Многообещающий порт Зарубино - Морские вести России

Многообещающий порт Зарубино

29.07.2020

Морские порты

Многообещающий порт Зарубино

Порт Зарубино находится на пересечении важных международных направлений между странами АТР, поэтому сегодня он стал объектом разнообразных проектов, нацеленных на интеграцию в региональную транспортную инфраструктуру и извлечение прибылей из его потенциала, таких как Международный транспортный коридор «Приморье-2», первый в регионе зерновой терминал, современный угольный терминал и даже такого экзотического, как предложение о строительстве вакуумной трубы для транспортировки контейнеров в Китай.

Расположенный на юге Приморского края, на кратчайшем пути из Китая в Республику Корею, в нескольких десятках километров от автомобильного и железнодорожного пунктов пропуска на границе с КНР, морской порт Зарубино является, пожалуй, одним из самых многообещающих портов страны. Безопасность мореплавания в акватории порта и на подходах к нему на высшем уровне обеспечивается Службой капитана морского порта Зарубино.

Юрий Григоренко, исполняющий обязанности капитана морского порта Зарубино ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Конфликт перспектив

До открытия региона международному рынку порт Зарубино развивался как рыбный порт. Основанный в 1972 году Морской рыбный порт в бухте Троицы был достаточно успешным предприятием, давшим государству основание в 80-х разработать проект небольшого современного города на территории поселка Зарубино. После экономических реформ 90-х порт несколько раз менял форму собственности, ориентируясь на наиболее рентабельные стратегии, в том числе на импорт автомобилей из Японии и экспорт водных биоресурсов.

Сегодня единственный стивидор – ООО «Морской порт в бухте Троицы» – сохранил рыбную специализацию, однако основной объем переработки приходится на генеральные грузы и контейнеры.

Помимо выгодного географического положения и близости к биоресурсной базе Дальневосточного бассейна, порт располагает курортно-туристическим потенциалом, обусловленным богатейшей исторической составляющей и многообразием флоры и фауны, сохраняемым во многом благодаря расположенному по соседству Дальневосточному государственному морскому заповеднику. По мнению экспертов, одним из перспективных туристических направлений на данной территории являются как раз исторические и экологические туры для граждан соседних государств, относящихся к ней как к земле, где жили их предки. Безусловно, это направление интересно и для российских туристов. Кроме того, близлежащая территория на протяжении десятилетий была и остается одним из центров пляжного отдыха.

По мнению экспертов, порт располагает не только удобной акваторией, но и хорошей производственной базой. В отличие от портов, специализирующихся на одном виде груза, Зарубино имеет возможности развиваться в нескольких направлениях, причем не только за счет перевалки сырья, но и грузов с высокой добавленной стоимостью. Сейчас порт чрезвычайно востребован в области обработки морских биоресурсов, пиломатериалов, алюминия и контейнеров. Появляются и новые грузы, например стальной прокат, зерно навалом. В планах строительство новых современных терминалов по перевалке зерна и угля. Правда, эти планы несколько конфликтуют с планами развития здесь курортно-туристического кластера.

Характеристики и мультимодальность

Причальная линия морского порта состоит из четырех причалов протяженностью 650 метров с глубинами от 6,95 до 9 метров. Порт принимает суда длиной до 172 метров и осадкой до 8 метров. Для приема судов с большей осадкой разработан проект удлинения причалов.

В течение 15 лет грузооборот порта составлял в среднем порядка 100-200 тыс. тонн. Однако за последние несколько лет объемы перевалки значительно выросли, достигнув рекордных показателей в 2018 году: грузооборот порта составил более 350 тыс. тонн, за год порт посетило более 1000 судов. Однако это далеко не исчерпывает проектных мощностей, составляющих 1,2 млн тонн.

С 2012 года в порту работает реконструированный холодильный комплекс с температурным режимом -25є С, который позволяет принимать на единовременное хранение 12 тыс. тонн рыбной продукции. В путину эти емкости полностью задействованы.

На территории порта имеется площадка для хранения легковых автомобилей, рассчитанная на 4500 автомобилей, контейнерная площадка для переработки 20- и 40-футовых контейнеров, площадки для переработки металлолома, лесных грузов, перегрузочный комплекс для б/у автотранспорта, площадки для перевалки импортной тяжелой техники из Республики Кореи.

Порт Зарубино ориентирован на несколько транзитных направлений между соседними государствами, в том числе на открытую в 2018 году контейнерную линию «Хуньчунь – Зарубино – Нинбо (КНР)». Однако основная часть контейнерных перевозок приходится на линию «Хуньчунь – Зарубино – Пусан», открытую в 2015 году. В 2019 году оборот контейнеров в Зарубино достиг рекордного показателя за десять лет – 4 тыс. TEU, или в три раза больше, чем в предыдущем году. Свидетельствуя о востребованности данного направления, этот результат тем не менее далек от предельных возможностей порта. Кроме того, растущий спрос на транзитное обслуживание грузов в большей степени, чем экспорт или импорт, отражает транспортную привлекательность и уровень интеграции Приморья в международную транспортную систему.

Международный транспортный коридор

Будучи ключевым пунктом МТК «Приморье-2», порт Зарубино занимает потенциально стратегически важное положение в международной торговле, давая возможность значительно сократить время для транспортировки грузов между Россией, КНР, Республикой Кореей и другими странами АТР, а также для более широких транспортных связей с регионами России и Европой.

Порт, безусловно, интересен зарубежным партнерам. Об этом свидетельствуют и авторитетные аналитические исследования, положенные в основу реализуемой программы, и последовавшие затем тестовые отправки грузов между КНР, Японией и Республикой Кореей.

Между тем существующая железнодорожная инфраструктура МТК «Приморье-2» неспособна на сегодня обеспечить обработку указанного целевого грузопотока и требует финансовых вложений на проведение реконструкции.

Для того чтобы эффективно реализовать потенциал порта, транспортная система Приморья должна соответствовать уровню развития транспортных систем лидирующих стран АТР и приобрести международный статус транспортного узла, что важнее простого участия в МТК.

Успешное развитие порта подразумевает не только строительство новых и развитие существующих объектов портовой инфраструктуры, но и ка-чественную транспортную составляющую – автомобильные и железные дороги, законодательное регулирование и модернизацию работы железнодорожного пункта пропуска, оптимизацию таможенных процессов, а также соответствие портового обслуживания лучшим международным практикам.

Соответствие инспектирования судов международным стандартам

Ежегодно порт посещает порядка тысячи судов под российским и иностранными флагами. Координацию движения судов, безопасность мореплавания, соблюдение норм отечественного и международного морского права обеспечивает Служба капитана порта.

Государственный портовый контроль ведется в круглосуточном режиме в соответствии с «Рекомендациями по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах за судами, плавающими под государственным флагом РФ, с использованием компьютеризированного учета результатов контроля», а также в соответствии с процедурами Токийского меморандума о взаимопонимании по контролю судов. В рамках своих полномочий и компетенции государственные инспекторы осуществляют контроль за трудовыми и бытовыми условиями на борту судов, заходящих в порт, согласно требованиям Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

Ежегодно проверяется порядка ста судов, большая часть под российским флагом. Кроме того, Служба готовит регулярные отчеты о позиции и движении судов в вышестоящие инстанции и контролирующие органы, составляет графики промыслового флота с транзитным грузом и поставками продукции на внутренний рынок для департамента рыболовства.

В целом о качестве работы Службы свидетельствуют налаженное судоходство, отсутствие аварийных случаев и нарушений экологического законодательства. За последние почти сорок лет работы порта не было зафиксировано нарушений в части несвоевременного вывоза отходов производства и их утилизации. А исследования, проведенные Центром лабораторного анализа и технических измерений по ДВФО в бухте Троицы, показали отсутствие превышения нормативов предельно допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, утвержденных и согласованных в соответствии с требованиями законодательства в области экологии.

Морские порты №1 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России