

В настоящее время в порту ведется строительство первой очереди перевалочного комплекса жидких химических продуктов ООО «РХТ Терминал». Проектом предусмотрено строительство причала длиной 176 метров с глубиной 5,9 метра. После реализации проекта мощность комплекса составит 800 тыс. тонн в год.

Крупным инвестором также выступает ООО «Росмортранс-Темрюк», в ближайших планах которого строительство терминала по перегрузке экспортных нефтепродуктов. Терминал будет включать 4 причала общей длиной причального фронта 735,9 метра, до 2021 года предполагается построить две его очереди. Мощность терминала составит 5 млн тонн в год светлых и темных нефтепродуктов.

Для повышения защищенности подходного канала от заносимости и возможностей по обработке судов в периоды неблагоприятных гидрометеорологических условий планами ФГУП «Росморпорт» предусматривается реконструкция оградительных сооружений Восточного и Западного молов, а также создание ловушек для перехвата донных наносов.

Работа ИГПК по предотвращению нарушений судами

Суда в морском порту Темрюк подвергаются осмотру в соответствии с требованиями Правил захода судов в морские порты и выхода судов из морских портов РФ (Приказ Минтранса России №463), в которых описаны принципы отбора судов для проведения инспекции. Для судов, зарегистрированных под флагом РФ, рассчитывается оценка рисков, и в зависимости от степени риска судну назначается дата открытия инспекционного периода.

Суда, зарегистрированные под иностранными флагами, подвергаются инспекционному осмотру в соответствии с Резолюцией IМО А.1119(30) «Процедуры контроля судов государством порта» 2017 г. Отбор судов для осмотра производится в соответствии с оценкой риска судна и необходимой периодичностью осмотра. Оценка риска судна и периодичность осмотра вычисляются международной информационной системой THETIS Парижского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта.

Капитан морского порта отбирает судно к осмотру в соответствии с представленными международной информационной системой THETIS рекомендациями. В ряде случаев осмотр судна проводится независимо от степени риска, например, после транспортного происшествия с судном; по заявлению капитана судна, судовладельца или представителя судовладельца; с целью проверки устранения выявленных в предшествующих портах захода и не устраненных несоответствий обязательным требованиям и других.

За 2018 год в порт Темрюк было совершено 1536 судозаходов, из них 740 судами под иностранными флагами. Инспекторами ИГПК было проведено 74 инспекции судов под флагом РФ, из них с серьезными замечаниями, препятствующими выходу судна из порта – 10. Количество проведенных инспекций судов под флагами иностранных государств составило 72, из них с серьезными замечаниями, препятствующими выходу судна из порта, – 7.

В текущем году наблюдается тенденция к увеличению нарушений судами. Так, за январь-февраль 2019 года в морской порт Темрюк совершено 252 судозахода, из них 101 судами под иностранными флагами. Количество проведенных инспекций судов под флагом РФ составило 11, из них с серьезными замечаниями, препятствующими выходу судна из порта, – 3. Количество проведенных инспекций судов под флагами иностранных государств – 16, из них с серьезными замечаниями, препятствующими выходу судна из порта, – 4.

Внимание к перевалке опасных грузов!

Необходимо отметить, что в морском порту Темрюк переваливается большое количество опасных грузов разного класса опасности. Общее количество заходов судов, перевозящих опасные грузы, в 2018 году составило 480, а за январь-февраль 2019 года – 101.

В связи с этим хотелось бы еще раз напомнить всем организациям, осуществляющим лицензионную деятельность по перевалке опасных грузов, о необходимости строгого соблюдения законодательных норм и правил перевалки данных видов груза во избежание чрезвычайных ситуаций и загрязнения окружающей среды.

Напомню, что перегрузка опасных грузов разрешается только при соблюдении требований Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (далее – Общие правила), разработанных в соответствии с Федеральным законом о морских портах в РФ (№261-ФЗ), Кодексом торгового мореплавания РФ (№81-ФЗ) и Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (№155-ФЗ).

Так, при стоянке в морском порту нефтеналивные суда должны осуществлять грузовые операции с нефтью и нефтепродуктами у специализированных причалов, оборудованных в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, на выносных причальных устройствах и у танкеров-накопителей, стоящих на рейдах (постановление Правительства РФ от 12.08.2010 г. №620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта»).

Шланги, соединяющие судовой трубопровод со сливо-наливными устройствами причала, должны иметь длину, обеспечивающую возможность естественного перемещения судна у причала. При грузовых операциях на несамоходном нефтеналивном судне вблизи должно находиться дежурное судно (спасатель или буксир), оснащенное средствами пожаротушения. Ремонтные работы на нефтеналивных судах и причальных устройствах (причалах) во время грузовых операций с нефтью и нефтепродуктами не допускаются.

Судно, производящее грузовые операции с опасными грузами, должно быть готово к немедленному отходу от причального устройства (причала): главный двигатель и рулевое устройство должны быть в постоянной готовности; на баке и корме судна должны быть закреплены и приспущены до воды буксирные стальные тросы с заплетенными огонами; на борту должно находиться достаточное для безопасного отхода судна от причального устройства количество членов экипажа, включая капитана судна или старшего помощника и старшего механика или второго механика.

Все организации, осуществляющие деятельность с нефтью и нефтепродуктами в морском порту Темрюк, имеют действующие планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту, а также действующие договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на оказание услуг по несению готовности к локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Службой капитана морского порта ежеквартально осуществляется контроль наличия вышеуказанных действующих договоров и планов.

Морские порты №2 (2019)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021