Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива - Морские вести России

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

14.10.2019

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива». Например, в порту Ванино в отличие от других портов его можно отнести к разряду облегченных, несмотря на большую продолжительность. Интенсивное использование буксиров и ледоколов в зоне ответственности АМП в зимнюю навигацию позволило обеспечить стабильную деятельность портов АМП. На работе порта Магадан в зимний период положительно сказалась наработанная практика обколки льда в бухте Нагаева. Даже эпизодическое привлечение линейного ледокола к проводкам в порту Советская Гавань способствовало улучшению проходимости судов и уменьшению времени швартовных операций.

Нужно отметить, что в общем ледокольная проводка судов в порту Совгавань осуществляется эпизодически. Между тем объединение портов Ванино и Совгавань позволило бы в зимний период обеспечить оба порта надлежащей ледокольной проводкой и создать благоприятную обстановку для привлечения потенциальных грузоотправителей на терминалы Совгавани, обеспечив тем самым эффективную и стабильную работу и всего Ванино-Совгаванского транспортного узла.

Николай Татаринов, руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Ванино

Льдообразование в северной части Татарского пролива началось на две недели раньше среднегодового наблюдения. Уже в третьей декаде декабря 2018 года ожидалось появление льда на подходах к морскому порту Ванино. Однако под влиянием ветра и волнения моря нарастание льда заметно замедлилось. И только во второй декаде января 2019 года кромка льда спустилась южнее порта Ванино. Наступившее после шторма маловетрие способствовало нарастанию и распространению льда по всей ширине Татарского пролива (рис. 1).

Рис. 1

В середине третьей декады февраля продолжительный ветер северо-восточного направления привел к значительному ухудшению ледовой обстановки на подходах к порту. Бассейновая комиссия ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» по организации и осуществлению ледокольных проводок судов (Штаб ледокольных операций, ШЛО), анализируя снимки с искусственного спутника Земли (ИСЗ), прогнозы погоды, местные погодные условия, заблаговременно рекомендовала отводить суда, стоящие у пирса №5 (район бухты Мучке) и на рейде, в безопасные районы, избегая опасных дрейфов. В конце февраля при слабых северо-западных ветрах образовалась полоса чистой воды шириной 3-5 морских миль. Но наличие в непосредственной близости обширных полей серо-белого, белого льда и возможное изменение ветра на северо-, северо-восточное направление создавали потенциально напряженную обстановку для судов, следующих как в порт, так и из порта (рис. 2).

Рис. 2

В первой декаде марта ветер северо-, северо-восточного направления с порывами до 15 м/сек привел к образованию труднопроходимых полей и сжатию льда на подходах к порту, что значительно затрудняло работу МФАСС «Спасатель Заборщик». Штабом ледокольных операций было принято решение о привлечении к ледокольным проводкам в порту Ванино и на подходах к нему ледокола «Капитан Хлебников». 9 марта ледокол прибыл в порт и сразу приступил к ледокольным проводкам судов. Попытки провести по несколько судов в караване не дали положительного результата. Суда часто застревали во льдах и выходили из каравана. ШЛО принял решение осуществлять проводку судов по одному.

Во второй декаде марта циклоны с ветрами северо-, северо-восточного направления сохраняли сложную ледовую обстановку на подходах к порту: сжатие льда, торошение, наслоение, отсутствие видимости, невозможность получить снимки с ИСЗ. Из-за отсутствия текущей ледовой информации на подходах к порту создавалась напряженная обстановка. Так, в районе пирса №5, в непосредственной близости, обнаруживался дрейф ледяных полей. Для недопущения аварийной ситуации ШЛО был вынужден привлекать буксиры, которые в районе оконечности пирса ломали ледяные поля. Благодаря этим действиям лед не оказывал критичного давления на суда в период подготовки их к отшвартовке.

В третьей декаде марта отсутствие ветра способствовало расплыву льда по всей ширине пролива. Но дрейфующие в непосредственной близости (5-10 морских миль) на подходах к порту обширные ледяные поля площадью до 10 кв. км продолжали сохранять потенциальную угрозу на подходах к порту, что и подтвердилось в первой декаде апреля. В течение 3-4 дней очередной циклон с ветром юго-, юго-восточного направления до 12 м/сек и высотой волны до 1,5-2 метров привел к тому, что кромка льда сместилась и спрессовалась у входа в порт шириной около 10 морских миль, образовав труднопроходимый район. Данное обстоятельство вынудило ледокол продолжить свою работу в порту.

Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов в порту Ванино можно отнести к более продолжительным, но влияние северо-восточных ветров было незначительным, случаи «ледовой реки» – редкими, что облегчало проходимость судов.

Учитывая рост грузооборота на действующих терминалах и увеличение его в ближайшем будущем за счет ввода новых терминалов (АО «Ванинотрансуголь» и АО «Прайм»), количество судозаходов в порту Ванино в перспективе увеличится в два раза. В связи с этим объединение портов Ванино и Советская Гавань, в котором ледокольная проводка осуществляется эпизодически, позволило бы в зимний период обеспечить оба порта надлежащей ледокольной проводкой и создать благоприятную обстановку для привлечения потенциальных грузоотправителей на терминалы Совгавани, обеспечив тем самым эффективную и стабильную работу и всего Ванино-Совгаванского транспортного узла. Полагаем, что для решения этой задачи необходимо иметь на постоянной основе в зимний период линейный ледокол и портовый ледокол с осадкой до 8 метров.

Советская Гавань

Ледокольная проводка судов в акватории морского порта Советская Гавань в зимнюю навигацию осуществлялась эпизодически с помощью буксиров ледового класса «Ургал», «Тугнуй», «Хакас», «Чара» (АО «Дальтрансуголь»), «Хасанец» (ФГУП «Росморпорт»), «Василий Кириллов» (ООО «Компания Купец»), МФАСС «Спасатель Заборщиков» (ФГБУ «Морспасслужба») и ледокола «Капитан Хлебников» (ФГУП «Росморпорт»).

С 31 января по 21 марта 2019 года МФАСС «Спасатель Заборщиков» осуществил 11 ледокольных проводок. Буксир «Василий Кириллов» участвовал во всех проведенных швартовных операциях – 23 ледокольные проводки.

На основании разовых договоров с ФГУП «Росморпорт» судовладельцы стали привлекать ледокол «Капитан Хлебников». С 28 марта по 14 апреля ледокол «Капитан Хлебников» осуществил 4 проводки и один проход вглубь залива Советская Гавань, проведя работу по расширению фарватера и околке льда в бухтах.

В январе-феврале 2019 года время, затраченное МФАСС «Спасатель Заборщиков» на ледокольную проводку судов, составило от 4 до 14 часов. Ледокол «Капитан Хлебников» тратил на ледокольную проводку от 2 до 4 часов. Благодаря небольшой осадке ледокол производил околку льда вблизи от причалов, что способствовало выносу льда из акватории морского порта и сокращению сроков периода ледокольной проводки.

Даже эпизодическое привлечение линейного ледокола к проводкам способствовало улучшению проходимости судов и уменьшению времени швартовных операций.

Де-Кастри

Ледокольное обеспечение крупнотоннажных танкеров компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» в Татарском проливе осуществлялось судами обеспечения с ледовым классом Icebreaker-6 – буксиром «Норманн», буксиром «Помор» и ледоколом «Новороссийск». В акватории порта Де-Кастри дополнительно были задействованы буксир «Полар Певек» и буксир «Смит Новик».

Наихудшие условия плавания в Татарском проливе сложились 14-15 февраля в районе мыса Сюркум, сплоченность белого льда толщиной 50 см достигала 10 баллов. Максимальная протяженность ледокольной проводки в порту составила 154 мили, максимальная продолжительность ледокольной проводки – 14 часов.

Насыщенная работа буксиров и ледоколов в зимнюю навигацию позволила обеспечить стабильную работу порта.

Магадан

Наиболее тяжелая ледовая обстановка пришлась на период с 24 января по 22 апреля 2019 года. К плаванию в порту допускались только суда ледового класса ARC4 и выше. Преобладающие ледовые условия: серый, серо-белый, белый лед, торосистость льда – 2-3 балла, сплочение – 9-10 баллов.

С 24.12.2018 г. по 10.05.2019 г. дежурство в порту осуществлял ледокол «Магадан». Максимальная протяженность ледокольной проводки в зимнюю навигацию составила 95 морских миль, максимальная продолжительность – 16 часов.

Учитывая, что толщина ледового припая у причальных сооружений порта Магадан и в бухте Нагаева может достигать 1,7 метра, в результате чего могут возникнуть проблемы при осуществлении швартовных операций (до 4-6 часов), ШЛО было принято решение производить первую околку бухты силами ледокола уже 28 декабря 2018 года.

Всего в период ледокольных проводок было произведено 10 околок бухты (буксирами – 1, ледоколом – 9). Таким образом, максимальная толщина льда в акватории порта не превышала 0,3 метра. Приливо-отливным течением лед выносило из бухты, благодаря чему в акватории порта он не нарастал, поэтому швартовные операции длились в среднем 30-40 минут.

Всего на околку было затрачено 54 часа. Наработанная практика околки льда в бухте Нагаева уже не первый год положительно сказывается на общей работе порта в зимний период.

Морские порты №5 (2019)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021