Новая эпоха морской переправы Ванино – Холмск приближается - Морские вести России

Новая эпоха морской переправы Ванино – Холмск приближается

21.12.2020

Морские порты

Новая эпоха морской переправы Ванино – Холмск приближается

Фото: ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Морской порт Холмск – один из ключевых пунктов в российской транспортной системе, обеспечивающий социально-экономическое развитие Сахалинской области. Морская железнодорожная грузо-пассажирская паромная переправа, соединяющая расположенные в 137 милях друг от друга порты Ванино и Холмск, – самый удобный маршрут между островом и материком доставки грузов и пассажиров на остров, стратегический объект федерального значения. Именно поэтому модернизация и реконструкция главной транспортной артерии региона была признана важной задачей в развитии всего дальневосточного региона.

Валерий Лидерс, капитан морского порта Холмск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

История создания переправы

Сахалинская область – единственный регион Российской Федерации, целиком расположенный на островах. Поэтому обеспечение транспортной доступности всегда было актуальным вопросом для государства. Судьбоносное событие в жизни Сахалина случилось 3 сентября 1964 года, когда на уровне высшего руководства страны было принято постановление о строительстве морской железнодорожной переправы Ванино – Х олмск. В ее постройке и организации сообщения приняли участие более 70 предприятий из 9 республик СССР.

В 1973 году паромную переправу открыл министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко, имя которого сегодня носит мореходное училище в г. Холмске. Первый дизель-электроход проекта 1809 «Сахалин-1» под командованием капитана Василия Степановича Былкова начал работу в Татарском проливе.

Паромное сообщение полностью оправдало надежды сахалинцев: сроки доставки грузов сократились в три раза, в несколько раз увеличился поток пассажиров и туристов, кроме того, высвободилось 17 транспортных судов, работавших на линии раньше.

Основным элементом переправы стал паромный флот, построенный на судостроительном заводе «Янтарь» по чертежам Горьковского ЦКБ «Вымпел». В течение двух десятков лет со стапелей завода сошли 10 железнодорожных судов-паромов серии «Сахалин».

Для того времени это было, пожалуй, самое современное и мощное транспортное средство для перевозки морем всех видов железнодорожного подвижного состава, колесной и гусеничной техники, а также пассажиров. Конструктивные особенности паромов учитывали своеобразие географических условий и гидрологического режима дальневосточных морей.

Судно представляет собой морской закрытый железнодорожный паром-ледокол, рассчитанный на 26 железнодорожных вагонов весом 77 тонн каждый. Дизель-электрическая двухвальная энергетическая установка обеспечивает судну скорость до 18 узлов и возможность работы в сплошном льду толщиной до 1 метра. Сегодня три парома серии «Сахалин» продолжают работу на линии.

Капитан парома – особая категория

Может показаться, что нет ничего проще, чем ходить в Татарском проливе одним и тем же маршрутом. Глубокое заблуждение! Штормовые условия, волнение и ветра, туманы и снежные заряды, сложные ледовые условия – это неполный перечень препятствий, преодолеваемых за достаточно непродолжительный переход. Не каждое судно в многосуточных рейсах встретит подобное.

Капитаны паромов не только справляются с этими задачами, но еще по пути нередко вызволяют суда, попавшие в ледовый плен. Работа капитана парома, ходящего на линии Ванино – Холмск, отличается повышенной напряженностью и интенсивностью. Недаром при заходе судна в порт и выполнении швартовных операций объявляется аврал – нужно учитывать множество факторов, влияющих на судно. Капитан этого парома считается особой категорией морских профессионалов. Помимо квалификации и личных качеств в его становлении важна преемственность, передача многолетнего опыта.

Наставником, подготовившим целую плеяду капитанов, успешно работавших на линии Ванино – Холмск, стал Ринат Хакимович Гиниятуллин. Его вклад в развитие паромного сообщения между Сахалином и материком заслуживает особой благодарности. Стоит отметить, что два руководителя АМП Сахалина, Курил и Камчатки – Евгений Валерьевич Чебаков и Владимир Анатольевич Шутько – получили на судах серии «Сахалин» бесценный опыт капитанской работы.

Суровые будни переправы

Расположение порта Холмск, незащищенного от морских волнений, гидрометеорологические условия Татарского пролива, вызываемые прохождением глубоких циклонов, ледовые условия в районе порта Ванино, затрудняющие заход судов, – все это оказывает существенное влияние на работу морской паромной переправы Ванино – Холмск.

Так, в период с ноября 2019 года по октябрь 2020-го ввиду неблагоприятных погодных условий в Татарском проливе переправа была закрыта в целом 22 дня. В остальное время, несмот-ря на сложные условия, три парома типа «Сахалин», работающие на линии под управлением ОАО «Сахалинское морское пароходство», осуществляли доставку грузов в штатном режиме.

Основным грузом на линии с начала ее эксплуатации и до настоящего времени остаются железнодорожные вагоны с грузами различной номенклатуры. В конце 2019 года после реконструкции автомобильной дороги Лидога – Ванино значительно увеличилось количество груза, перевозимого автотранспортом.

За 9 месяцев 2020 года на паромной переправе перевезено 12188 ж/д вагонов, 8927 единиц грузового и 2263 единицы легкового автотранспорта, что составило 857 тыс. тонн общего веса груза. Объемы и номенклатура перевозимых грузов соответствуют максимальной технической возможности паромного флота и инфраструктуры морского порта. Также за 9 месяцев было перевезено 16782 пассажира.

Ремонт и реконструкция переправы

Перспективы развития морского порта Холмск связаны с дальнейшим строительством и развитием объектов портовой инфраструктуры. В период с ноября 2019 года по начало февраля 2020 года Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» выполнены дноуглубительные работы в Южной гавани морского порта Холмск для приведения глубин к паспортным проектным значениям в режиме функционирующего порта, в непростых условиях осенне-зимнего периода.

Это потребовало от капитана порта предусмотреть и согласовать все аспекты обеспечения безопасности мореплавания: от мест проведения работ и согласования суточного графика расстановки и движения судов, учитывающих движение судов в порту и погодные условия, до заблаговременного предупреждения и укрытия дноуглубительного каравана на время штормовой погоды.

На сегодня производен текущий ремонт подъемно-переходного моста (береговое пролетное строение длиной 27 метров, морское пролетное строение длиной 33 метра), первая очередь пускового комплекса, причал №4. Ремонт проводился между подходами паромов и не препятствовал производственному циклу.

Для увеличения объемов перевалки грузов и пассажирской пропускной способности в морском порту запланирована реконструкция береговых сооружений автомо-бильно-железнодорожного паромного сообщения Ванино – Холмск.

Между ФГУП «Росморпорт» и АО «ДНИИМФ» заключен договор от 27.04.2020 г. №0141/03/2020 на выполнение работ по корректировке проектной документации по объекту «Реконструкции входных молов морского порта Холмск», срок завершения работ – 18 октября 2021 года. В рамках договора с 28 июля по 5 августа проводились инженерно-геологические изыскания.

Также между ФГУП «Росморпорт» и ФГБУ «Морспасслужба» заключен государственный контракт от 11.09.2020 г.

№313/ОПЭД-20 на разработку рабочей документации и выполнение работ по объекту «Пусковой комплекс вторая очередь причала №1». По контракту начало работ намечено на 11.09.2020 г.,

окончание – на 15.12.2022 г. В настоящее время завершены работы и запущен в эксплуатацию комплекс НАВТЕКС.

В ожидании новых паромов

Современные экономические условия, изменения грузовой базы и ее перераспределение в способах доставки, устаревший флот (самому молодому парому типа «Сахалин» 28 лет) потребовали оперативного реагирования всех участников морского процесса.

По техническому заданию Росморречфлота «Морским инженерным бюро» был создан проект CNF11 автомобильно-железнодорожного парома нового поколения для линии Ванино – Холмск, который будет обеспечивать перевозку железнодорожных составов российского стандарта с шириной колеи 1520 мм, всех видов автомобилей, включая грузовые авто-составы, различной колесной техники и контейнеров. Судно рассчитано на перевозку 150 пассажиров.

По сравнению с действующими паромами типа «Сахалин» новое судно имеет повышенные грузовые свойства (вмещает в 2,6 раза больше грузовых автомобилей), не имеет ограничений по погоде и может работать в тяжелых ледовых условиях (во льду толщиной 80 см со скоростью около 6-8 узлов, толщиной 1 метр – со скоростью около 3 узлов), в состоянии выполнять самостоятельные швартовки без буксирного обеспечения, длительное движение задним ходом и т.д.

На линию будет поставлено два таких судна. Заказчик – ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания». Строительством занимается Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре. Суда названы «Александр Деев» (в честь бывшего директора завода) и «Василий Ощепков» (в честь уроженца Сахалина, легендарного разведчика, родоначальника советского дзюдо и одного из основоположников борьбы самбо). Готовность судов составляет около 60%: на сегодня сформированы корпуса с надстройками, установлены главные двигатели, валопроводы.

26 сентября начата буксировка «Александра Деева» во Владивосток для достройки и насыщения оборудованием, а «Василия Ощепкова» планируется отбуксировать туда же для достройки в следующем году. Окончание строительства и ввод в эксплуатацию первого судна планируются осенью 2022 года.

Времена меняются, но неизменной остается востребованность и надежность морской магистрали Ванино – Холмск. Сегодня, как и 47 лет назад, звучащий при отходе паромов марш «Прощание Славянки» по-прежнему согревает сердца сахалинцев, а пассажиров паромов напутствует на безопасное и увлекательное путешествие, которое в скором будущем будет осуществляться на судах нового поколения.

Морские порты №8 (2020)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021