Все дело в таре - Морские вести России

Все дело в таре

24.11.2022

Морские порты

Все дело в таре

Фото: Полимерные эластичные резервуары из термополиуретана в форме подушек/ООО «НПФ «Политехника»

Морские порты России традиционно не имеют специализированных терминалов по перевалке жидких химических грузов. Ранее основной их объем переправлялся через порты Прибалтики и Украины, что на сегодня стало проблематичным и остро поставило вопрос о скорейшей переориентации этих грузов на российские порты. Но, поскольку быстро построить соответствующую инфраструктуру не представляется возможным, актуальными становятся временные решения, которые заключаются в контейнеризации грузов, применении мягких и жестких резервуаров (флекситанков и танк-контейнеров), комбинации стандартных контейнеров и резервуаров различных типов и т.д. В предлагаемой статье рассказывается об использовании этих решений для хранения и перевалки нефтепродуктов, жидких химических и пищевых грузов, а также для других целей в морских портах, приводятся примеры применения оборудования.

Полимерные эластичные резервуары

Для хранения и перевалки жидкой химии, нефти, нефтепродуктов, технической и питьевой воды в морских портах могут применяться полимерные эластичные резервуары (ПЭР). Одна из компаний – ООО «НПФ «Политехника» – более 30 лет производит и поставляет разным отраслям промышленности технологические решения на основе эластичных резервуаров для транспортировки и хранения жидкостей емкостью до 25000 м3.

ПЭР представляют собой резервуары подушечной формы объемом до 300 м3, они отличаются компактнос-тью и удобством транспортировки. Немаловажно, что ПЭР не требуют обустройства фундамента – их можно размещать на неподготовленных поверхностях: грунте, снеге.

ПЭР-Н изготавливаются из термополиуретана (ТПУ) – одного из самых востребованных композитных эластомеров в мире. Он применяется во многих отраслях промышленности благодаря своим физико-химическим свойствам: износостойкости, морозостойкости, эластичности, устойчи­вости к воздействию нефтепродуктов. Морозостойкость ТПУ принципиальна для районов с низкими отрицательными температурами: использование этого материала в составе ПЭР-Н позволяет сохранять их элас­тичность при температуре до -60°С.

Удобство транспортировки, быстрота монтажа и низкая стоимость организации полевых складов по технологии ООО «НПФ «Политехника» без преувеличения осуществили технологический прорыв при освоении Таймыра, Ямала, Якутии. Полевые склады ГСМ и нефти успешно эксплуатируются на объектах ПАО «Газпром нефть», АО «ННК», ПАО «НК «Роснефть», ТД «Полиметалл», ПАО «Норникель», ООО «Реском-Тюмень» и других компаний.

Применение ПЭР ООО «НПФ «Политехника» позволяет значительно сэкономить затраты и время на транспортировку и хранение топлива. Весь склад горючего размещается в 20-футовом контейнере и доставляется на одном судне, а разгрузка оборудования занимает всего несколько часов. Кроме того, учитывая сложную логистическую составляющую и сжатые сроки по началу производства работ, применение ПЭР позволяет сократить расходы и начать реализацию проектов с опережением сроков.

Следует отметить, что за время своей работы компания освоила в серийном производстве различные модификации ПЭР для нефти и нефтепродуктов, для нужд предприятий разных отраслей. В портфеле компании более 300 реализованных проектов. Производственные мощности и технологическая база позволяют изготавливать вкладные резервуары для нефтеналивных судов по спецзаказам по ТЗ заказчика, газгольдеры-рекуператоры подушечные и купольные для исключения потерь легких фракций углеводородов при больших и малых дыханий резервуарных парков и нефтеналивных терминалов и другие виды продукции.

Водоналивные дамбы и плавающие резервуары

С целью устранения рисков угроз природного характера и минимизации последствий возможных ЧС ООО «НПФ «Политехника» предлагает собственные научные разработки и технологические решения.

Для защиты портовой инфраструктуры от затоплений применяются водоналивные рукавные противопаводковые дамбы. Водоналивная дамба представляет собой замкнутый рукав с внешней оболочкой из синтетической ткани, оснащенный сливо-наливными отводами и соединительными муфтами для подключения насоса или мотопомпы.

Помимо защиты от паводков, водоналивные дамбы также применяются для осушения участков дна для строительства и ремонта гидротехнических сооружений (ГТС) и обслуживания подводных участков магистральных трубопроводов.

Для устранения аварийных разливов можно применять эластичные плавающие резервуары. Компактные и простые в применении, они позволяют осуществлять сбор, хранение и транспортировку нефтяных загрязнений на воде.

Флекситанки

В последние годы для перевозки и хранения жидкой химической и другой продукции получили распространение мягкие резервуары – флекситанки. ООО «НПФ «Политехника» предлагает заказчикам ПЭР-20НК – стандартный 20-футовый контейнер с размещенным внутри флекситанком.

Флекситанки имеют все необходимое оборудование, требующееся при перевозке, хранении и выдаче разных типов грузов. Широкий спектр переходников и насадок позволяет погрузить и выгрузить практически любой наливной груз.

ООО «НПФ «Политехника» производит многоразовые флекситанки. Производственные цеха компании находятся в г.Сергиевом Посаде и ПГТ Редкино Тверской области. Компания располагает 9000 м2 производственных площадей и складов, а также высокотехнологичным оборудованием.

ПЭР-20НК могут служить альтернативой традиционным цистернам, бочкам и танк-контейнерам. Их неоспоримыми преимуществами являются малый вес и габариты, которые позволяют переоборудовать контейнеры под флекситанки в полевых условиях. Под флекситанки можно использовать б/у контейнеры, а в одном флекситанке можно перевозить на 40% больше продукта, чем в бочках, что дает возможность экономить средства.

Еще одним преимуществом флекситанка является удобство эксплуатации: транспортировка жидкости происходит без промежуточных разгрузок и потерь продукта; употребление специальной пломбы и ее целостность упрощают складской учет и сохранность продукта; во флекситанках возможно перевозить и хранить широкий диапазон жидкостей: воду, нефть, дизельное топливо, жидкие минеральные удоб-рения, пищевую продукцию.

Кроме того, флекситанки прочно защищены от внешних воздействий оболочкой контейнера, что позволяет ставить контейнеры друг на друга при транспортировке и размещении на площадке.

Новые разработки ООО «НПФ «Политехника» – морским портам

Игорь Барышев, научный руководитель ООО «НПФ «Политехника»

– С 2021 года по поручению Минпромторга России ООО «НПФ «Политехника» осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по современным технологиям в рамках реализации инновационного проекта «Морские боны на основе синтетических и резинотехнических материалов» подпрограммы «Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

В рамках НИОКР компания разрабатывает два вида боновых заграждений:

– морские боны постоянной плавучести (ППБ) для временного использования на промышленных площадках, реках, в гаванях и других тихих водах, береговой зоне;

– тяжелые морские боны (ТМБ) для эксплуатации в сложных условиях, в том числе в арктическом климате, предназначенные как для реагирования на разливы нефти в открытом море и портах, так и для стационарной установки в акваториях нефтяных терминалов и электростанций. ТМБ защищены от морского обрастания и устойчивы к ультрафиолетовому излучению.

Боновые заграждения позволяют ограничить возможную зону разлива нефти в акваториях портов, в открытом море, на реках и тем самым предотвратить загрязнения окружающей среды в случае аварии. Также бонами ограждают нефтеналивные танкеры во время проведения грузовых операций.

Боны изготавливаются из специального высокопрочного материала, что делает их устойчивыми к воздействию кислот, щелочей, нефти и нефтепродуктов, морской соли, солнечных лучей, микроорганизмов и перепадам температур. Материал для бонов обладает высокой износостойкостью (служит многие годы), гибкостью (позволяет выдерживать волновые нагрузки без повреждения и придает высокую плавучесть на водной поверхности).

На сегодняшний день успешно проведены предварительные испытания опытных образцов заградительных бонов ООО «НПФ «Политехника». Делегации отраслевых компаний положительно оценили результаты проведенных работ. Впереди – контрольные испытания бонов в морской среде. Серийный выпуск продукции намечен на середину 2023 года.

Морские порты №6 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты