Порт Де-Кастри расширит границы для комплекса СПГ - Морские вести России

Порт Де-Кастри расширит границы для комплекса СПГ

30.09.2021

Морские порты

Порт Де-Кастри расширит границы для комплекса СПГ

Фото: ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Весь прошлый год порт Де-Кастри работал в условиях сложной эпидемиологической обстановки, вызванной пандемией коронавируса COVID-19. Тем не менее, безопасность мореплавания в акватории порта Службой капитана порта обеспечивалась в полном объеме. Контроль и согласование всех судовых операций в пределах акватории порта осуществлялись в круглосуточном режиме. Благодаря принятым мерам, за весь год не было случаев постановки судов на карантин.

В текущем году в порту продолжатся поставки крупнотоннажных тяжеловесных грузов с оборудованием для строящихся крупнейших заводов Дальнего Востока – Амурского ГПЗ и Амурского ГХК, начнется подготовка к расширению границ морского порта под строительство Дальневосточного комплекса СПГ.

Виктор Зимин, капитан морского порта Де-Кастри ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Морской порт Де-Кастри – крупнейший по отгрузке сырой нефти в Хабаровском крае – в 2020 году снизил объемы перевалки нефти на 3,4%: оператор проекта «Сахалин-1» «Эксон Нефтегаз Лимитед» отгрузил на экспорт 13 млн тонн нефти, тогда как в 2019 году этот показатель составил 13,5 млн тонн. Экспорт круглого леса портовым оператором «Дальлеспром» вырос почти на 86%, с 92 тыс. тонн до 171 тыс. тонн. Таким образом, общий грузооборот порта по итогам прошлого года снизился на 3% и составил 13,18 млн тонн. При этом общее количество судозаходов в порт выросло на 11,4%, с 245 до 273 единиц.

Зимняя навигация

В зимний период навигации 2020-2021 годов ледовые условия в акватории порта сложились более легкими, чем в предыдущие периоды, начиная с 2015 года. Ледокольные проводки судов по распоряжению капитана порта начались 20 декабря 2020 года (на 4 дня позже, чем в 2019 году) и закончились 19 марта 2021 года (на 20 дней раньше, чем в 2020 году). За этот период было совершено 23 ледокольные проводки. Это почти в три раза меньше, чем в предыдущий период 2019-2020 годов, когда ледоколы провели самое большое количество судов – 72.

Проводки крупнотоннажных танкеров типа Aframax компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» в Татарском проливе от ледовой кромки в порт и обратно обеспечивало одно транспортно-буксирное судно (ТБС) усиленного ледового класса Icebreaker 6 – «Помор» мощностью 14000 кВт (24000 кВт и 23000 кВт). В предыдущие годы ледокольные проводки судов выполнялись двумя ТБС – «Норманн» и «Помор». Ледокольное обеспечение в акватории порта осуществлялось ТБС «Витязь» с ледовым классом Arc5, мощностью энергетической установки 4080 кВт и эпизодически ТБС «Норманн» с ледовым классом Icebreaker 6.

ТБС «Помор» производило мониторинг ледовой обстановки, планирование и составление маршрута, оказывало помощь танкерам при швартовке к выносному одноточечному причалу (ВОП): обеспечивало безопасную швартовку танкеров к ВОП, техническое обслуживание ВОП после отшвартовки танкеров и безопасную загрузку танкеров.

Все время на «Поморе» присутствовал ледовый специалист от Института Арктики и Антарктики. На борту судна находился информационный ледовый терминал, на который стекалась вся информация о состоянии, дрейфе льда и снимки Татарского пролива, полученные с искусственного спутника Земли, которые использовались для составления безопасного маршрута проводки танкеров.

Перегрузка КТГ для Амурских заводов

В течение всего 2020 года в акватории порта, в районах, определенных для перевалки груза с судна на судно, производилась перегрузка крупногабаритных тяжеловесных грузов (КТГ) в адрес строящегося Амурского газоперерабатывающего завода ПАО «Газпром» (Амурский ГПЗ, Амурская область) силами компаний «Спецтяж-автотранс» и «Баррус лоджистикс». На трех судах было доставлено и перегружено на буксирно-баржевые составы 7806 тонн груза.

Также в прошлом году было перегружено крупногабаритное оборудование, предназначенное для строящейся второй линии Амурского гидрометаллургического комбината АО «Полиметалл» (Амурский ГМК, Хабаровский край, г.Амурск). Судно доставило на объект золотопромышленный автоклав весом 992 тонны, предназначенный для извлечения золота из концентратов двойных упорных руд.

В этом году работа по доставке грузов на строящиеся объекты в Амурской области будет продолжена. Ожидается 7 судов с КТГ общим весом 17270 тонн, из которых 5627 тонн предназначено для Амурского ГПЗ, а 11643 тонны – для Амурского газохимического комплекса ПАО «СИБУР Холдинг» (Амурский ГХК, Амурская область).

В начале июня в акваторию порта пришло первое полупогружное судно Sun Rise, на борту которого была доставлена баржа «Томск» с КТГ. Данная баржа с осадкой 1 метр в грузу была специально изготовлена на китайских верфях для доставки КТГ по рекам на строящийся Амурский ГХК. Баржа с оборудованием весом 1472 тонны была спущена с судна Sun Rise на воду в порту и в сопровождении буксира отправилась по Амурскому лиману через порт Николаевск-на-Амуре и далее по рекам Амур и Зея до места назначения.

Требуется расширение границ порта

Основной оператор в порту Де-Кастри – компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ) начиная с 2019 года проводит изыскательские работы и проектирование Дальневос-точного комплекса по производству сжиженного природного газа (СПГ) и перевалке его на суда для дальнейшей транспортировки на экспорт. Ввод в эксплуатацию комплекса запланирован на 2028 год. Данный инвестиционный проект предполагает строительство одной технологической линии мощностью 6,2 млн тонн с возможностью расширения на базе ресурсов проекта «Сахалин-1».

В рамках реализации инвестпроекта «Строительство Дальневосточного завода по производству СПГ в пос.Де-Кастри» состоялся ряд заседаний рабочей группы при Правительстве Хабаровского края с участием представителей ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива». В результате были выявлены имеющие место сложности и проблемы в области логистики и транспортной инфраструктуры в Хабаровском крае, намечены сроки и пути их решения, выработаны рекомендации, предложения и замечания по подготовке и ускорению строительства важного государственного объекта.

В мае состоялась встреча представителей ЭНЛ и Департамента государственной политики в облас-ти обустройства пунктов пропуска через государственную границу РФ Минтранса России, на которой обсуждались проблемные вопросы. На данный момент министерство подтвердило целесообразность поэтапного ввода пункта пропуска через государственную границу РФ в порту Де-Кастри на период строительства завода и на период отгрузки СПГ. Минтранс рекомендовал разработать комплексный план мероприятий по реализации проекта строительства морского терминала, включая реконструкцию пункта пропуска в порту. В настоящее время ЭНЛ изучает предложения и рекомендации ведомства и планирует продолжить консультации с краевым правительством, федеральными и территориальными государственными контролирующими органами.

В связи со строительством Дальневосточного комплекса СПГ возникает необходимость изменения границ и расширения акватории морского порта Де-Кастри. Это необходимо в целях установления дополнительных районов якорных стоянок для судов, которые будут привлечены для доставки оборудования на объекты строительства, а в дальнейшем – для стоянки газовозов. Расширение границ территории порта необходимо для строительства основного причала для отгрузки СПГ на газовозы и вспомогательного причала. Инициатором изменения границ и расширения территории порта, возможно, выступит компания ЭНЛ.

Морские порты №5 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон