Порт Новороссийск принимает новые грузопотоки и усиливает контроль - Морские вести России

Порт Новороссийск принимает новые грузопотоки и усиливает контроль

22.07.2022

Морские порты

Порт Новороссийск принимает новые грузопотоки и усиливает контроль

Фото: ФГБУ «АМП черного моря»

Изменение логистики международных перевозок и маршрутов доставки грузов, вызванное незаконными санкциями Запада против России, привело к почти 8-процентному росту грузооборота порта Новороссийск по итогам 5 месяцев текущего года. При этом существенно выросли объемы перевалки нефти и нефтепродуктов, зерна, руды и прочих навалочных грузов и заметно снизились – контейнеров, удобрений и черных металлов. Также выросло число судозаходов, несмотря на то что многие морские перевозчики (флаги) ушли из порта, их заменили другие. Впрочем, на качество проверок это не повлияло, наоборот, Служба капитана порта усилила контроль за судами одновременно с принятием дополнительных мер обеспечения транспортной безопасности.

Станислав Урюпин, капитан морского порта Новороссийск ФГБУ «АМП Черного моря»

Наплыв грузов

Грузооборот порта Новороссийск по итогам января-мая 2022 года вырос на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 64,1 млн тонн. Увеличение произошло за счет прироста объемов перевалки нефти на 12%, до 37,1 млн тонн, нефтепродуктов – на 10%, до 8,35 млн тонн, зерна – на 4%, до 5,57 млн тонн, руды – на 6,3%, до 1,7 млн тонн, цветных металлов – на 5,3%, до 405,1 тыс. тонн, прочих навалочных – на 16,3%, до 1,6 млн тонн. Снизились объемы перевалки грузов в контейнерах на 7,6%, до 4,04 млн тонн, черных металлов – на 17,3%, до 2,9 млн тонн, химических удобрений – на 15,6%, до 401,2 тыс. тонн, пищевых наливом – на 18,8%, до 176,3 тыс. тонн.

За 5 месяцев текущего года увеличились отгрузки нефти и нефтепродуктов в Индию (на 2,2 млн тонн), Италию (на 2,2 млн тонн), Южную Корею (на 1,4 млн тонн), Болгарию (на 1 млн тонн), Румынию (на 600 тыс. тонн), Великобританию (на 600 тыс. тонн), Словению (на 380 тыс. тонн), Сингапур (на 265 тыс. тонн); выросли поставки зерна в Иран (на 1 млн тонн), Турцию (на 800 тыс. тонн), Ливию (на 200 тыс. тонн); грузопоток химичес-ких удобрений открыл новые направления – в Индонезию и Таиланд.

Количество судозаходов в порт за 5 месяцев выросло на 29 по сравнению с таким же периодом прошлого года и составило 2161 судозаход. Несмотря на то что ряд крупных морских перевозчиков (флагов) ушел из порта и с российского рынка перевозок, их заменили другие, под флагами других стран.

Так, в 2022 году не было заходов судов под флагами Бермудов, Джерси, Доминики, Сейшел, Сирии, Таиланда, Китая, Люксембурга, Германии, Украины, Франции. В два с лишним раза снизились заходы судов под флагами Антигуа, Багам, Гонконга, Дании, Италии, Португалии, Турции. Зато увеличились судозаходы под флагами Белиза, Вануату, Камеруна, Либерии, Палау, России, Танзании. Впервые в этом году зарегистрированы заходы судов под флагами Бельгии (1 судно), Болгарии (4), Вьетнама (1), Гондураса (2), Марокко (2).

Тщательный подход

Несмотря на рост количества судозаходов в порт, число осмотров судов инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана порта сократилось с 671 до 646. Это связано прежде всего с уменьшением заходов судов под иностранными флагами и увеличением заходов судов под флагом РФ, а также с повышением качества осмотров, более тщательными осмотрами судов.

Инспекторами ИГПК в январе-мае 2022 года проведено 102 осмотра судов под флагом РФ, что на 17 больше, чем за аналогичный период прошлого года, контрольных осмотров – 118, на 45 больше. При осмотрах выявлено 639 недостатков, на 172 больше. Задержаний судов под российским флагом не было.

Основные несоответствия касались таких положений, как средства навигации и оборудование (19,9%), условия жизни и труда (18%), спасательные средства (17,8%), пропульсивная установка и вспомогательные механизмы (9,86%), средства борьбы с пожаром (5,32%), водонепроницаемость/герметичность (5,95%), аварийные системы (4,38%) и другие.

Осмотров судов под иностранными флагами за январь-май 2022 года проведено 544, на 42 меньше, чем за такой же период прошлого года. При этом количество замечаний составило 2527, на 271 меньше, количество задержаний – 27, на 17 меньше. По типам судов выросло число проверок сухогрузов под иностранными флагами со 125 в прошлом году до 134 в текущем, снизилось число проверок танкеров со 191 до 180, балкеров – со 183 до 175, судов ро-ро – с 26 до 18.

Основные несоответствия относятся к следующим категориям замечаний: охрана здоровья и соцзащита (21,6%), спасательные средства (15,9%), безопасность мореплавания (14,84%), главные и вспомогательные механизмы (11,28%), противопожарное оборудование (6,93%), аварийное оборудование (6,81%), водонепроницаемость конструкций (5,94%), состояние конструкций (1,98%) и другие.

Экология под защитой

Ответственность за обеспечение технологической защищенности и аварийно-спасательной готовности для компенсации риск-факторов аварийных происшествий с загрязнением моря нефтью и нефтепродуктами возлагается на предприятия портового комплекса – нефтяные терминалы и бункерные компании. Также установлены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти, детализированы требования к содержанию и введению в действие планов ЛРН, назначены уполномоченные федеральные органы, выдающие заключения о готовности к этим действиям, установлен порядок привлечения дополнительных сил.

К настоящему времени риск-пул предприятий Новороссийского портового комплекса представлен нефтяными терминалами ПАО «НМТП» и АО «КТК-Р». Бункеровочную деятельность осуществляют 11 бункерных компаний, в распоряжении которых порядка 23 судов-бункеровщиков. Отгрузка бункерного топлива на бункеровщики происходит на нефтебазах ООО «Новороссийский топливный терминал», ООО «Новороссийский нефтеналивной комплекс», АЧФ ФГБУ «Морспасслужба».

Все перечисленные организации осуществляют деятельность при наличии утвержденных планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Состояние работоспособности персонала и технических средств ЛРН поддерживается отработкой планов-графиков «УТЗ». Обеспечение промышленной безопасности в части предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предусмотрено составом профессиональных аварийно-спасательных формирований (АСФ), развернутых на базе АЧФ ФГБУ «Морспасслужба», ООО «Транснефть-Сервис», ООО «Акваспас», ООО «Экспресс-Сервис», ООО «Контур СПБ», а также нештатными АСФ на базе ПАО «НМТП» и АО «Флот НМТП».

Статистика аварийных происшес-твий, связанных с загрязнением моря нефтью с судов и нефтяных терминалов, в порту Новороссийск на протяжении последних лет удерживается на уровне нулевых или единичных случаев с оперативным реагированием на происшествие.

Так, например, 7 августа 2021 года в результате аварийной разгерметизации трубопроводной системы узла гидрокомпенсатора на выносном причальном устройстве морского терминала АО «КТК-Р» и разлива сырой нефти в море была проведена аварийная остановка погрузки танкера Minerva Symphony.

По факту разлива нефти выполнены мероприятия, предусмотренные объектовым планом ЛРН морского терминала АО «КТК-Р», направленные на локализацию нефтяного пятна и последующий сбор нефти с участием четырех мобильных нефтесборных ордеров из состава ПАСФ ООО «Транснефть-Сервис». В совокупности эффективность мер аварийного реагирования операции ЛРН и действия персонала спасателей признаны удов-летворительными, что подтверждено средствами объективного контроля.

Нужно отметить, что всего за 2021 год в порту безаварийно проведено 2200 бункеровочных операций с общим объемом переданного топлива 1,08 млн тонн.

В 2022 году, 12 мая, по вине бункеруемого судна Haci Ali Sari имел мес-то инцидент с переливом топлива и растеканием мазута по палубе без загрязнения моря. Все мероприятия по устранению последствий аварийной ситуации выполнены в рамках судового плана по борьбе с ЧС – SOPEP (Shipboard Pollution Emergency Plan).

Повышенное внимание к транспортной безопасности

Службой капитана порта в полном объеме реализуются функции, связанные с обеспечением транспортной безопасности в порту, предупреждением и пресечением незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта.

Проведены: оценка уязвимости акватории морского порта Новороссийск; разработан и реализован План обеспечения транспортной безопасности акватории порта; сформированы организационно-штатная и управленческая структуры сил обеспечения транспортной безопасности акватории; подготовлены, аттестованы и назначены ответственные лица за обеспечение транспортной безопасности и за охрану портового средства; проведена проверка и обучение состава сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

На текущий момент сформирован пункт управления обеспечением транспортной безопасности акватории морского порта, проведено его оснащение инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) и дооснащение, оборудование средствами связи, офисной техникой, автоматическим телефонным оповещением, а также оснащено АРМ дежурного информационными системами для идентификации судов и контроля обстановки в порту.

Организационно-распорядитель-ными документами капитана порта установлены границы зоны транспортной безопасности, реализованы: порядок информирования, положения пропускного и внутриобъектового режимов, порядок функционирования ИТСОТБ акватории порта, действий при установлении повышенных уровней безопасности, доступа к информации с технических средств.

Практически осуществляются: контроль обстановки в морском порту в круглосуточном и непрерывном режиме, мониторинг обеспечения уровней безопасности, реагирование на приз-наки угроз безопасности. По фактам нарушений требований транспортной безопасности во взаимодействии с территориальными подразделениями ФТС, ФСБ, МВД, МЧС и МО РФ проводятся необходимые мероприятия по транспортной безопасности, на регулярной основе проходят учения и тренировки реагирования на акты незаконного вмешательства.

Морские порты №5 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты