Вирус не помеха приросту грузооборота и новых мощностей порта Корсаков - Морские вести России

Вирус не помеха приросту грузооборота и новых мощностей порта Корсаков

12.01.2021

Морские порты

Вирус не помеха приросту грузооборота и новых мощностей порта Корсаков

Фото: ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Если сравнивать со специализированными портами, ориентированными на переработку сырьевых ресурсов, грузооборот морского порта Корсаков относительно невысокий. Однако порт играет важную роль в жизнеобеспечении всей Сахалинской области: более 90% грузов приходится на каботаж, экспорт занимает порядка 5%, импорт – около 3%.

Несмотря на кризисные условия, связанные с пандемией коронавируса и, соответственно, с необходимыми санитарными ограничениями, порт Корсаков продолжает стабильно работать. Увеличиваются портовые мощности, растет грузооборот, безопасность мореплавания Службой капитана порта обеспечивается в полном объеме.

Сергей Быков, капитан морского порта Корсаков ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Предварительные итоги

Несмотря на резкое снижение грузо-оборота в порту Корсаков в I квартале 2020 года на 21%, вызванное, по всей вероятности, обрывом внешнеэкономических связей, игроки российского рынка сумели выправить ситуацию за счет внутренних ресурсов страны. За 10 месяцев объем перевалки грузов в порту вырос на 6,8%, до 1,65 млн тонн. При этом количество судозаходов сократилось на 5,5%, до 1,1 млн тонн.

В то же время сектор пассажирских перевозок, как и в других российских портах, в этом году оказался самым уязвимым. Достаточно сказать, что круизная навигация была полностью отменена вплоть до нормализации эпидемиологической обстановки. Однако порт работает с несколькими пассажирскими направлениями. В первую очередь это регулярные перевозки между Сахалином и Курильскими островами на теплоходе «Игорь Фархутдинов», ежегодно обслуживающем более 15 тыс.

пассажиров. За 10 месяцев на этой линии перевезено чуть более 10 тыс. человек. Другое направление – перевозка ученых и сотрудников разведывающих и добывающих компаний: от 2,5 тыс. до 3,5 тыс. человек ежегодно.

Рост грузооборота отчасти обязан развитию портовых мощностей. Например, в начале года был открыт новый складской терминал для перевалки и хранения трубных материалов и контейнеров мощностью до 20 тыс. тонн в год.

Пожалуй, наиболее крупный на сегодня проект в порту в масштабах всей Сахалинской области – создание на базе морского порта Корсаков транспортно-логистического узла Северного морского пути при участии государства, госкорпорации «Росатом» и частных инвесторов.

В рамках проекта в начале апреля этого года в порту силами ФГУП «Росморпорт» были проведены дноуглубительные работы, извлечено 8,8 тыс. кубометров грунта. Помимо дноуглубления, планируется продлить морской причал, построить складские помещения площадью 160 тыс. кв. метров, холодильные мощности для хранения морепродуктов. Проект нового морского порта стоимостью более 90 млрд рублей включает создание к 2025 году комплекса терминалов – контейнерного, грузо-пассажирского, рыбного и универсального с общим грузооборотом до 30 млн тонн в год, в том числе более 1 тыс. ДФЭ контейнерных грузов.

Насколько известно, Корпорация развития Сахалинской области ведет работу по включению данного проекта в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Работа в условиях карантина

Начало 2020 года в работе Службы капитана морского порта Корсаков было осложнено распространением эпидемии коронавируса. Часть сотрудников была переведена на удаленную работу.

Надо отметить, что еще до начала всплеска коронавирусной инфекции были приняты все меры, предписанные документами и рекомендациями Минтранса, Росморречфлота, Роспотребнадзора и областных властей. Исключены сторонние физические контакты дежурной службы инспекции государственного портового контроля (ИГПК) при оформлении захода/выхода судов в/из морского порта. Исключены осмотры судов, пришедших из неблагоприятных по условиям распространения коронавируса портов, либо проводятся документарно. По предписаниям Роспотребнадзора для экипажей таких судов действует ограничение на сход на берег в течение 14 дней.

При этом основной показатель работы ИГПК – стабильное обеспечение безаварийного судоходства – находится на высоком уровне даже при достаточно интенсивном судоходстве в сложных сезонных и санитарных условиях.

Также Служба капитана порта прилагает максимум усилий для выполнения функций по обеспечению экологической безопасности, по пред-отвращению загрязнений с судов, активно взаимодействуя с соответствующими государственными структурами и представителями бизнеса. С июня мы возобновили проведение учений по ликвидации загрязнений, которое было «заморожено» весной.

Например, в августе в порту были проведены два тренировочных учения с участием спасательных подразделений Сахалинского филиала ФГБУ «Морспасслужба» перед утверждением плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ФГУП «Нацрыбресурс» и компании «Трансбункер ДВ». А для контроля за ходом комплексных учений в районе морских буровых платформ в Охотском море был успешно проведен мониторинг с использованием современных средств дистанционного видеонаблюдения. По итогам 10 месяцев нарушений экологического законодательства и аварийных случаев в порту не зафиксировано.

В период усиленных карантинных мероприятий, направленных на противодействие распространению коронавирусной инфекции, руководством ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» совместно с капитаном морского порта Корсаков была проведена оценка технической возможности организации дистанционной работы отделов регистрации судов и выдачи удостоверений личности моряка (УЛМ). В результате деятельность отдела регистрации была организована таким образом, чтобы минимизировать очный контакт сотрудника Службы капитана порта и заявителей без каких-либо неудобств для последних.

Реализована возможность предос-тавления судовладельцами документов для их проверки в электронном виде, организовано взаимодействие сотрудника отдела регистрации судов с заявителем с использованием технических средств связи, а также налажен порядок направления оформленных документов по регистрации судов и прав на них в адрес заявителя. Полученный опыт дистанционной работы позволил рассмотреть возможность дальнейшего использования электронного документооборота в приоритетном порядке для обеспечения служебного взаимодействия, минимизации доступа в учреждение.

Для отдела оформления УЛМ организовать полностью дистанционно работу по предоставлению данной гос-услуги без личного присутствия заявителя не представилось возможным. Поэтому были приняты максимально эффективные меры для уменьшения риска заражения и распространения инфекции. Прием документов на оформление УЛМ и мореходной книжки (МК), консультации по вопросам, связанным с предоставлением госуслуги, проводились в обычном порядке с выполнением всех необходимых требований соблюдения санитарных норм: обязательного ношения масок для граждан - соискателей УЛМ и МК, масок и перчаток для сотрудников отдела оформления УЛМ, регулярной дезинфекции в помещении приема граждан рабочих поверхнос-тей, канцелярских принадлежностей и т.п.

Для удобства граждан на сайте АМП Сахалина, Курил и Камчатки размещена вся необходимая информация по оформлению и выдаче УЛМ и МК. Также существует возможность записаться на удобный день и время для посещения отдела оформления УЛМ и решения возникших вопросов. Предусмотрен гибкий график приема заявителей, позволяющий избежать скопления людей на ограниченном пространстве.

Большинство консультаций проводится сотрудниками по телефону либо в электронном виде, что предотвращает скученность людей в помещении и значительно минимизирует риск заражения. В итоге, благодаря самоотверженной, слаженной работе коллектива Службы капитана порта, на качество предоставления госуслуг введенные ограничения не повлияли.

Морские порты №9 (2020)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России