Ставка на газ, рыбу и круизный туризм - Морские вести России

Ставка на газ, рыбу и круизный туризм

31.08.2020

Морские порты

Ставка на газ, рыбу и круизный туризм

Исторически у морского порта Петропавловск-Камчатский несколько неизменных функций: это основные ворота полуострова Камчатка, через которые проходит более 90% поступающих грузов, базовый порт в главной промысловой зоне России в Тихом океане и ключевой пункт на маршруте Северного морского пути (СМП).

В связи с активным развитием инфраструктуры порта и повышением его роли в транспортировке углеводородов по СМП в 2021-2022 годах в порту планируется строительство системы управления движением судов (СУДС) – Центра управления СУДС в Петропавловске-Камчатском и автоматизированного радиотехнического поста (АРТП) на горе Маячная. Это значительно повысит безопасность мореплавания, за которую в акватории порта и на подходах к нему отвечает филиал ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» в морском порту Петропавловск-Камчатский.

Иван Бунин, капитан морского порта Петропавловск-Камчатский, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Динамика грузооборота

Морской порт Петропавловск-Камчатский располагает 70 причалами и способен принимать суда длиной до 400 метров и осадкой до 13 метров. Основные транспортные линии связывают порт с российскими морскими портами Дальнего Востока и Севера и с портами Южной Кореи и Японии.

В 2019 году грузооборот порта вырос на 10% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 млн 868 тыс. тонн. Большая часть этого объема – 1 млн 739 тыс. тонн – пришлась на каботажные перевозки, 127 тыс. тонн – на экспортные, около 2 тыс. тонн – на импортные.

Навалочных грузов было обработано 195 тыс. тонн, из них более 186 тыс. тонн – уголь и кокс. Генеральных грузов обработано 474 тыс. тонн. Четверть экспортных поставок занимает металлолом. Объем наливных грузов составил 316 тыс. тонн, в основном это нефтепродукты, завозимые по каботажным линиям. Контейнерных грузов перевезено 845 тыс. тонн. В текущем году тенденция сохраняется.

В первом квартале 2020 года грузооборот порта вырос на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 479,5 тыс. тонн.

Количество судозаходов в порту в 2019 году составило 25 347 единиц. Большая часть заходов – 25193 – совершена судами каботажного плавания. В общем объеме каботажного направления 20799 судов – рыбопромысловый флот, 405 – танкеры, 237 – пассажирские суда, 180 – контейнеровозы, 1 – ро-ро, 3571 – прочие. Среди 154 судов в загранплавании 65 – рыбопромысловые суда, 32 – пассажирские, 3 – танкеры и 3 – контейнеровозы.

Пик судоходства в порту приходится на период с мая по август, достигая в июне-июле более 5 тыс. заходов в месяц. Прошлый год был отработан в безаварийном режиме.

Важные события прошедшего года

2019 год стал для морского порта важным по нескольким причинам. Впервые АО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» отработало прием и разгрузку теплохода «Регион 87» длиной 190 метров, доставившего на полуостров 35 тыс. тонн угля.

Также впервые порт принял атомный лихтеровоз «Севморпуть». Судно прибыло на терминал «Сероглазка», где было загружено 200 рефконтейнерами с рыбопродукцией и отправлено по Северному морскому пути в Санкт-Петербург. Актуальность доставки рыбной продукции по СМП остается неизменной, причем есть различные мнения о рентабельности данной схемы, которая в качестве альтернативы предполагает постройку нескольких грузовых судов арктического класса.

Необходимость развития данного направления утверждена президентом РФ. Заявленный потенциальный объем перевозок рыбы по северному маршруту из Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга составляет 250-300 тыс. тонн в год – это примерно четвертая часть объема продукции, произведенной рыбохозяйственными предприятиями Камчатского края в 2019 году.

В порту наблюдается тенденция к обновлению флота. Например, «Рыболовецкий колхоз им. Ленина» построил на ПСЗ «Янтарь» три траулера-сейнера по норвежскому проекту. В прошлом году флот «Камчатского морского пароходства» пополнился контейнеровозом «Вениамин Хлопин», который сейчас работает на линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Восточный.

Также в 2019 году Петропавловск-Камчатский поставил рекорд по заходу круизных судов – порт посетило 17 судов. К причалам морского вокзала были впервые пришвартованы 295-метровые лайнеры Celebrity Millenium и Norwegian Jewel. За год порт посетило порядка 20 тыс. морских туристов из разных стран мира. К сожалению, из-за эпидемиологической обстановки в мире данный сегмент перевозок не порадует высокими показателями в текущем году. Однако его потенциал велик, и в перспективе здесь стоит ожидать большого развития.

Что касается пассажирских перевозок – отдельного внимания заслуживает система местных линий. Пассажирский флот региона в прошлом году пополнился четырьмя новыми судами, построенными по заказу краевых властей: двумя баржами и двумя судами на воздушной подушке. По заказу правительства края на судостроительных верфях Приморья завершается строительство еще двух грузо-пассажирских барж.

Кроме того, в конце 2021 года ожидается ввод в эксплуатацию двух новых пассажирских судов, которые строятся в рамках федеральной программы. Грузо-пассажирское судно для обеспечения сообщения между Командорскими островами, Северо-Курильском и Петропавловском-Камчатским строится на «Окской судоверфи». Паром для перевозки грузов и пассажиров между Петропавловском-Камчатским и морскими портами Сахалинской, Магаданской областей и Приморского края строится на «Судостроительном заводе им. Б.Е. Бутомы».

Развитие портовой инфраструктуры

Расширение портовых мощностей Петропавловска-Камчатского продолжается как за счет государственных средств, так и частных инвестиций. Примером может служить терминал «Сероглазка», где в рамках инвестиционного проекта компании Norebo в сотрудничестве с Maersk до 2027 года создается новый грузовой терминал с рефрижераторным комплексом.

В рамках проекта будут реконструированы два причала протяженностью 522 метра с глубинами до 14 метров, установлены высокопроизводительные портальные краны для перегрузки крупнотоннажных контейнеров, холодильник для складирования продукции, обустроена площадка для рефконтейнеров.

По государственной линии в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)» планируется провести реконструкцию причалов 1 и 2 «Петропавловска-Камчатского морского торгового порта» для расширения грузовых возможностей и повышения сейсмоустойчивости.

На части акватории, которую Корпорация развития Камчатского края планирует использовать под яхтенную стоянку, продолжаются работы по очистке от затонувших судов, что дает возможность увеличить причальные площади и способствует безопасности мореплавания.

Важнейшим событием 2020 года стало включение в границы морского порта участка акватории бухты Бечевинская в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 06.02.2020 г. №217-р. Расширение границ порта связано с реализацией инвестиционного проекта ПАО «Новатэк» по строительству терминала по перевалке сжиженного природного газа (СПГ). Проект предполагает создание перегрузочного комплекса СПГ мощностью 21,7 млн тонн в год к 2026 году. Ввод в эксплуатацию первой очереди мощностью 10 млн тонн намечен на 2022 год. Создаваемая портовая инфраструктура рассчитана на обслуживание 328 судов-газовозов в год на промежуточной стадии и 657 судов-газовозов по завершении строительства морского терминала.

На ближайшие годы запланировано еще несколько крупных проектов. Так, в 2021 году ожидается ввод в эксплуатацию комплекса по складированию и хранению нефтепродуктов емкостью 18 тыс. тонн ООО «Морской Стандарт-Бункер». В том же году должен начать работу многофункциональный транспортный узел ООО «Свободный порт Камчатка», ориентированный на транзитные перевозки между Азией и Европой по СМП.

Все инфраструктурные портовые проекты проходят через Службу капитана морского порта Петропавловск-Камчатский, которая оказывает им содействие в меру своих полномочий, обеспечивая качественное и безопасное развитие морского порта.

Морские порты №4 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России