Безопасность в зоне особого внимания - Морские вести России

Безопасность в зоне особого внимания

12.07.2022

Морские порты

Безопасность в зоне особого внимания

Фото: Порт Туапсе/ФГБУ «АМП Черного моря»

По итогам 2021 года грузооборот морского порта Туапсе составил 24,69 млн тонн, что на 8% меньше по сравнению с предыдущим годом (в 2020 г. – 26,86 млн тонн), из них сухих грузов – 9,5 млн тонн (-5%), наливных – 15,19 млн тонн (-9,9%). Количество судозаходов в порт в 2021 году составило 1495, что меньше по сравнению с 2020-м на 12,5% (в 2020 г. – 1709 судозаходов).

Особенности работы порта в I квартале 2022 года также характеризуются сокращением объема перевозок и уменьшением количества судозаходов. При этом портовые власти обеспечивают безопасность мореплавания и транспортную безопасность в порту в полном объеме.

Игорь Хочолава, капитан морского порта Туапсе ФГБУ «АМП Черного моря»

Особенности 2022 года

Особенности работы порта в условиях санкций характеризуются сокращением перевозок и уменьшением количес-тва судозаходов. Так, в I квартале 2022 года грузооборот снизился на 21%, до 5,05 млн тонн (в I кв. 2021 г. – 6,37 млн тонн), из них сухих грузов – 1,93 млн тонн (-16,3%), наливных – 3,13 млн тонн (-23,1%). Уменьшение грузооборота в текущем году обусловлено сокращением перевалки нефтеналивных грузов, а также уменьшением переработки сухих грузов. В I квартале 2022-го количество судозаходов уменьшилось до 257 с 349 в I квартале 2021-го.

С момента введения западных санкций в отношении России аннулировали судозаходы в порт Туапсе три танкера под флагами Италии, Франции, Антигуа и Барбуда, номинированные ранее под погрузку мазута и дизельного топлива в количестве 90 тыс. тонн. Отгрузка нефтепродуктов через морской терминал ООО «РН-Морской терминал Туапсе» осуществляется по мере наличия зафрахтованного флота.

По другим видам переваливаемых грузов существенных изменений не наблюдается. Более того, расширяется список номенклатуры грузов. При этом следует отметить, что значительно сократились отправки грузов в направлении портов США и стран ЕС.

На новом уровне ответственности

В соответствии с приказом Минтранса России от 24.02.2022 г. №59 «Об изменении уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры» введен повышенный уровень безопасности №2, установленный Правительством РФ.

По поручению руководителя Росморречфлота в конце февраля в порту проведен Координационный совет морского пункта пропуска Туапсе, на котором были рассмотрены вопросы обеспечения транспортной безопасности. Также обсуждалось установление приоритета для товаров народного потребления, включая продукты питания и медикаменты, оборудование, комплектующие и запасные части при таможенном оформлении. Решено совместно подготовить оптимальный вариант взаимодействия государственных контролирующих органов для ускорения процесса обработки морских судов.

В Администрации Туапсинского района 25 февраля совместно с представителями Филиала ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Туапсе, УФСБ, Туапсинского ЛОП, Пограничного управления ФСБ, руководителями предприятий и учреждений г.Туапсе и Туапсинского района прошло совещание по реализации первоочередных мероприятий в связи с проведением РФ специальной военной операции на территории Украины.

Между тем нарушений и проникновений на объекты транспортной инфраструктуры порта с начала 2022 года не зафиксировано.

Проверки судов в настоящее время проводятся в обычном режиме в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных правил. Выбор иностранного судна для проведения инспекции определяется соответственно с его приоритетом, который проверяется в системе BSIS MoU (Black sea information system), проверка судна под российским флагом – соответственно его фактору риска, определяемому в «Информационной системе государственного контроля судов, оперирующих под российским флагом». Для ускорения процесса оформления судов на заход/выход в опытной эксплуатации вводится практика по электронному оформлению.

Профессионально и принципиально

За 2021 год инспекторами ИГПК проинспектировано 221 судно под иностранными флагами, выявлено 748 замечаний, оформлено 16 задержаний; проведено 70 инспекций судов под российским флагом, выявлено 160 замечаний, оформлено 1 задержание судна.

В I квартале 2022 года ИГПК проинспектировано 55 судов под иностранными флагами и выявлено 137 замечаний, из них основные по разделам: спасательные средства – 27,7%, противопожарная безопасность – 25,5%, швартовное оборудование – 9,4%, навигация и безопасность мореплавания – 7,2%.

Кроме того, имелись нарушения по предотвращению загрязнения окружающей среды, по Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года, по грузовым операциям, по аварийным системам. Задержано одно судно под флагом Италии, на котором выявлено 4 замечания, приведших к задержанию: неисправность установки по обработке сточных вод и локальной системы спринклерного водяного пожаротушения; несоответствие системы аварийного освещения мест посадки в шлюпки требованиям СОЛАС-74 и несоответствие уровня охраны судна требованиям кодекса ОСПС.

В I квартале проведено 18 инспекций судов под российским флагом и выявлено 82 замечания, из них основные распределились следующим образом: средства борьбы с пожаром – 17%, спасательные средства – 17%, навигация – 12%, предотвращение загрязнения МАРПОЛ – 6%, пропульсивная установка и вспомогательные механизмы – 3,6%, аварийные системы – 2,4%, судовые – 2,4%. Кроме того, имелись другие нарушения по безопасности мореплавания.

Планы развития: минус один проект

В данный момент развитие инфраструктуры порта в основном идет по намеченным планам. Ведется строительство железнодорожных путей на территории бывшего Туапсинского судоремонтного завода с развитием сопутствующей железнодорожной инфраструктуры необщего пользования АО «Туапсинский морской торговый порт». Работа идет в установленном порядке, без сбоев. Так же по графику ведутся работы по установке 11 швартовных устройств быстрой отдачи на причале №1.

В 2021 году выполнен ряд проектных и научно-исследовательских работ:

– по объекту «Реконструкция (удлинение) Юго-Восточного (Первомайского) волнолома»;

– по математическому моделированию подхода, швартовки, обработки и отхода от зернового причала судов с осадкой до 12,9 м;

– по математическому моделированию подхода, швартовки, обработки и отхода от причалов №10 (глубоководная часть) и №11 судов с осадкой до 12,9 м;

– по математическому моделированию движения судов с проведением швартовных операций у причалов ООО «Туапсинский балкерный терминал» с возможностью постановки к причалу №6А судов размерением 200х32,3 м и осадкой 12 м.

В прошлом году Службой капитана порта рассмотрена Декларация о намерениях инвестирования в строительство объекта «Увеличение пропускной способности глубоководного причала №1 ООО «ПТМКП» в г.Туапсе». Также инвестором выполнены инженерно-геологические изыскания в акватории морского порта на объекте «Реконструкция глубоководного причала №1 ООО «ПТМКП».

В этом году выполнен проект производства работ на капитальный ремонт Западного волнолома и Южного мола.

Заморозки инфраструктурных проектов инвесторами в порту Туапсе практически не произошло, за исключением приостановки работ по объекту «Причал №6Б ООО «Туапсинский балкерный терминал».

Морские порты №4 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты