Весна 2013. Местами штормило - Морские вести России

Весна 2013. Местами штормило

03.01.2014

Морской транспорт

Весна 2013. Местами штормило

Усилия экономической науки в разгадывании механизма функционирования мировой экономики приносят определенные практические успехи. Применение научного знания к загадкам экономических кризисов приводит к известному смягчению наиболее острых фаз кризисного цикла. Но, похоже, в то же время ведёт к растягиванию цикла, к увеличению его продолжительности, поскольку накопленные в межкризисный период структурные противоречия не находят быстрого, но разрушительного разрешения. Мировой ВВП показывает незначительный рост на уровне 2-3%. Топчется на месте американская экономика, а экономика Европы – даже в минусе. Относительно удовлетворительными темпами развиваются лишь Китай и Индия.

В. Владимиров, обозреватель «МФ»

 

Стабильно низкий уровень фрахтов

Мировая торговля в целом показывает незначительный рост на уровне 1-2%, что вполне укладывается в пределы статистической погрешности. Но глобальные территориальные рокировки между экспортёрами железной руды, угля и зерна увеличивают дальность перевозок. Объём тонно-мильной продукции растёт и, соответственно, растёт спрос на тоннаж при неизменных объёмах экспорта.

По оценке специалистов, в течение 2013 г. будет введено в эксплуатацию 60-70 млн двт балкерного флота, а списано на слом 30-35 млн двт. Это означает рост балкерного флота на 7-8%, что далеко не полностью перекрывается ростом спроса на тоннаж.

Вялотекущий процесс в мировой экономике отражается на фрахтовом рынке и на фоне сохраняющегося переизбытка тоннажа поддерживает стабильно низкий уровень фрахтов, прерываемый порой локальными, кратковременными скачками конъюнктуры. Как это случилось в секции «панамаксов», где фрахты в марте почти удвоились. А надежды на некоторое оживление мирового фрахтового рынка относятся экспертами на 2014 год.

 

Падение спроса на магистральные перевозки сырой нефти

Фрахтовый рынок балкерного тоннажа развивался по тоннажным группам в разных направлениях. Секция «кейпсайзов» (80-150 тыс. двт) испытала в марте разорительный провал вследствие сокращения экспорта руды из Бразилии. Причина в том, что в бразильских портах скопилось и простаивало огромное количество рудовозов. Кроме того, сократились отгрузки руды и угля из Австралии вследствие неблагоприятных погодных условий. В результате суточная выручка балкеров этого размера упала с $7700 в феврале до $5500 в марте и восстановилась до февральского уровня только в мае.

И наоборот значительное увеличение экспорта соя-бобов из Южной Америки в Китай и экспорта стали из ЮВА в США, а также рост перевозок минеральных удобрений, железной руды и угля в пределах Тихоокеанского региона поддержали секцию «панамаксов» (50-80000 двт) и «супрамаксов» (35-50000 двт). Выручка «панамаксов» выросла до $9100 в марте против $6100 в феврале и снизилась в мае до февральского уровня. Выручка «супрамаксов» выросла к марту до $9400 против $7100 в феврале и сохранялась на этом уровне вплоть до мая.

Фрахтовый рынок «хендисайзов» (10-35000 двт) оставался относительно стабильным, поднявшись с $6400 суточной выручки до $7400/8100 в течение марта-мая.

Поштучные ставки фрахта на перевозку контейнеров на направлении Азия – Европа имели понижательную тенденцию вследствие уменьшения грузопотока с одной стороны и роста предложения контейнеровозного тоннажа с другой. Контейнерный грузопоток на направлении ЮВА – США, наоборот, несколько возрос, что позволило ставкам фрахта на перевозку контейнеров на этом направлении удерживаться на прежнем уровне даже в условиях увеличения предложения тоннажа.

Фрахтовый рынок контейнерного тоннажа находился в спокойном состоянии. Среднесуточная выручка контейнеровозов в течение всего периода сохранялась на относительно стабильном уровне и составляла в долларах:

-         по контейнеровозу 1000 TEU – $5500/5600;

-         по контейнеровозу 1700 TEU – $6800;

-         по контейнеровозу 3000 TEU – $7200;

-         по контейнеровозу 4500 TEU – $9300.

Фрахтовый рынок танкерного тоннажа развивался по тоннажным группам самым разнообразным образом в зависимости от воздействия кратковременных факторов сугубо конъюнктурного характера. Однако один фактор среди многих имеет фундаментальный, неконъюнктурный характер. Это добыча сланцевой нефти в США, которая растёт ударными темпами. За прошлый год добыча выросла на 20%.

Сообразно росту внутренней добычи США сокращают импорт сырой нефти. Объём перевозок нефти падает прежде всего из стран Ближнего Востока. Это особенно задело Саудовскую Аравию, которая не смогла компенсировать частичную потерю американского рынка увеличением экспорта на рынки ЮВА.

Уменьшение спроса на магистральные перевозки сырой нефти сопровождалось введением в эксплуатацию нового танкерного тоннажа, хотя и пониженными темпами, на уровне 6% в год. Такое сочетание не могло обещать судовладельцам на фрахтовом рынке ничего хорошего. Коэффициент использования флота сполз до 82%, а это означает, что уровень фрахтов опустился до уровня эксплуатационных издержек.

 

Наименьшие потрясения – в группе «афрамаксов»

Группа самых крупных танкеров VLCC (200-310 000 двт) по суточной выручке скатилась с $4600 в марте до $3300 в апреле. Но тут спасительную помощь оказали новые нефтеперегонные мощности, запущенные в ЮВА. Потребность в сырой нефти выросла, и это привело к резкому скачку среднего уровня выручки до $12 200, а в отдельных случаях даже до $20 000 в сутки.

Оживление перевозок из портов Мексиканского залива и Западной Африки поддерживало удовлетворительный спрос на тоннаж группы «суэцмаксов (110-200 000 двт). Их суточная выручка поднялась с $8100 в феврале до 14 000 в марте-апреле, но в мае снизилась до $11 800.

Наименьшие потрясения испытала группа «афрамаксов» (50-110 000 двт) – основная группа Совкомфлота. По уровню суточной выручки эта группа повысила свои показатели с $12 800 в феврале до $14 900. Последний показатель удерживался до конца периода.

Подвижки в нефтедобыче США оказали влияние на производство и экспорт нефтепродуктов, который с 2007 г. удвоился. Увеличился завоз нефтепродуктов в страны Азии, Латинской Америки и Африки. Введены новые мощности по перегону нефти. Всё это повысило спрос на тоннаж танкеров-продуктовозов. Но к маю ажиотаж на рынке нефтепродуктов утих, и это сказалось на конъюнктуре фрахтового рынка танкеров-продуктовозов.

Уровень фрахтов в группе LR2 Clean (50-110 000 двт) повысился с февральских $10 300 в показателях суточной выручки до $17 400 в марте, $19 200 в апреле, но не удержался и съехал в мае до $12 000.

Аналогичная динамика наблюдалась в группе LR1 Clean (30-50 000 двт): $14 100 в феврале, $25 300 в марте, $23 700 в апреле и $15 300 в мае.

Группа MR Clean (3000 двт и менее) имела такую же динамику и вышла со следующими показателями: $18 000 – февраль, $20 500 – март, $21 800 – апрель и $17 200 – май.

Отдельные технические неполадки с поставками газа, например утечка газа из газопровода в Нигерии, в целом не поколебали мировую систему экспорта и перевозок ЛНГ. Фрахтовый рынок газовозного тоннажа находился в состоянии относительного равновесия, в силу чего уровень ставок фрахта оставался стабильным.

Стандартный газовоз на 155 000 кбм в марте по текущим ставкам фрахта зарабатывал в сутки в марте $98 000, и в апреле-мае – $90 000.

 

Морской флот №3 (2013)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России