Вызовы времени для порта Таганрог - Морские вести России

Вызовы времени для порта Таганрог

24.08.2022

Морские порты

Вызовы времени для порта Таганрог

Фото: ФГБУ «АМП Азовского моря»

Таганрог – один из старейших портов на юге России в бассейне Азовского моря. Своим рождением порт обязан императору Петру I, 350-летнюю годовщину со дня рождения которого город и страна отметили 9 июня. За свою богатую историю город-порт переживал как периоды полного упадка и разрушения, так и бурного развития и процветания.

В последние годы грузооборот порта стабилен, но в связи с началом Россией военной спецоперации по защите народа Донбасса от украинского неонацистского режима и введением Западом в отношении нашей страны жестких экономических санкций грузооборот существенно снизился. Однако запланированные инфраструктурные проекты в порту по-прежнему реализуются, транспортные компании ищут новые рынки сбыта экспортной продукции и новые логистические маршруты ее доставки. Служба капитана порта реализует контрольные и надзорные функции в полном объеме, особое внимание уделяя обеспечению транспортной безопасности.

Василий Яранцев, капитан морского порта Таганрог ФГБУ «АМП Азовского моря»

Через пандемию и спецоперацию

В 2020-2021 годах мировую экономику сотрясали последствия пандемии коронавируса COVID-19, что не могло не сказаться и на работе порта Таганрог. Тем не менее, оба пандемийных года порт завершил со своими обычными показателями грузооборота, которые составляют около 3 млн тонн (2020 г. – 2,93 млн тонн, 2021 г. – 2,91 млн тонн).

Сейчас уже можно сказать, что строгость и последовательность мер по предотвращению распространения коронавируса обеспечили непрерывность производственных процессов.

Несмотря на то что номенклатура грузов в порту устоявшаяся – основное место в ней занимают зерновые грузы, уголь и нефтепродукты, – в прошлом году порт осуществлял отгрузку в Мурманск частей ветровых электростанций, завод по производству которых начал работать в Таганроге.

Это потребовало реконструкции одного из причалов для обеспечения обработки крупногабаритных тяжеловесных грузов (КТГ), чем воспользовались и другие отправители. На внутренние водные пути были отправлены части оборудования нефтеперерабатывающего завода, доставленные в порт на колесных платформах.

В текущем году в связи с временным запретом судоходства в Азовском море вследствие начала военной спецоперации России на Украине грузооборот порта резко упал. Это видно по показателям грузооборота в марте (табл. 1).

Табл. 1. Грузооборот морского порта Таганрог за январь-март 2020-2022 гг., тыс. тонн

Месяц

Грузооборот

2020

2021

2022

Январь

249,9

297,3

213,1

Февраль

238,8

225,8

189,7

Март

291,4

267,3

35,9

ИТОГО:

780,1

790,4

438,7

Сегодня ситуация постепенно выправляется, выстраиваются новые логистические цепочки, переориентируются грузовые потоки. Вместе с тем, необходимо отметить, что ранее основной грузопоток из Таганрога был направлен в страны Восточного Средиземноморья и Северной Африки, которые не присоединились к санкциям Запада в отношении российских товаров и судов. Поэтому запрет на заход в порты стран Евросоюза не особо сказывается на судах, традиционно оперирующих в данном регионе.

На фоне санкций резко возросло количество судов назначением на Турцию.

В режиме усиленной транспортной безопасности

Работа в условиях территориальной близости к военным действиям предъявляет повышенные требования к обеспечению транспортной безопасности.

В этих целях Службой капитана порта Таганрог приняты дополнительные меры, направленные на организацию устойчивой связи с объектами транспортной инфраструктуры и транспортными средствами, с которыми имеется технологическое взаимодействие. Осуществляется постоянное наблюдение за всеми судами, находящимися в акватории морского порта. С территориальными подразделениями МВД и ФСБ в рамках компетенций установлено тесное взаимодействие по выполнению повседневных задач.

Нельзя забывать и о непосредственных обязанностях Службы по обеспечению безопасности мореплавания и соблюдению судами конвенционных требований.

Безопасность не должна становиться заложником политической конъюнктуры. Между тем односторонним решением 55-го заседания Комитета Парижского меморандума о взаимопонимании по портовому контролю приостановлено членство Российской Федерации в работе этой организации.

Следует понимать, что процедуры региональных соглашений по портовому контролю призваны лишь гармонизировать инспектирование судов в портах входящих в них стран в отношении периодичности, объема и качества таких проверок. Основой контроля судов государством порта являются требования самих международных конвенций, что обеспечивает наше право проводить инспекции без оглядки на чьи-то желания.

В порту Таганрог проверка судов проводится опытными и профессиональными инспекторами, которые регулярно проходят дополнительную профессиональную подготовку в отраслевых учебных заведениях. В результате планомерной работы в порту значительно снизилось количество задерживаемых судов. Большинство заходящих судов соответствует всем требованиям безопасности мореплавания и защиты окружающей среды.

Так, в 2021 году было проинспектировано 93 судна, из них 18 под иностранными флагами. В ходе осмотров выявлено 353 несоответствия применимым требованиям, задержаний судов не было. В основном недостатки выявлялись в отношении аварийно-спасательных средств, систем навигации, условий труда и обитаемости.

В первом квартале 2022 года проведено 19 инспекций судов.

Актуальные планы развития

Несмотря на временные трудности в экономике региона и страны, связанные с санкционной политикой Запада в 2022 году, порт планирует и дальше развиваться и реализовывать инфраструктурные проекты.

На сегодня актуальными остаются планы по достройке причалов на основе существующих защитных сооружений (молов). В настоящее время проект постройки двух причалов на основе Северного мола проходит государственную экспертизу.

Еще одним перспективным направлением является развитие круизного судоходства. Осенью 2020 года порт уже несколько раз принимал новейший круизный теплоход «Мустай Карим». Обслуживать судно пришлось на единственном грузо-пассажирском причале, что не добавляло туристам ни эстетики, ни удобства.

В этом году должно завершиться строительство нового специализированного пассажирского причала, что, несомненно, повысит привлекательность города как набирающего популярность туристического центра.

Морские порты №5 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты