Крупнейший на Балтике: как идет строительство терминала LUGAPORT в порту Усть-Луга - Морские вести России

Крупнейший на Балтике: как идет строительство терминала LUGAPORT в порту Усть-Луга

28.12.2020

Морские порты

Крупнейший на Балтике: как идет строительство терминала LUGAPORT в порту Усть-Луга

Фото: пресс-служба ООО «Универсальный торговый терминал «Усть-Луга»

В ноябре в морском порту Усть-Луга Ленинградской области группа компаний «Новотранс» приступает к строительству объектов универсального терминала LUGAPORT – одного из крупнейших многопрофильных транспортно-логистических комплексов в современной России. В июне этого года холдинг за рекордные 10 месяцев завершил создание искусственных земельных участков будущего терминала площадью более 47 га. Объем инвестиций, вложенных Группой компаний «Новотранс» в ходе первого этапа реализации проекта, превысил 7 млрд рублей.

Строительство терминала LUGAPORT ведется холдингом «Новотранс» в соответствии со стратегическими документами развития транспортной инфраструктуры России, в которые включен проект: Схемой территориального планирования в области федерального транспорта, Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД», Долгосрочной программой развития ФГУП «Росморпорт», Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и другими. Терминал будет предназначен для перевалки навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов общим объемом 24,3 млн тонн в год.

Начало реализации

«Новотранс» приступил к практичес-кой реализации проекта в августе 2019 года. Тогда генподрядчиком ООО СУ «ГТ «Морстрой» было развернуто три морских потока и начались работы по созданию вертикального берегоукрепления и искусственных земельных участков для размещения терминальных объектов.

За это время был выполнен большой объем работ по устройству шпунтового ограждения, созданию дамб обвалования, заполнению песком карт образования территорий. На морской составляющей было задействовано около двух десятков единиц флота – морские платформы, плавучий кран, буксиры, баржи.

В процессе строительства в грунт основания искусственных земельных участков было погружено 843 сваи-оболочки, забито 2642 единицы шпунта Ларсена. Завезено и отсыпано свыше 2 млн кубометров песка, 27 тыс. кубометров щебня. Работы не прекращались ни на один день и были выполнены в строгом соответствии с намеченным графиком, несмотря на непогоду и неблагоприятную экономическую ситуацию в условиях пандемии и падения рынков.

В августе 2020 года проект получил положительное заключение Главгос-экспертизы и началась активная подготовка к этапу строительства терминальных объектов, который начнется в ноябре этого года.

Экологичность проекта

Реализация инвестпроекта проходит в полном соответствии с экологическим законодательством. В рамках строительства терминала Группа компаний «Новотранс» на всех этапах проекта реализует комплекс мероприятий, предусмотренных специально разработанной экологической программой. Программа предусматривает проведение экологической диагностики состояния окружающей среды, мониторинг биологических, земельных и лесных ресурсов, геологической среды, восполнение биоресурсов и другие мероприятия. Прошлой зимой по заказу «Новотранс» в Ладожское озеро было выпущено более 17 тыс. мальков палии.

Экспертиза Росприроднадзора подтвердила, что выработанные для строительства терминала LUGAPORT технологические и технические решения позволяют избежать негативного воздействия на региональные экосис-темы и доказывают эффективность экологической программы холдинга.

Оценка строительства

Министр транспорта РФ, генеральный директор ОАО «РЖД» и губернатор Ленинградской области высоко оценили ход строительства терминала LUGAPORT.

В сентябре 2020 года площадку строительства терминала LUGAPORT посетили Министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих, генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Президент Группы компаний «Новотранс» Константин Гончаров продемонстрировал гостям проектные решения по будущему терминалу, а также рассказал о лучших практиках и технических решениях, которые будут применены при строительстве перегрузочных комплексов.

Глава Минтранса высоко оценил реализацию проекта, отметил его масштабность, высокие темпы и качество строительных работ, а также особую значимость для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры и экспортного потенциала России.

«С появлением терминала LUGAPORT к 2024 году мы получим на северо-западе современные специализированные мощности для экспорта в Европу. Транспортники понимают, что тенденции на мировом рынке в немалой степени складываются под влиянием пандемии. Запрос, в том числе на зерновые, растет, и энергичное создание мощностей для крупнейшей составляющей нашего агроэкспорта – это приоритетная и перспективная задача. Разумеется, эта продукция должна перегружаться через российские морские порты», – сказал Евгений Дитрих.

По словам Губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, регион является драйвером строительства портовых мощностей и локализации перевалки большинства грузов в России.

«Год назад на Петербургском международном экономическом форуме мы заключили соглашение с Группой компаний «Новотранс» о реализации инвестпроекта LUGAPORT. Сегодня мы увидели, что за прошедшее время проведена огромная работа и все готово к строительству объектов самого терминала, который уже через 4 года станет одним из крупнейших в стране и Европе. Я надеюсь, что инвестиционные проекты, которые мы реализуем в Усть-Луге, позволят нам действительно стать мощнейшей европейской перевалочной базой и мы способны будем обрабатывать любые грузы», – отметил глава региона.

Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров, в свою очередь, отметил важность реализации проекта универсального терминала для Российских железных дорог.

«В 2019 году здесь, в Усть-Луге, железнодорожным транспортом было переработано 76 млн тонн грузов. Новый инфраструктурный проект LUGAPORT позволит получить прирост почти на 25 млн тонн новых грузов», – сообщил он.

Глава ОАО «РЖД» также обратил внимание на социально-экономические возможности, которые появятся в результате реализации проекта: новые рабочие места, увеличение доходов и налоговых отчислений.

С вводом в эксплуатацию терминала будет создано свыше 700 новых рабочих мест. Их займут представители различных профессий, которых «Новотранс» будет привлекать на региональном рынке труда. Кроме того, сейчас прорабатывается возможность создания в Ленинградской области учебных цент-ров для подготовки и переквалификации персонала, а также социальной инфраструктуры. Терминал будет отчислять в бюджеты всех уровней свыше 2 млрд рублей ежегодно.

Соглашение о взаимодействии

В ходе встречи на площадке строящегося терминала LUGAPORT президент Группы компаний «Новотранс» Константин Гончаров и генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев в присутствии главы Минтранса России Евгения Дитриха подписали соглашение о взаимодействии по реализации проекта LUGAPORT. В рамках соглашения «Росморпорт» создаст объекты федеральной собственности: сформирует акваторию, а также установит средства навигационного оборудования.

Константин Гончаров отметил, что подписанное соглашение позволит эффективно и в запланированные сроки приступить к строительству объектов терминала. Реализация проекта, по мнению Андрея Лаврищева, создаст условия для переориентации грузопотоков из стран Балтии и Финляндии.

Подводя итог встречи, Константин Гончаров сказал: «Новотранс» – единственный в России холдинг, ведущий строительство универсального морского экспортно-импортного терминала подобного масштаба. По оценкам экспертов, LUGAPORT сможет войти в число самых современных и востребованных портовых комплексов в нашей стране. Он даст мощный импульс развитию транспортной инфраструктуры и увеличению экспортного и импортного потенциала России.

В планах холдинга – создать в Лен-области первый кластер по предоставлению полного цикла транспортных услуг для экспортеров. Клиенты смогут воспользоваться услугами железнодорожных грузоперевозок, перевалки грузов на морском терминале и ремонта подвижного состава на Балтийском вагоноремонтном заводе «Новотранса», который будет открыт в начале 2022 года в Волосовском районе Ленинградской области».

Первую очередь терминала LUGAPORT планируется ввести в эксплуатацию к началу 2023 года, вторую – к началу 2024 года и третью очередь – к концу 2024 года.

Коротко о Группе компаний «Новотранс»

Группа компаний «Новотранс» основана в 2004 году и является одним из крупнейших российских частных транспортных холдингов, который объединяет 24 компании в разных регионах России и СНГ.

«Новотранс» предоставляет клиентам полный комплекс транспортных услуг: перевозки собственным подвижным составом, ремонт вагонов, логис-тические решения для предприятий, диспетчеризация, стивидорные услуги.

Холдинг прочно закрепился в десятке лидеров операторского и вагоноремонтного бизнеса. Парк грузовых вагонов составляет более 25 тыс. единиц. Собственное ремонтное производство объединяет 4 высокотехнологичных предприятия в Московской, Иркутской, Кемеровской областях и в Алтайском крае.

С 2019 года «Новотранс» оказывает стивидорные услуги, став генеральным агентом ФГУП «Росморпорт» и оператором авто-мобильно-железнодорожного паромного комплекса в порту Усть-Луга. Это единственный транспортный объект, через который происходит регулярная доставка грузов в Калининградскую область и обратно без пересечения границ других государств.

Фото. Слева направо: Евгений Дитрих, Александр Дрозденко, Олег Белозеров, Константин Гончаров

Характеристики терминала LUGAPORT

Ключевые показатели:

Грузооборот терминала – 24,26 млн тонн в год

Прием вагонов в сутки – 1100 единиц

Станция примыкания – Лужская Генеральная

Общая площадь – 85 га

Количество причалов – 5

Длина причального фронта – 1464 метра

Глубина акватории у причала – 17,5 метра

Осадка судов – 15 метров

Класс принимаемых судов – Panamax,

New-Panamax, Baby-Capesize

Объем инвестиций – 46,5 млрд рублей

Комплекс по перевалке навалочных и генеральных грузов:

Грузооборот экспорт/импорт – 16 млн тонн в год

Объем единовременного хранения – 1,26 млн тонн

Мощность приема вагонов в сутки – 750 единиц

Комплекс по перевалке зерновых и пищевых грузов:

Грузооборот – 8,26 млн тонн в год

Объем единовременного хранения – 380 тыс. тонн

Мощность приема вагонов в сутки – 350 единиц

Морские порты №8 (2020)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021