Победу одержали профессионализм и ответственность
18.09.2019
Морские порты
На 20-й сессии Комитета Черноморского меморандума (ЧМ), состоявшейся в апреле этого года в болгарском Бургасе, где всесторонне обсуждались вопросы организации и осуществления контроля судов государством порта, во второй раз за двадцатилетнюю историю ЧМ были подведены и объявлены результаты конкурса среди морских портов стран черноморского региона на лучшую и актуальную фотофиксацию несоответствия регламентирующим требованиям, выявленного при инспектировании морских судов.
Победу в конкурсе одержала фотография, сделанная инспекторами государственного портового контроля (ГПК) Службы капитана морского порта Новороссийск ФГБУ «АМП Черного моря» Сергеем Лебедем и Василием Русановым.
Владимир Меланин, Новороссийск
Обстоятельства победы
Объявление победителя конкурса на лучшую фотофиксацию несоответствия происходило в последний день работы Комитета ЧМ, и из всех фотографий-претендентов лучшей в 2018 году была признана фотофиксация инспекторов ГПК Службы капитана порта Новороссийск Сергея Лебедя и Василия Русанова. Примечательно, что в пятерку первых мест вошли еще две фотографии, сделанные инспекторами из Новороссийска Андреем Гришко и Игорем Музыкой.
«Выбор лучшей фотофиксакции несоответствия регламентирующим требованиям, выявленного при инспектировании морских судов в регионе Черноморского меморандума, – это достаточно сложный и многоступенчатый процесс. Он начинается с отбора наиболее актуальных с профессиональной точки зрения фотографий, сделанных и размещенных в информационной системе ЧМ (ИСЧМ) в течение календарного года инспекторами ГПК, на уровне Информационно-координационного центра ГПК (ИЦГПК), и заканчивается финальным выбором фотографии-победителя Секретариатом ЧМ совместно с председателем Комитета ЧМ», – пояснил руководитель сектора по проведению осмотров и контрольных осмотров российских и иностранных судов Службы капитана порта Новороссийск Дмитрий Неустроев, принимавший участие в работе сессии Комитета ЧМ.
Призеры конкурса С. Лебедь и В. Русанов рассказали об обстоятельствах, в которых был сделан снимок. В тот день они инспектировали сухогруз Uni-K (флаг Того). Как и все инспекции, эта началась с непосредственного осмотра корпуса судна с причала. При внешнем осмотре носовой оконечности было выявлено существенное несоответствие – некачественное проведение ремонтных работ бульбообразной насадки, вероятно, после навала судна на причальное сооружение в одном из портов захода. Вот тогда и был сделан снимок, принесший инспекторам победу в конкурсе.
Кроме этого несоответствия, добавляют победители, на сухогрузе Uni-K было обнаружено множество других, существенно влияющих на безопасность мореплавания, охрану окружающей среды и человеческой жизни на море. Всего по результатам инспекции данного судна было выставлено 29 замечаний, по двум из которых (нарушение в области пожаробезопасности и нарушение аварийных систем судна) капитан порта Новороссийск утвердил судну код 30, означающий задержание судна и запрет на выход в море до полного устранения выявленных замечаний.
Кто вы, победители?!
Как отмечает руководитель сектора Д.Неустроев, все восемь инспекторов ГПК Службы капитана порта Новороссийск очень опытные специалисты, настоящие профессионалы своего дела, обладающие глубокими знаниями законодательно-нормативной базы, устройства судов различных типов и работы всех их систем. естественно, имеющие морское образование и большой стаж работы на флоте. Все эти качества и еще наметанный взгляд и выработанное годами внутреннее чутье позволяют инспекторам заметить любой дефект или неисправность.
«Если говорить конкретно об инспекторах-победителях, то оба они профессионалы высокого уровня, честные, добросовестные и ответственные работники, – продолжает Д. Неустроев. – К примеру, Сергей Васильевич Лебедь по образованию морской радиоинженер и юрист-правовед, кандидат юридических наук, 24 года работает инспектором ГПК в порту Новороссийск, сейчас он главный инспектор ГПК. Василий Владимирович Русанов работает у нас 6 лет, а до этого 27 лет плавал механиком, старшим механиком, тоже далеко не новичок на флоте».
О том как строится рабочий день инспектора ГПК и что является причиной проверки того или иного судна, рассказали сами победители.
Утро каждого дня начинается с анализа сводки расстановки судов в порту – у причалов, на рейде, якорных стоянках. Отмечаются суда, прибывшие в порт и покинувшие его. При помощи информационной базы данных ЧМ отслеживаются суда, требующие проведения осмотров.
Контролируются заходы в порт так называемых субстандартных судов –несоответствующих основным требованиям международных и национальных регламентирующих документов. Они классифицируются ЧМ как суда высокого риска, поскольку это, как правило, возрастные или плохо содержащиеся суда, которые являются потенциальными источниками аварий и происшествий (навалов, столкновений, загрязнения моря, воздуха, угрозы здоровья и жизни экипажей). Еще до прихода такого судна в порт о нем имеется полная информация – в каком порту и когда оно инспектировалось, были ли замечания и какие, устранены они или нет. Суда наиболее высокого риска проверяются в первую очередь, особенно занесенные в так называемый черный список ЧМ – Ship Watch List.
«Каждое судно обычно проверяется двумя инспекторами. Сначала производится визуальный осмотр причальной линии корпуса судна, швартовного и якорного оборудования, судового трапа, винто-рулевой группы. Затем инспекторы поднимаются на борт судна, – продолжает рассказ С. Лебедь. – Я проверяю судовые сертификаты, документы экипажа, навигационное и спасательное оборудование, Русанов проверяет палубное оборудование, машинное и румпельное отделения, противопожарную систему судна. По результатам инспекции проводится обсуждение обнаруженных несоответствий с капитаном судна, составляется акт осмотра, согласовывается с капитаном судна и после этого представляется на утверждение капитану порта. Естественно, все обнаруженные несоответствия фотографируются или снимаются на видеокамеру и прилагаются к акту осмотра. В случае претензий со стороны судовладельцев или операторов на безосновательную задержку судна мы предъявляем доказательства – снимки или видеоролики, все претензии тут же отпадают».
На вопрос о том, бывают ли случаи, когда в предыдущем порту что-то недоглядели при проверке судна, В. Русанов отвечает: «Это исключено, такого не бывает. У нас полное доверие к коллегам-инспекторам из других портов Черноморского меморандума, и друг друга мы не перепроверяем. Нареканий на халатность или некомпетентность никогда не возникало, этому нужно отдать должное».
«Кстати, мы часто встречаемся на различных конференциях, семинарах и тренингах как за рубежом, так и у нас в России, обмениваемся опытом, делимся всеми новшествами, обсуждаем спорные моменты. Секретов у нас не бывает, да это и понятно – дело у нас общее – не допускать и предупреждать аварии на море, нарушения техники безопасности и правил мореплавания, загрязнения окружающей среды», – добавляет В. Русанов.
Профессионализм – норма жизни
Прошедший 2018 год оказался рекордным в истории порта Новороссийск по грузообороту – 154,9 млн тонн. Рост судозаходов оказывает непосредственное влияние на интенсивность работы должностных лиц Службы капитана порта – инспекторов ГПК: растет количество проведенных инспекций судов. Так, по данным Службы, в прошлом году всего проведено 1689 осмотров судов под российским и иностранными флагами, из которых 73% было с замечаниями, а 154 судна ввиду серьезных несоответствий, обнаруженных во время инспектирования, были задержаны.
По словам капитана порта Новороссийск Евгения Тузинкевича, в порт стало меньше заходить судов высокого риска, с нарушениями регламентирующих документов, так как судовладельцы и операторы судов знают, что в Новороссийском порту – строгий контроль, и потому халатность и безответственность здесь не пройдут.
«То, что наши инспекторы ГПК С.В. Лебедь и В.В. Русанов стали победителями в своей сфере деятельности – не случайность, а, скорее, закономерность, – комментирует победу своих подчиненных Е. Тузинкевич. – Дружный и сплоченный коллектив Службы капитана порта Новороссийск делает все, чтобы профессионализим, ответственность и добросовестность были нормой жизни и повседневной работы».
Морские порты №5 (2019)