Центр безопасности мореплавания в устье Амура - Морские вести России

Центр безопасности мореплавания в устье Амура

13.01.2022

Морские порты

Центр безопасности мореплавания в устье Амура

Фото: ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Морской порт Николаевск-на-Амуре расположен в устье реки Амур и является замерзающим, поэтому навигация в порту сезонная и длится примерно с середины мая по середину ноября. Порт специализируется на обработке в основном генеральных, навалочных, лесных грузов и контейнеров, осуществляет перевозку пассажиров в пригородном сообщении.

В текущую навигацию в порту зарегистрировано 927 судозаходов (на конец сентября), проведено 98 инспекций судов, при этом оснований для задержания судов не было. В настоящее время в связи с наступлением осенне-зимнего периода Службой капитана порта проводятся мероприятия по повышению качества обеспечения безопасности мореплавания, контроля за продолжающими работу судами и по безаварийному завершению навигации.

Романоз Цхадаия, исполняющий обязанности капитана морского порта Николаевск-на-Амуре ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Ежегодно во время весеннего ледохода в Николаевске-на-Амуре начинается паводок с повышением уровня воды в акватории порта.

Учитывая многолетние наблюдения за гидрологической обстановкой в порту во время ледохода, исполняющим обязанности капитана порта в конце апреля и начале мая проводились совместные совещания с руководителями стивидорных компаний «Николаевская РЭБ флота» и «Николаевский морской торговый порт» по вопросам подготовки к паводку. Были намечены мероприятия, направленные на обеспечение безопасности судов, стоящих на зимнем отстое в акватории порта, и соблюдение экологических требований на причалах и всей территории порта.

После прохождения ледохода и проведения контрольных осмотров судов и причалов Служба капитана порта не выявила нарушений по нанесению ущерба экологии и безопасной стоянке судов.

Навигация по плану

Навигация 2021 года началась 12 мая, в ожидаемые плановые сроки. Гидрометеорологические условия в начале навигации внесли небольшие коррективы в работу морского порта. Так, из-за малоснежной зимы и сильных морозов толщина льда во внутренней гавани порта составила 1,5 метра, и после прохождения ледохода не сразу произошло таяние льда. Это сдвинуло график движения «Метеоров» – пассажирских судов, осуществляющих движение на линии Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре: первый «Метеор» прибыл в порт Николаевска-на-Амуре 1 июня, на неделю позже, чем в прошлом году.

Первое речное грузовое судно «Транс Амур-1», прибывшее под выгрузку 24 мая, было направлено к причалу судостроительного завода, так как другие причалы порта еще не были освобождены ото льда.

С начала июня навигация в порту продолжилась в штатном режиме. Амурский лиман тоже очистился ото льда, и со стороны моря пошли суда, которые работали в зимний период в Приморье и на Сахалине.

В период летней навигации через Амурский лиман суда следуют не только в Николаевск-на-Амуре, но и с южной части лимана в северную с выходом в Сахалинский залив. Как правило, они следуют в порты Охотского моря – Аян, Чумикан, Охотск, Магадан, Петропавловск-Камчатский – и обратно в порты Хабаровского края, Приморья и Сахалина.

Особое внимание северному завозу

В случае сложных проводок, таких как буксировка танкеров, крупных объектов, для дополнительного обеспечения безопасности мореплавания Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт» оказывает услуги по лоцманским проводкам как внутрипортовым, так и по всему Амурскому лиману.

В навигацию 2021 года (на начало октября) в порту было выполнено 114 внутрипортовых операций, общий тоннаж составил 228,9 тыс. тонн. По Сахалинскому и Южному фарватерам Амурского лимана за этот же период было осуществлено 37 проводок судов, общий тоннаж составил 150 тыс. тонн.

В конце июня через Николаевск-на-Амуре пошли суда из речных портов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре в порты Охотского моря с различными грузами по программе северного завоза. Они доставили около 25% социально значимых грузов (топливо, продукты, медикаменты, оборудование для школ и больниц), ежегодно отправляемых по программе, в такие удаленные порты и портопункты Охотского моря, как Аян, Чумикан, Киран, Охотск и другие, с которыми нет иных сообщений, кроме авиационного и водного транспорта. В том числе на конец сентября было доставлено 4 тыс. тонн угля и 5,4 тыс. тонн нефтепродуктов (99% от плана). Отправка порядка 75% объема северного завоза приходится на порты Ванино, Советская Гавань, Находка и Владивосток.

Выполнению программы северного завоза как со стороны исполнительных органов региональной власти, так и со стороны Службы капитана порта всегда уделяется особое внимание. Суда, работающие по этой программе, подлежат оформлению в первую очередь, им оказывается всевозможная помощь и поддержка.

Инспекции на мировом уровне

При оформлении разрешения судам на выход из порта инспекторы государственного портового контроля Службы капитана порта проводят тщательный осмотр судов. Особое внимание уделяется российским судам, следующим в заграничные рейсы, так как в соответствии с требованиями Токийского меморандума по госпортконтролю в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Tokio MOU) суда подвергаются осмотру и за границей.

В случае выявления серьезных несоответствий судов требованиям международного законодательства в области торгового мореплавания они могут быть задержаны до устранения выявленных недостатков.

Суда, в отношении которых выявлено большое количество несоответствий и выставлено много замечаний, осматриваются дополнительно. Данные по выявленным несоответствиям отмечаются в ежегодном докладе Токийского меморандума. Все это, в свою очередь, может повлиять на международный имидж российского торгового флота.

В навигацию 2021 года (на конец сентября) в морском порту Николаевск-на-Амуре зарегистрировано 927 судозаходов, Службой капитана порта проведено 98 инспекций судов. Замечаний, служащих основанием для задержания судов, не зарегистрировано.

Более половины судозаходов совершены паромом (баржа-площадка грузоподъемностью 100 тонн и буксир-толкач РТ-297), осуществляющим перевозки грузов и пассажиров между правым и левым берегом реки Амур на линии Николаевск-на-Амуре – Подгорное – Николаевск-на-Амуре. С начала навигации по первые числа октября паромом перевезено 6634 единицы различной автомобильной техники и более 4000 пассажиров.

Проводка барж с КТГ и буксировка новостроя

С 2018 года в рамках реализации проектов строительства Амурского газоперерабатывающего завода (АГПЗ, проект «Газпрома») и Амурского газохимического комплекса (АГХК, сов-местный проект «СИБУРа» и Sinopec) продолжается выполнение программы по доставке крупногабаритных тяжеловесных грузов (КТГ) из порта Де-Кастри через порт Николаевск-на-Амуре и далее по рекам Амур и Зея в город Свободный.

В 2021 году через Николаевск-на-Амуре барже-буксирными составами ООО «Нижегородская логистическая компания», осуществляющими перевозку КТГ, в сторону Свободного совершено 25 круговых рейсов. Выполнены все плановые рейсы, до пункта назначения доставлено 17,32 тыс. тонн КТГ. С началом навигации 2022 года перевозки грузов для строительства АГПЗ и АГХК через порт Николаевск-на-Амуре возобновятся.

Продолжаются буксировочные операции, связанные с выводом новых судов, построенных на судостроительном заводе Комсомольска-на-Амуре. В начале сентября оформлен с выходом в море и назначением в порт Владивосток на достройку паром «Василий Ощепков». Это второй паром, построенный по программе замены устаревших паромов типа «Сахалин», которые в настоящее время осуществляют перевозки на линии Ванино – Холмск.

В начале сентября гидрографичес-кий катер «Александр Анищенко» из речного порта Благовещенска под проводкой буксира-толкача РТ-678 по реке Амур прибыл в порт Николаевск-на-Амуре. После оформления он продолжил свой путь в порт Владивосток для дальнейшей достройки и ввода в эксплуатацию. Катер построен на Благовещенском судостроительном заводе им.Октябрьской революции для Минобороны России. Завершить его строительство и передать в состав Тихоокеанского флота планируется в 2021 году.

Судно водоизмещением 320 тонн будет выполнять гидрографические и лоцмейстерские работы в прибрежных морских районах Дальнего Востока, а также сможет заниматься доставкой на необорудованное побережье научных групп и спецоборудования весом до 15 тонн.

Морские порты №8 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Mordraga
Camco
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России