Ванино-Совгаванский транспортно-промышленный узел: возможности и реалии - Морские вести России

Ванино-Совгаванский транспортно-промышленный узел: возможности и реалии

27.08.2020

Морские порты

Ванино-Совгаванский транспортно-промышленный узел: возможности и реалии

Сегодня Правительство РФ прилагает серьезные усилия по развитию Дальнего Востока. Разработан целый ряд инструментов поддержки, имеющей конечной целью повышение уровня жизни местного населения. На 6 апреля 2020 года общий объем инвестиций в Дальний Восток составил 1,16 трлн рублей. В основном это средства инвесторов: на каждый рубль бюджетных вливаний в экономику ДФО приходится 22,5 рубля частных вложений. При этом уже на протяжении 5 лет инвес-тиции в основной капитал демонстрируют более чем двукратный опережающий рост, чем в среднем по стране. В результате темпы роста промышленности ДФО в 2019 году составили 6%.

Однако, несмотря на приведенные цифры, экспертные мнения по вопросу развития Дальнего Востока России сильно разнятся. Ожидания дальневосточников часто не соответствуют реальному положению дел и эффекту от применяемых государством экономических механизмов. Одним из таких примеров может служить история развития одного из потенциально значимых инфраструктурных объектов – Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла.

Я.Н. Семенихин, генеральный директор АО «ДНИИМФ», к.э.н.;

Е.М. Новосельцев, первый заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», к.т.н.

Планов громадьё

О том, как должен развиваться на основе портов Ванино и Советская Гавань в Хабаровском крае Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел (ВСГТПУ), какие грузы там необходимо перерабатывать и какой должна быть специализация его портов, шло много дискуссий и делалось много прогнозов еще с советских времен.

Предлагая те или иные решения, специалисты отмечали следующие преимущества этого транспортного узла1: 1) это конечная точка БАМа (Северного широтного хода) и железнодорожной ветки от Транссиба (Хабаровск – Селихино – Ванино); 2) имеются хорошие условия для портового строительства (закрытые бухты, достаточные глубины); 3) существуют большие свободные территории в районе бухт Ванина и Советская Гавань, пригодные для портового и промышленного строительства; 4) в наличии достаточные ресурсы электроэнергии, воды.

В то же время указывали и на некоторые ограничения для его развития, включая ледовые условия, малочисленное население, которое даже в 2019 году составляло менее 40 тыс. человек, и, соответственно, недостаток квалифицированных кадров, удаленность от крупных городов и т.д.

Раньше ни у кого не вызывало сомнения, что ВСГТПУ – это территория комплексного развития, которая будет способствовать экономическому росту региона. Основными видами деятельности еще в советское время здесь были:

– перевалка на экспорт круглого леса с восточных территорий Хабаровского края (позднее – лесопереработка и экспорт лесной продукции);

– рыбодобыча (в основном прибрежное рыболовство) и рыбопереработка;

– накопление и перевалка грузов снабжения для северных регионов (Магаданская область и Камчатка);

– обеспечение транспортной связи с Сахалином (паромная линия Ванино – Холмск);

– судоремонт, который был основой экономики г.Советская Гавань (два судоремонтных завода – ССРЗ и завод «Якорь»).

В постсоветский период, несмотря на сложности в развитии экономики страны, интерес к развитию производства и портовой деятельности в ВСГТПУ отмечался постоянно. В 1992 году в Советской Гавани было создано первое совместное российско-японское предприятие по переработке древесины «Ванино – Тайрику», которое продолжает работать и в настоящее время. В 1997 году первую продукцию, получившую международный сертификат качества, выпустило рыбоперерабатывающее предприятие «Востокрыба».

Компания «Ариком» начиная с 2006 года пыталась реализовать проект строительства в Советской Гавани комплекса по перегрузке рудных концентратов мощностью до 7 млн тонн, однако ограниченные возможности железной дороги не позволили этого сделать. В 2012-2013 годах ООО «Дальневосточный Ванинский порт» была разработана проектная документация «Угольный перегрузочный терминал в районе мыса Бурный (Хабаровский край)», но этот проект также пока остается только на бумаге.

Новой генеральной схемой развития порта (2013 г.) предполагалось построить терминал для переработки минеральных грузов мощностью до 2 млн тонн, причал для перегрузки угля, глинозема, апатитового концентрата, нефтепродуктов, провести реконструкцию причалов для перегрузки лесных грузов и увеличить мощность контейнерного терминала до 75 тыс. контейнеров – эти планы также не осуществились.

Начиная с 2015 года группа компаний «Ремсталь» в порту Советская Гавань на мысе Мария постепенно реализует проект строительства транспортно-перегрузочного комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) производительностью 1 млн тонн в год и перевалке угля мощностью 1 млн тонн с перспективой увеличения до 6 млн тонн (перевалка небольших партий угля уже началась).

В 2016 году были заявлены планы по строительству в Советской Гавани сахарного завода с участием тайской строительной компании и инвесторов из Индонезии и Японии. В 2017-м компания «Русал» заявила о строительстве в порту Ванино специализированного терминала для перегрузки глинозема (импорт) мощностью 1,5 млн тонн в год с перспективой увеличения до 3 млн тонн. При этом перегрузка глинозема ведется уже давно, однако далеко не самым цивилизованным способом, по универсальной технологии. Новый проект, который прошел экспертизу только в сентябре 2019 года, должен обеспечить соблюдение всех экологических требований.

Были и менее крупные проекты. Так, в 2014 году в Ванинском порту был реализован проект строительства склада-холодильника емкостью 5 тыс. тонн, площадью 4,46 тыс. кв. метров с подъездными путями и рампой для обработки автотранспорта. Идея состояла в организации перевалки рыбопродукции, прежде всего сахалинских рыбодобывающих компаний. Для отгрузки своей продукции на материк в то время компании использовали железнодорожные рефсекции, которые через паромную переправу направляли на Сахалин (в порт Невельск), откуда груженые рефсекции возвращались обратно в Ванино и уходили на Транссиб. Рыбакам предложили прямой вариант с отгрузкой рыбопродукции не на Сахалине, а в Ванино, что было значительно дешевле, и такая схема заработала.

И, наконец, особо следует остановиться на федеральных проектах создания в ВСГТПУ особой экономической зоны и рыбопромышленного комплекса.

ПОЭЗ

Крупной инициативой российского правительства в 2009 году стало создание в г.Советская Гавань первой в РФ портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ)2. Идея создания такой зоны базировалась на мировой практике развития портово-промышленных комплексов (зон) и создания льготных экономических условий для вложения инвестиций на первоначальном этапе. Создание ПОЭЗ было нацелено на развитие прежде всего экономики Хабаровского края, а также регионов Дальнего Востока и Сибири, где выращивали зерно, добывали минеральные ресурсы и т.д.

Проектом были предусмотрены следующие основные виды деятельности в рамках ПОЭЗ3: экспорт сельскохозяйственной продукции и минеральных ресурсов (угля, железной руды, зерна); контейнерные перевозки; переработка морских биоресурсов; переработка лесных ресурсов; судоремонт; бункеровка флота.

Для этого на территории площадью 534,7 га на южном побережье бухты Советская Гавань планировалось построить: железнорудный терминал мощностью до 12 млн тонн; контейнерный терминал мощностью до 500 тыс. TEU; два угольных терминала мощностью 10 млн и 5 млн тонн; бункеровочную нефтебазу мощностью до 2 млн тонн; зерновой терминал мощностью до 2 млн тонн; комплекс по деревообработке и перевалке на экспорт лесной продукции мощностью 0,6 млн тонн; лесной терминал мощностью 3 млн тонн; терминал по перевалке нефтепродуктов мощностью до 2 млн тонн; терминал минеральных удобрений мощностью 1,5 млн тонн. В состав ПОЭЗ входили также территории судоремонтных предприятий мощностью 40-250 условных судоремонтов и резервные территории площадью более 100 га для дальнейшего развития производства и портовой деятельности.

При этом государство брало на себя строительство необходимой припортовой транспортной и инженерной инфраструктуры. В 2013 году началось строительство ТЭЦ энергетической мощностью 120 МВт и тепловой мощностью 200 Гкал/час. Параллельно от Комсомольска-на-Амуре планировали протянуть вторую ветку ЛЭП-220.

Проект создания ПОЭЗ в Советской Гавани существовал несколько лет. За это время правительством Хабаровского края, Минэкономразвития и РосОЭЗ была проведена огромная организационная работа, переговоры с инвесторами, подготовлено множес-тво документов. Но Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 г. №978 существование ПОЭЗ было досрочно прекращено в связи с тем, что в течение трех лет с даты ее создания не было заключено ни одного соглашения с резидентами о ведении деятельности.

Рыбопромышленный комплекс

Планы по развитию в Хабаровском крае рыболовства и рыбопереработки в новых условиях хозяйствования возникли в 2012 году. Это было связано с поручениями Президента РФ В.В. Путина о развитии рыболовства, в том числе о создании на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями4.

В то время в крае насчитывалось 132 предприятия рыбной отрасли, а вылов рыбы в прибрежных водах составлял 237,8 тыс. тонн. Центр такого кластера предполагалось создать в бухте Лососина (г.Советская Гавань) на базе уже имеющихся предприятий. В проекте предусматривалось строительство причального комплекса с грузовыми площадками, холодильников, транспортной, инженерной и сервисной инфраструктуры, административного здания с офисами торговых компаний и пунктами пропуска, цехов рыбопереработки и т.д.5.

Мощности комплекса рыбопереработки должны были составлять 70 тыс. тонн в год с увеличением в перспективе до 150 тыс. тонн за счет привлечения рыбопродукции предприятий близлежащих регионов (Сахалина, Магаданской области, северного Приморья). Продукция комплекса должна была отправляться на экспорт морем на рефрижераторных судах или в рефконтейнерах, а на внутренний рынок – автотранспортом или по железной дороге.

Реализация проекта планировалась в рамках создания в Советской Гавани ПОЭЗ, в составе которой было предусмотрено и строительство контейнерного терминала. Но создать рыбопромышленный кластер на Дальнем Востоке так и не получилось, и все планы и вполне разумные инициативы по Советской Гавани также остались в прошлом.

Следует отметить, что и руководство страны, и правительство Хабаровского края уделяли немало внимания развитию Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла. Активно прорабатывалась идея создания международного транспортного коридора (МТК) из провинции Хэйлунцзян (КНР) через ВСГТПУ в страны АТР, а также развитие (ответвление) МТК «Транссиб» в страны АТР через ВСГТПУ. На новом маршруте предлагалось использовать почти все виды транспорта – железнодорожный, автомобильный, речной и морской.

В 1999 году, в том числе в рамках проекта МТК, началось строительство автомобильной трассы Лидога – Ванино протяженностью 327 км, которая должна была связать ВСГТПУ со всероссийской автотранспортной сетью. Но стройка затянулась на 18 лет и была закончена только в октябре 2017 года. Тем не менее, развитие российской сети МТК в направлении Ванино – Совгавань остается интересным проектом, время которого, видимо, еще не наступило.

Угольная специализация

Пока чиновники думали о том, как создать в Ванино и Советской Гавани полноценный транспортно-промышленный комплекс, угольные компании готовили свои проекты перевалки на экспорт угля из шахт и разрезов Сибири и Дальнего Востока. Первые заявки в ОАО «РЖД» на технические условия поступили от АО «СУЭК» и ООО «Сахатранс» еще в 2005 году, и они были не единственными.

Именно тогда стало ясно, что наши железные дороги не готовы к заявленным объемам перевозок грузов в дальневосточные порты. Началась огромная работа по реконструкции железных дорог на Восточном полигоне РЖД, которая продолжается и в настоящее время.

Первый крупный угольный терминал в Ванино мощностью 12 млн тонн в год АО «Дальтрансуголь» (входит в СУЭК) запустило в 2008 году. Позднее его мощность была увеличена до 20 млн тонн в год, и в настоящее время продолжается работа по дальнейшему наращиванию грузооборота.

Другой угольный терминал в 2020 году запускает АО «Ванинотранс-уголь» (входит в ГК «Колмар»). Его мощность постепенно будет доведена до 24 млн тонн в год.

Пока строились новые специализированные терминалы, ПАО «Мечел» в 2012 году приобрело основного оператора порта Ванино – АО «Ванинский морской торговый порт» (через офшоры) и почти полностью переспециализировало его под перевалку угля. Остались только два причала для лесопродукции местных лесопромышленников, причал для перевалки глинозема и нефтебаза ООО «Трансбункер-Ванино».

В 2019 году порты Ванино и Советская Гавань переработали: угля – 25,7 млн тонн, нефтепродуктов – 2,48 млн тонн, лесных грузов – 0,78 млн тонн, металлов – 0,724 млн тонн, глинозема – 0,99 млн тонн, прочих грузов (включая грузы на паромах) – 1,28 млн тонн. Всего за год переработано 31,99 млн тонн.

К 2025 году ожидается увеличение объемов переработки угля до 49,5 млн тонн (около 89% от общего объема). Однако для значительного роста объемов других грузов оснований нет. Таким образом, основная специализация ВСГТПУ на обозримую перспективу определена – транспортный узел для навалочных грузов.

ВСГ ТПУ или ВСГ ТУ?

Подводя итоги развития ВСГТПУ за последние 30 лет, можно отметить, что транспортный узел получил значительное развитие, которое продолжается и в настоящее время. Более того, можно смело прогнозировать появление в порту новых угольных терминалов в связи с амбициозными задачами, поставленными Правительством РФ перед угольной промышленнос-тью и ОАО «РЖД». Таким образом, окончательно определена угольная специализация транспортного узла. Небольшие объемы нефтепродуктов, глинозема, лесной и рыбной продукции и даже СУГ нового строящегося терминала практически не влияют на общую картину.

А что же с промышленностью? В районе работает несколько лесопромышленных предприятий, прежде всего ООО «СП Аркаим», которые перерабатывают в год около 1 млн кубометров леса. Но в Советской Гавани уже давно закрыты оба судоремонтных завода, а бурного развития рыбопереработки пока не получилось. Другой промышленности нет, то есть транспортный узел Ванино – Советская Гавань не стал промышленным центром.

Так что же дает этот транспортный узел экономике региона? По прогнозам ИЭИ ДВО РАН6, даже при росте объемов грузов Хабаровского края до 5 млн тонн (нефтепродуктов, деловой древесины, возможно, металлов и угля Ургальского месторождения) экономика края практически не получит ощутимого результата, как не получила она синергетического эффекта от угольного направления развития морских терминалов.

За период 2005-2015 годов доля грузов, формируемых в Хабаровском крае, в общем объеме обработанных в обоих портах грузов производственно-технического назначения сократилась с 33% до 6% в натуральном выражении. Потенциальный же объем продукции, произведенной предприятиями края, который может перерабатываться в морских портах Ванино и Советская Гавань, находится в пределах 9-12 млн тонн. Этот потенциал используется лишь на 11-15%.

В рамках данной публикации нет задачи представить полный анализ причин неудач в создании полноценного транспортно-промышленного комплекса в Советско-Гаванском районе. Очевидно, эти причины обусловлены как общей экономической ситуацией в стране с сырьевой экономикой и слабым инвестиционном климатом на Дальнем Востоке, так и с отсутствием научной проработки планов и проектов. К сожалению, даже льготы режимов ОЭЗ и Свободного порта Владивосток не смогли привлечь инвесторов для развития здесь производства и широкой портовой деятельности, кроме проектов по перевалке угля.

Вместе с тем, интересы бизнеса, возможности территорий и потенциал портов Ванино и Советская Гавань для комплексного развития промышленности и транспорта в этом районе остаются.

1. О развитии Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла. Отчет. ОАО «ДНИИМФ». – Владивосток. – 2007. – 75 с.

2. Решение Правительства РФ от 31.12.2009 г. №1185 «О создании первой в России особой экономической зоны портового типа в г. Советская Гавань».

3. Разработка архитектурно-строительной концепции портовой особой экономической зоны на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края. Отчет, инв. №183/t. АО «Исследовательский институт Номура, Лтд», М.: 2011.

4. Перечень поручений Президента РФ по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Пр-613 от 21 марта 2013 г.

5. Финансово-экономическое обоснование создания рыбопромышленного комплекса в Хабаровском крае в рамках формирования рыбохозяйственного кластера Дальнего Востока. Отчет, арх. №8910. ОАО «ДНИИМФ». – Владивосток. – 2013. – 95 с.

6. Заостровских Е.А. Угольные порты Ванино и Восточный и их влияние на экономику региона // Проблемы развития территории. – 2020. – №1 (105). – С. 78-92.

Морские порты №3 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России