Наш Терехов - Морские вести России

Наш Терехов

19.07.2022

Морские порты

Наш Терехов

Олегу Анатольевичу Терехову, Почетному работнику морского флота, Почетному работнику транспорта, многодесятилетнему начальнику прославленного Ленинградского морского торгового порта, основателю и бессменному президенту Ассоциации морских торговых портов России, исполнилось 90 лет. Пройден грандиозный жизненный путь: выпускник ЛВИМУ имени адмирала С.О.Макарова, главный диспетчер Мурманского морского торгового порта, главный диспетчер Ленинградского морского торгового порта, начальник этого порта на протяжении двух десятилетий, наконец, президент Ассоциации морских торговых портов на протяжении более трех десятков лет… Каждый из этих этапов заслуживает высокой оценки. Но главным и наиболее трудным этапом в деятельности юбиляра, безусловно, было руководство крупнейшим в стране портом – правофланговым среди шестидесяти пяти морских торговых портов Советского Союза.

Герман Поплавский, Почетный работник Морского флота, профессор, действительный член Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина, доктор искусствоведения

Годы с 1974 по 1993-й, когда О.А.Терехов руководил Ленинградским ордена Ленина морским торговым портом (ЛМТП), – это был период наивысшего подъема морской отрасли и Министерства морского флота СССР, отличавшийся большим трудовым энтузиазмом моряков и портовиков. Это было время мобилизации всех трудовых ресурсов министерства, время творческого подъема, строительства и укрепления экономической мощи страны. И на Ленинградский равнялись все морские торговые порты страны.

Одно только перечисление всех трудовых починов моряков-портовиков займет не одну страницу. Постоянное совершенствование систем нормирования труда, перевыполнение норм выработки (НВ) и единых комплексных норм выработки (ЕКНВ), организация в портах укрупненных комплексных бригад, повсеместное распространение опыта совмещения профессий докеров-механизаторов, организация в портах перегрузочных комплексов, переход на двухуровневую структуру управления перегрузочными процессами, скоростная обработка судов, всесоюзный почин работы портов в оптимальном режиме – огромная работа, теория и практика которой разрабатывались и внедрялись во всех морских портах и которая курировалась непосредственно Министерством морского флота СССР во главе с министром Т.Б. Гуженко в содружестве с ЦЭМИ Академии наук СССР, возглавляемым академиком Н.Т. Федоренко.

Во всех перечисленных работах головным предприятием всегда был ЛМТП, руководимый О.А. Тереховым, который своим энтузиазмом и энергией вовлек в эти научно-производственные процессы талантливых ведущих инженеров порта – главного технолога, заместителя начальника порта по эксплуатации А.П. Биличенко, главного диспетчера В.С. Зданевича, главного инженера Л.С. Оглоблина, затем Ю.Г. Погнаева, начальника планового отдела Н.А. Валькова, позже И.Л. Сапгира, начальника ОТиЗа А.И. Рабокофалюк, начальников грузовых районов Г.С. Порядкова, В.И. Бульбу, А.М. Дерябина и других руководителей эксплуатационно-технологических подразделений. Это были отважные, преданные своему делу люди, влюбленные в свой порт, в свою отрасль, в морской транспорт. И первым среди них был наш Терехов.

Все эти работы были использованы при создании автоматизированной системы управления портом «АСУ-порт», проводимые опять же на базе ЛМТП и созданного вычислительного центра.

Фото. О.А. Терехов на причале Ленинградского морского торгового порта

Фото. Вручение очередного переходящего красного знамении (О.А. Терехов первый слева)

Фото. Поздравление бригады, досрочно выполнившей пятилетний план (О.А. Терехов третий слева)

Одним из важнейших достижений морской отрасли эпохи 70-80-х годов стало создание на базе ЛМТП транспортного узла, объединившего работу моряков, железнодорожников, речников и автомобилистов на основе единого непрерывного плана-графика (НПГРТУ), и межведомственного координационного центра, удостоенного правительственного постановления, а порт – высшей награды – ордена Ленина. Это был апофеоз деятельности ЛМТП под руководством О.А. Терехова. На этом посту при решении задач, поставленных страной перед портовиками, Олегу Анатольевичу неоднократно довелось общаться с Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным.

Разработанное тогда межведомственное «Положение о транспортном узле» – до сих пор пример согласованного сотрудничества транспортников. Их объединяло чувство товарищества и единая цель на благо страны. Вот почему в истории Ленинградского порта, Ленинградского транспортного узла этот период с полным правом можно назвать эпохой Терехова, эпохой совершенствования транспортно-логистических систем и систем автоматизированного управления производством.

Здесь хочется отметить личные качества нашего юбиляра – эффективность и оперативность мышления, быстроту реакций, обаяние, доброжелательность, простоту и высокую культуру общения, редкую дисциплинированность: он всегда на протяжении всей трудовой деятельности в восемь часов утра уже находился на рабочем месте, а в восемь часов вечера – еще на рабочем месте, включая выходные дни. При эмоциональной взрывчатости, свойственной эксплуатационникам, Терехов всегда был сдержан, терпелив, спокоен.

Олега Анатольевича отличает редкая любознательность и в работе, и в жизни. Он всегда интересовался отраслевой наукой, был организатором Учебно-курсового комбината – филиала ГМА им. адмирала С.О. Макарова, где высшее образование получили многие портовики. А сам Олег Анатольевич читал лекции, был доцентом Академии.

Все, кто бывал на отчетных собраниях Ассоциации морских торговых портов, знают, с каким гостеприимством встречает О.А. Терехов своих коллег – членов Ассоциации, какая интересная культурная программа ожидает гостей.

Фото. Вторая конференция Ассоциации советских морских торговых портов

Фото. Петропавловск-Камчатский. Осмотр порта с министром транспорта И.Е. Левитиным (О.А. Терехов третий слева)

Фото. 24 Конференция АСОП. Санкт-Петербург, 30 марта 2011 г.

Не могу не поделиться личными впечатлениями. На протяжении всего этого времени, с 60-х годов, встречаясь, общаясь с Олегом Анатольевичем, вольно или невольно наблюдая за ним, всегда восхищался его колоссальной энергией, оптимизмом, трудолюбием, любознательностью, простотой в общении. Он всегда в строю, в работе, в действии, он умеет работать, умеет организовать, всегда умел быть лидером без всякой показной занятости, столь свойственной иным начальникам.

Однажды зайдя к нему в кабинет и увидев совершенно пустой стол, я пошутил: «Олег Анатольевич, как же вы руководите, у вас на столе ни одной бумаги?» Он быстро нашелся: «Так ты же в своей статье в трудах Ленморниипроекта (он успевал следить даже за этим) написал, что в новых структурах управления надо делегировать функции начальника, вот я и делегировал замам свои функции…»

И уже недавно я, как-то улучив его добродушное настроение, заметил: «Олег Анатольевич, как же так, вы 20 лет начальник порта, 30 лет президент Ассоциации, а у вас нет ни особняка, ни дачи, ни личной машины?..»

Он весело посмотрел на меня и сказал: «Ты помнишь, какую песню любил петь маленький Ленин?

Богачу-дураку
И с казной не спится.
Бедняк гол как сокол:
Поет, веселится…

Зато посмотри, сколько у меня друзей», – закончил он.

Наш Терехов всегда в строю, всегда в ногу со временем, с развитием транспортной отрасли, совершенствованием и модернизацией морских портов – транспортных узлов.

Хочется пожелать Олегу Анатольевичу здоровья, сил, бодрости и радос-ти жизни. Мы его любим, ценим и поздравляем с юбилеем!

Морские порты №4 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты