Развитие замедлится, но не остановится - Морские вести России

Развитие замедлится, но не остановится

26.05.2022

Морские порты

Будущее портовой отрасли в условиях санкций обсудили участники форума портовиков

Фото: «Морские вести России»

В марте в Аналитическом центре при Правительстве РФ прошел VII ежегодный форум «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация». Мероприятие состоялось при поддержке Минтранса России, Федерального агентства морского и речного транспорта и Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Организатором форума выступил журнал «Морские порты».

На пленарной сессии «Развитие морских портов России и актуальные вопросы государственного регулирования деятельности портовой отрасли», модерировал которую председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП Дмитрий Морозов, речь шла о направлениях развития отрасли и необходимых мерах поддержки бизнеса в условиях санкций.

Надежда Гаврилова

В обстоятельствах, когда Россия фактически оказалась в условиях логистической блокады, нет смысла анализировать исключительно состояние портовой инфраструктуры – нужно смотреть на логистические цепочки в целом, чтобы вовремя отследить и по возможности расширить узкие места, отметил во вступительном слове исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Серик Жусупов.

«По ряду направлений перевалки внешнеторговых грузов в настоящий момент мы испытываем дефицит. Мы не можем в полной мере реализовать свои возможности по перевалке внешнеторговых, транзитных и каботажных грузов. Поэтому мы должны рассматривать не только вопросы портовой инфраструктуры, но и все то, что обеспечивает задействование этой инфраструктуры в целях доставки грузов», – сказал исполнительный директор АСОП.

Он подчеркнул, что порты – это лишь часть логистической цепочки, и если не будет должного и соответствующего развития смежных видов транспорта, то колоссальные возможности портовой инфраструктуры окажутся нереализованными. Очень сильно осложняет нынешнюю ситуацию то, что до последнего времени российские экспортные и импортные грузы перевозились иностранными судами, которые сейчас перестали заходить в российские порты. Это ставит всю отрасль в очень тяжелое положение, выход из которого придется искать всем сообща.

Ожидаемые результаты, неожиданные проблемы

Начальник отдела портов Управления морских портов и развития инфраструктуры Росморречфлота Руслан Мухаметов проинформировал о некоторых итогах мероприятий Федерального проекта «Развитие морских портов» в 2021 году. Согласно докладу, плановый показатель прироста портовых мощностей на прошлый год был установлен в размере 40,3 млн тонн, фактическое значение составило 19,1 млн тонн.

В частности, была произведена реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Певек (ФГУП «Росморпорт»), прирост мощностей составил 0,8 млн тонн; реконструкция причалов №34-35 и их акваторий, подходного канала к причалам №31-35 в порту Восточный (ООО «СК «Малый порт») увеличила мощность по перевалке угля на 0,5 млн тонн; строительство объектов портовой инфраструктуры в Усть-Луге (ООО «Ультрамар») прибавило мощностей по перевалке угля, руды и минудобрений на 12 млн тонн. Реконструкция зернового терминала в порту Новороссийск (ООО «КСК») позволила нарастить мощность на 3,7 млн тонн; строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры порта Темрюк добавили прибавку мощности по перевалке нефтепродуктов на 2,1 млн тонн.

Общий объем финансирования мероприятий составил 148,5 млрд рублей, соотношение затрат внебюджетных источников и средств федерального бюджета – 86% и 14% соответственно.

В 2022 году мощности морских портов России планируется увеличить на 68,49 млн тонн: в рамках мероприятий по строительству портовых мощностей II этапа Таманского терминала навалочных грузов (25 млн тонн, реализовано), морского терминала в районе КС «Портовая» в порту Высоцк (2,2 млн тонн, реализовано), морского перегрузочного комплекса СПГ в Мурманской области (10,44 млн тонн, реализовано), нового специализированного угольного порта в бухте Суходол (12 млн тонн), морского перегрузочного комплекса СПГ в Камчатском крае (10,85 млн тонн), портовых мощностей универсального торгового терминала «Усть-Луга» (8 млн тонн).

Запланированный объем финансирования мероприятий – 185,8 млрд рублей, при соотношении затрат внебюджетных источников и средств федерального бюджета 84% к 16% соответственно.

Р.Мухаметов также сообщил, что 16 марта на площадке Росморречфлота прошло совещание с операторами морских терминалов по вопросам работы в текущей логистической и экономической ситуации. Представители стивидорных компаний рассказали, что столкнулись с трудностями при взаиморасчетах с иностранными контрагентами и фрахтовании судов. Помимо этого, есть сложности с доставкой грузов в порты Азовского моря в связи с ограничением судоходства в его акватории. Стивидоров Северо-Западного федерального округа тревожит возникающий дефицит грузовой базы. Кроме того, портовики испытывают трудности, связанные с ограничениями на валютные операции и с колебаниями курса рубля, а также отказом иностранных контрагентов работать с российскими компаниями и т.д.

«Операторы морских терминалов внесли ряд предложений экономического и нормативно-правового характера по стабилизации работы отрасли. Все они прорабатываются и будут направлены в Минтранс России, на площадке которого аккумулируются конструктивные инициативы отраслевого сообщества для оптимального решения возникающих проблем», – заявил Р. Мухаметов.

Планы и риски портостроения

О планах развития портовой инфраструктуры в РФ рассказал начальник Управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» Андрей Болдорев.

Текущая мощность морских портов России составляет 1270 млн тонн. По итогам 2021 года объем перевалки грузов в морских портах увеличился на 1,7% относительно показателей 2020 года – до 835,2 млн тонн. Рост произошел в основном за счет перевалки сухих грузов. При условии реализации мероприятий Перечня крупнейших проектов в области водного транспорта, сформированного Минтрансом России, мощность морских портов достигнет 1594 млн тонн к 2035 году.

Основными направлениями развития в Дальневосточном бассейне станут терминалы для перевалки угля в портах Владивосток (бухта Суходол и мыс Открытый) и Ванино, СПГ-терминал в бухте Бечевинская в порту Петропавловск-Камчатский, инфраструктура порта Корсаков для перевалки генеральных и контейнерных грузов и создание многофункционального грузового района в порту Поронайск для перевалки угля, СПГ и нефти. В целях развития инфраструктуры для грузо-пассажирских паромных перевозок запланирована реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения Ванино – Холмск, также планируется реконструкция инфраструктуры в порту Магадан, строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры в с.Никольское Камчатского края на острове Беринга.

Ключевые мероприятия для Северо-Западного бассейна – строительство и реконструкция терминалов для перевалки минеральных удобрений в портах Усть-Луга, Большой порт Санкт-Петербург и Приморск; угля, зерновых и генеральных грузов – в портах Усть-Луга и Приморск; СПГ-терминала – в порту Высоцк. В морском порту Калининград намечены мероприятия по реконструкции дамб Калининградского морского канала и строительству терминала для приема круизных и грузо-пассажирских судов в г.Пионерский.

Основными направлениями развития Арктического бассейна станут строительство паромно-пассажирского причала на левом берегу Анадырского лимана в п.Угольные Копи, реконструкция причала №7 в порту Анадырь, а также реконструкция инфраструктуры морского порта Нарьян-Мар. Кроме того, запланированы мероприятия по развитию портовых мощностей для перевалки СПГ, минеральных удобрений и угля в порту Мурманск и терминала метанола в порту Нарьян-Мар.

В Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах запланированы строительство и реконструкция терминалов для перевалки угля, минеральных удобрений и руды в порту Тамань, генеральных, зерновых и контейнерных грузов в порту Новороссийск, нефти, нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа в портах Тамань и Темрюк. Кроме того, планируется реконструкция объектов для обеспечения безопасности мореплавания в порту Таганрог, строительство зернового терминала в порту Махачкала и реконструкция Волго-Каспийского морского судоходного канала для развития международного транспортного коридора «Север – Юг».

Перспективами и проблемами развития береговой инфраструктуры рыбных терминалов морских портов поделился главный инженер ФГУП «Нацрыбресурс» Виктор Чеботаев. По его словам, на сегодняшний день через порты присутствия «Нацрыбресурса» переваливается более 80%, или 3,9 млн тонн, рыбы и морепродуктов, доставленных на российский берег. В рамках Стратегии развития морских рыбных терминалов на период до 2030 года предполагается комплексное развитие территорий по предоставлению всех видов услуг судам рыбопромыслового флота – от погрузки-выгрузки грузов, хранения судового оборудования до бункеровки и т.п.

Начиная с 2018 года ФГУП «Нацрыбресурс» совместно с арендаторами причалов реализует Программу по развитию инфраструктуры рыбных терминалов. Участниками Программы стали 11 рыбных терминалов, сумма частных инвестиций на сегодняшний день превышает 3 млрд рублей.

«В настоящее время рыбные терминалы морских портов столкнулись с большим дефицитом холодильных мощностей. Особенно это заметно на Дальнем Востоке, – рассказал В. Чеботаев. – Поэтому в планах «Нацрыбресурса», арендаторов и инвесторов в следующие 4 года ввести в эксплуатацию дополнительно 80-90 тысяч тонн холодильных мощностей».

Как отметил спикер, в настоящее время в рамках модернизации и развития портовой инфраструктуры для рыбной отрасли предприятием особое внимание уделяется терминалам в портах Корсаков, Петропавловск-Камчатский, Находка, Владивосток, Мурманск, Калининград, Санкт-Петербург, Новороссийск, Махачкала.

О строительстве портовой инфраструктуры в свете происходящих геополитических событий проинформировала эксперт Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при Правительстве РФ Ирина Зинкина. Она рассказала о ходе реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в частности Федерального проекта «Развитие морских портов», включающего 50 мероприятий, 6 из которых уже завершены.

В настоящее время большая часть объектов федерального проекта находится в активной фазе строительства. Освоено 34% от запланированных объемов средств на реализацию федерального проекта в 2018-2024 годах, профинансировано 39%. При этом 89,4% финансирования приходится на внебюджетные средства.

«Для портового строительства на текущем этапе имеется риск по 5 проектам «Росморпорта» и по 4 проектам частных инвесторов. Учитывая оперативный режим работы над выполнением плана-графика реализации Комплексного плана, имеется вероятность корректировок по указанным мероприятиям», – отметила представитель Аналитического центра.

Федеральный проект «Развитие Северного морского пути» включает 27 мероприятий, из которых на данный момент завершено 7. Большая часть мероприятий, так же как и в случае с проектом «Развитие морских портов», находится в активной стадии строительства. Общий объем финансирования проекта за период с 2018 по 2024 год составляет 366,5 млрд рублей. Освоено в настоящий момент 27%, профинансировано 36%. Доля федерального бюджета составляет 63,6%.

«По темпам освоения средств наблюдается отставание от средних значений, что создает риски затягивания сроков освоения годового бюджета на два года при текущих темпах», – сообщила И.Зинкина.

В рамках Комплексного плана запланировано к постройке 50 единиц флота: 17 судов строит Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта, 14 – ФГУП «Росморпорт», 5 – ФГУП «Морспасслужба», 8 – ФГУП «Атомфлот» (5 из них уже простроены), 6 – ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в структуру Госкорпорации «Росатом»).

«Учитывая сложную текущую ситуацию с финансированием, имеются риски для проектов, которые находятся на начальных стадиях строительства. Это касается 9 проектов «Росморпорта» и 3 проектов Дирекции государственного заказчика программ развития морского транспорта по строительству флота», – сказала И. Зинкина.

Развитие инфраструктуры и цифровизации в Арктике

Заместитель генерального директора по развитию ФГУП «Гидрографичес-кое предприятие» Андрей Чумаченко рассказал о перспективных проектах предприятия по развитию инфраструктуры морских портов Арктики (этот функционал предприятие получило после вхождения в структуру Гос-корпорации «Росатом», ответственной за данное направление).

«В текущем году в зоне ответственности предприятия находятся три объекта: продолжение строительства объектов федеральной собственности терминала «Утренний» в Обской губе, продолжение реконструкции морского канала порта Сабетта и создание системы мониторинга гидрометеорологических факторов на морском канале в Обской губе», – поделился информацией А. Чумаченко.

Он сообщил, что в следующем году начнется строительство в рамках сразу пяти портовых инвестпроектов, среди которых угольный терминал на базе Сырадасайского угольного месторождения, нефтяной терминал «Порт бухта Север», универсальный терминал в районе мыса Наглёйнын, грузовой причал геофизического нефтегазоконденсатного месторождения и развитие порта Сабетта, включая создание подходного канала в Обской губе.

Спикер также напомнил, что предприятием запланировано строительство головного гидрографического судна ледового класса. Правда, проект еще не стартовал: пока лишь принято решение о необходимости разработки технического проекта. Конкурсные процедуры по выбору подрядчика на строительство судна запланированы на июнь 2022 года, а окончание строительства – на конец 2025 года.

О цифровых технологиях, которые используются для развития портов и логистики на Дальнем Востоке и в Арктике, рассказал директор Восточного центра государственного планирования ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

Для прогнозирования грузопотока по Северному морскому пути применяется система «Арктик Лабс». Она представляет собой единую статистическую и информационно-аналитическую систему для мониторинга управления социально-экономическим развитием Арктической зоны России. Проект реализуется в соответствии с указом Президента РФ и по заказу Минис-терства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Задача этой системы – стать инструментом государственного, логистического, социального и экономического планирования. Она позволяет строить и просматривать различные сценарии развития региона и логистики.

Система собрана на основе российского программного обеспечения компанией AnyLogic Company, что особенно ценно в сложившихся обстоятельствах. Уже сейчас она охватывает деятельность 13 ключевых проектов (по преимуществу ориентированных на добычу и экспорт энергоносителей), 635 компаний, 107 населенных пунктов, 853 судна (из которых 492 потенциально могут ходить по СМП в будущем), 319 моделей судов (из них 187 с потенциалом арктического использования), 96 морских и наземных маршрутов, 46 портов и 997 причалов, в том числе европейские и азиатские порты, имеющие отношение к функционированию северной магистрали.

В модели «Арктик Лабс» есть шесть разделов: регионы, добыча, транспортная отрасль, судостроение, порты, экология. Параметры системы включают 133 показателя в сумме по всем разделам. В каждом разделе – определенный набор показателей. Например, в части транспорта дается детальная информация по каждому судну или производственному объекту на каждый день расчетного периода, сводные показатели по объектам помесячно, интегральные по перевозкам различных видов грузов по СМП. Результаты экспортируются в базу данных «Арктика» и используются в разных целях: для анализа инвестиционных проектов и программ целевого развития территорий Арктической зоны России, для определения узких мест в инфраструктуре, включая ледокольное обеспечение, для выработки предложений по устойчивому развитию и оценке влияния на экологию региона.

По словам М. Кузнецова, именно сейчас происходит переориентация грузовых потоков, поэтому вырастают требования к качеству логистики и эффективности работы пропускных пунктов и всей инфраструктуры дальневосточных портов. Из-за этого возникает множество вопросов, ответы на которые способна дать система «Арктик Лабс».

В заключение

Участники форума отметили важность принятия обновленной Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, в соответствии с которой основными направлениями развития транспортной системы станут формирование транспортного каркаса, цифровизация отрасли, развитие инфраструктурных проектов. При этом в основу стратегии заложен принцип клиентоцентричности.

В настоящее время Минтрансом России разрабатывается План мероприятий по реализации Транспортной стратегии, который предусматривает отсылку ее целей и задач к реализации соответствующего национального или федерального проекта.

Кроме того, Минтранс и Росморречфлот прорабатывают предложения операторов морских терминалов экономического и нормативно-правового характера по стабилизации работы отрасли в сложившихся политико-экономических условиях.

Морские порты №3(2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты