Стратегические планы и проблемы развития порта Советская Гавань - Морские вести России

Стратегические планы и проблемы развития порта Советская Гавань

20.07.2020

Морские порты

На основании принятого в 2018 году федерального закона о свободном порте Владивосток льготный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности распространился и на территорию Советско-Гаванского муниципального района, включая территорию и акваторию морского порта Советская Гавань, что сделало район особо привлекательным для инвесторов.

В настоящее время на территории и акватории порта реализуется ряд утвержденных проектов: оборудование плавучего причала для судов маломерного рыбопромыслового флота и создание производственных мощностей по переработке водных биоресурсов; модернизация грузового терминала с целью увеличения мощности его перевалки до 1,5 млн тонн; строительство зернового и контейнерного терминалов; создание перегрузочных комплексов по перевалке сжиженных углеводородных газов, навалочных, генеральных и наливных грузов. Однако даже при наличии предусмотренных законодательством преференций существуют факторы, которые сдерживают развитие территории морского порта Советская Гавань.

Сергей Фомин, капитан морского порта Советская Гавань ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Перспективы развития

В рамках Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года Федеральным агентством морского и речного транспорта разработан план мероприятий («дорожная карта») по изменению границ территорий морских портов РФ. В результате реализации данных мероприятий количество морских портов в Дальневосточном бассейне сократится с 22 до 17. Так, «дорожной картой» предусматривается включение в границы морского порта Ванино территории порта Советская Гавань, то есть произойдет объединение двух портов.

Это объединение позволит:

– устранить имеющуюся административную неопределенность в зоне ответственности капитанов морских портов Ванино и Советская Гавань в части исполнения требований международных конвенций и национального законодательства в сфере безопасности мореплавания, защиты окружающей среды, выявления и предупреждения несанкционированных сбросов с судов, принятия мер по установлению причастности судов к загрязнению моря, мониторингу ледовой обстановки с целью своевременного введения ограничений по ледовому плаванию и планированию ледокольных проводок;

– ликвидировать административные барьеры, оказывающие влияние на временные рамки обработки судов, в частности оформление прихода/отхода судов между названными морскими портами, что позволит свободно перемещаться морским судам, а также судам портового флота, судам обеспечения и судам-бункеровщикам и снизит издержки судовладельцев, упорядочит работу морского пункта пропуска через государственную границу РФ, сократит простои судов в ожидании оформления портовых формальностей;

– установить бесперебойное ледокольное обеспечение в замерзающих акваториях обоих портов, что даст возможность привлечь дополнительные объемы грузов на терминалы Советской Гавани, а определенность в работе порта будет способствовать улучшению инвестиционного климата и экономического роста Советско-Гаванского района, повысит привлекательность морского порта и стимулирует развитие портовой инфраструктуры;

– спланировать ввод в эксплуатацию необходимого количества судов обеспечивающего флота (ледоколов, буксиров, аварийно-спасательных судов, гидрографических, лоцманских, экологических и других), создание и поддержание на должном уровне береговых систем обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания, связи.

Кроме того, объединение портов послужит развитию навигационно-гидрографического обеспечения подходов и акваторий портов, оптимизации путей движения судов и якорных стоянок. Использование защищенных якорных районов залива Советская Гавань для оформления прихода/отхода судов государственными органами, в том числе при непогоде на внешнем рейде, позволит сократить время ожидания оформления судов. Все виды услуг, утвержденные в морском порту Ванино, будут предоставляться и в Советской Гавани.

Все вышеперечисленное создаст благоприятные условия для повышения конкурентоспособности Ванино-Советско-Гаванского транспортного узла. Но для этого необходимо провести огромную работу по развитию портового хозяйства, провести масштабную модернизацию и реконструкцию железных дорог, усовершенствовать систему управления движением судов.

Без полноценной СУДС

В настоящее время на подходах к порту Советская Гавань действует система управления движением судов (СУДС) порта Ванино, технические возможности которой не позволяют охватывать акваторию Советской Гавани.

Между тем акватория последнего расположена в естественных глубоководных бухтах залива Советская Гавань и является местом укрытия для судов в штормовую погоду. Глубина фарватера залива достигает 23 метров. Имеющаяся акватория отвечает всем требованиям безопасности мореплавания для любых типов судов. Данный факт позволяет крупнотоннажным судам длиной до 300 метров, в том числе и морским круизным пассажирским судам, осуществлять безопасное судоходство.

Контроль за судами, находящимися в порту, расстановка судов и контроль за безопасной стоянкой судов, укрывающихся в акватории порта от непогоды, из-за отсутствия собственной СУДС в порту требует особого внимания со стороны Службы капитана порта.

Для повышения безопасности судоходства и качественного контроля за судами в порту и на подходах к нему распространение действия СУДС на всю акваторию порта Советская Гавань просто необходимо. Решение данного вопроса, без сомнения, повысило бы уровень безопасности мореплавания.

Проблемы развития

Основными сдерживающими перспективное развитие порта Советская Гавань факторами являются недостаточная пропускная способность железной дороги и нехватка энергетических мощностей. Кроме того, в настоящее время действующий железнодорожный участок Ванино – Советская Гавань находится в аварийном состоянии. Не в лучшем состоянии и автомобильные дороги, по которым в порт доставлялась часть грузов, – ввиду непригодности автодорог для транспортировки постоянного грузопотока автомобильный вид перевозок прекратился.

Вместе с тем, без надежной транспортной схемы, без конкретных сроков реконструкции данного участка железной дороги, ремонта автодорог инвесторы в портовую инфраструктуру вряд ли найдутся.

Вопрос нехватки энергетических мощностей должна решить строящаяся в г.Советская Гавань ТЭЦ. Значение ТЭЦ переоценить трудно, так как это электроэнергия и для производств, и для развития железной дороги. Однако процесс растянут на десятилетие – по заявлениям официальных лиц, участок Дальневосточной железной дороги от Хабаровска до Советской Гавани будет полностью электрифицирован и отремонтирован до 2030 года!

Как бы то ни было, сегодня морской порт Советская Гавань должен ориентироваться не только на строительство наливных, угольных, контейнерных, зерновых терминалов. Одним из перспективных направлений в ближайшем будущем должно стать развитие морского туризма. Этому будет способствовать и наличие режима свободного порта, и введение режима упрощенного въезда иностранцев на Дальний Восток.

Главными факторами развития туризма в Советско-Гаванском районе должны стать выгодное географическое положение, стабильно работающие системы, такие как транспортная, гостиничная, общественного питания и культурно-развлекательная. Решение проблем, существующих в данных системах, соответствует приоритетам социально-экономического развития региона.

Морские порты №9 (2019)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты