MSC: как стать второй и остаться семейной компанией - Морские вести России

MSC: как стать второй и остаться семейной компанией

02.03.2016

Морской транспорт

MSC: как стать второй и остаться семейной компанией

Журнал «МФ» продолжает цикл статей, посвященных крупнейшим в мире судоходным компаниям. Сегодня наш рассказ о компании MSC.

В начале нулевых судоходная компания Mediterranean Shipping Company утвердилась в качестве одного из крупнейших мировых контейнерных перевозчиков. Для грузовой компании, едва отметившей свое 30-летие, это небывалый успех. Один из секретов ее основателя Джанлуиджи Апонте – умение предвидеть ближайшее будущее и попадать точно в струю. Он вовремя отметил грядущий бум азиатской промышленности, равно как растущий спрос на контейнерные перевозки. Он покупал суда, которые другие компании отправляли на металлолом.

Несмотря на масштабы бизнеса, MSC остается закрытой компанией, руководство которой по-прежнему сосредоточено в руках семьи Апонте. В кризис это оказалось бонусом: перевозчик не был перегружен банковскими кредитами и не так сильно страдал от зигзагов на фондовом рынке.

Александра Васильцева, наш спецкор

 

Недолгая история

История Mediterranean Shipping Company (MSC) непродолжительна – компания была основана в 1970 году. Итальянец Джанлуиджи Апонте, живущий в Женеве, заняв $5000, приобрел пятнадцатилетнее судно «Патриция», ранее ходившее под немецким флагом, общей вместимостью 1750 тонн. Вскоре добавилась «Рафаэлла» водоизмещением 2696 тонн. Оба судна были зарегистрированы в африканском государстве Либерия. Они стали перевозить грузы между Средиземноморьем и Сомали.

В 1977 году MSC приобрела другие суда и расширила географию перевозок до Северной Европы, Южной Африки и Индийского океана. Основной стратегией являлась покупка подержанных судов. Это позволяло компании получать прибыль даже при низких фрахтовых ставках, убыточных для основных конкурентов.

Крупной удачей Джанлуиджи Апонте стало приобретение судна Jade. Предыдущий владелец – SAF Marine Ship – продал его на металлолом из-за проблем с двигателем и других неремонтируемых повреждений. Однако в MSC сумели восстановить пароход и, к удивлению конкурентов, он еще долго плавал в разных частях света.

Изначально компания покупала многоцелевые суда, а затем сосредоточилась на контейнеровозах. Особенно важным это направление стало во второй половине 80-х, когда активно заработали линии между Европой и восточным побережьем США.

В 1994-м MSC впервые заказала новое судно, которое сошло со стапелей в 1996 году. А настоящий всплеск произошел в нулевые. Если в 2000-м у компании было менее 150 судов общей емкостью немногим более 250 тыс. TEU, то в 2011-м их число достигло 462, а общая емкость составляла 2,1 млн TEU. Причиной сосредоточения компании на контейнеровозах стал стремительно растущий спрос на контейнерные перевозки. Общий объем их в период с 2000 по кризисный 2008 год вырос более чем вдвое.

Успешным оказалось и то, что MSC сделала ставку на азиатское направление: Китай, Сингапур, Гонконг и другие промышленные центры. Так, в конце 2004 года появилась еженедельная линия, соединяющая Гонконг с портами Мексики, в конце 2005-го – Шанхай с портами Индии, Пакистана и Персидского залива, кроме того, много внимания уделялось перевозкам между Китаем и США.

В середине 2006 года MSC совершила еще одну удачную сделку: купила у мирового лидера Maersk пять контейнеровозов. Суда были построены в 2001 году, создание каждого обошлось в $33 млн. В 2005 году Maersk поглотила их владельца – компанию P&O Nedlloyd. Однако из-за проблем с логистикой для самой Maersk контейнерное направление на тот момент было убыточным. Новым судам не нашлось места внутри ее флота, они были выставлены на продажу и куплены за $44-45 млн каждое.

Мировой финансовый кризис задел MSC, как и другие судоходные компании. «Контейнерные операторы были одними из тех, кто больше всех пострадал, – признавался в одном из интервью Диего Апонте, вице-президент и сын основателя компании. – Мы потеряли много денег. Однако наши линии проходят не только с востока на запад, но и с севера на юг. Это позволяет иметь определенный баланс. Кроме того, мы выработали антикризисную стратегию. Прежде всего отменили текущие заказы на новые суда и отправили старые на металлолом». По словам топ-менеджера, все эти меры позволили относительно быстро выйти из кризиса.

 

Контейнеры, терминалы и круизы

Пожалуй, главная особенность MSC – ее закрытость. Компания до сих пор не только не вышла на биржу, но имеет одного-единственного владельца – семью Апонте. В силу своей непубличности компания не обязана привлекать международных оценщиков, поэтому невозможно проверить, соответствуют ли действительности те данные, которые она предоставляет.

Итак, если верить MSС, в настоящий момент она владеет 459 судами общей вместимостью 2,35 млн TEU. Это делает ее вторым по величине перевозчиком контейнеров после Maersk. Финансовые результаты MSC не публикует вообще.

Вероятно, в ближайшие годы позиция второго в мире перевозчика сохранится. По данным консалтинговой компании Alphaliner, на 1 января 2013 года в портфеле заказов Maersk числились 33 судна общей вместимостью около 450 тыс. TEU. Когда они будут получены, суммарная вместимость всех судов компании перешагнет через 3 млн TEU. Что касается MSC, то на тот же момент она заказала 23 судна общей вместимостью 255 тыс. TEU. Итогом должна стать суммарная вместимость около 2,5 млн TEU – меньше, чем у Maersk, но значительно больше, чем у замыкающей тройку лидеров CMA GGM Group.

MSС не выпускает никаких отчетов о своей деятельности, а первое интервью Диего Апонте (даже не сам Джанлуиджи, до сих пор возглавляющий компанию) дал в 2010 году. Он выбрал турецкое издание Turkish Maritime, объяснив это особой привязанностью к Турции. И именно в этой стране компания собиралась построить Asiaport – крупный логистический хаб, способный обслуживать 1,8 млн TEU в год. Выбирая между Мальтой, Грецией и Турцией, MSC в конечном счете отдала предпочтение последней. Строительство уже идет, географически будущий порт располагается в западной части Турции на берегу Мраморного моря неподалеку от города Текирдаг.

В последние годы MSC инвестирует значительные средства в строительство или покупку морских портов. Еще в 2000 году появилась дочерняя Terminal Invested Limited (TIL), призванная обеспечить причалами и терминалами материнскую компанию. Сейчас это шестой по величине в мире оператор контейнерных терминалов.

Ключевые объекты – порты Антверпена, Роттердама, Клайпеды, Марселя, Стамбула, Сиэтла, Монреаля, Сингапура, всего компания владеет 27 терминалами. В 2013 году 35-процентная доля TIL была продана ряду инвесторов, в том числе портовому оператору PSA Antwerp.

Еще один крупный проект – расширение порта Антверпен. MSC, главному клиенту порта, уже не хватает существующих мощностей. Сейчас контейнерооборот составляет 4,5 млн TEU. Еще в 2011 году компания была вынуждена направить часть грузопотока в другие европейские порты вроде Гавра и Гамбурга. Поэтому принято решение перенести основные мощности в другой район порта Антверпен, расширив перевалочные возможности до 7 млн TEU.

В 2012 году TIL выкупила у UCL Port B.V. 20-процентную долю в СП Container Terminal Limited кипрского владельца ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург». Российская сторона (UCL Holding контролируется Владимиром Лисиным) называла сделку «первым шагом в долгосрочном стратегическом партнерстве».

Летом 2013 года компания подала заявку на участие еще в одном проекте – строительстве двух огромных частных портов в Израиле, в городах Хайфа и Ашдод. Интерес к проекту проявили четыре корпорации, какую именно выберет правительство Израиля, пока неизвестно.

Помимо грузоперевозок и терминалов важной частью морского бизнеса MSC является круизное направление. Первый лайнер – Lauro Lines – был приобретен в 1989 году. А сейчас MSC Cruise – четвертая круизная компания мира (по состоянию на 2012 год), владеющая 13 лайнерами. В торжественной церемонии открытия одного из них участвовала Софи Лорен, давний друг семьи Апонте.

 

Едины и непобедимы

Прошлым летом морское сообщество взволновала новость: три ведущих контейнерных перевозчика – Maersk, MSC и CMA CGM – создают операционный альянс P3 Network для работы на направлениях Азия – Европа, Транспасифик и Трансатлантик. В альянс вовлечены 252 судна общей вместимостью 2,6 млн TEU. Управлением перевозок занимается единый операционный центр, а вот продажи, маркетинг и работа с клиентами по-прежнему осуществляются по отдельности.

Соглашение о создании альянса было подписано 18 июня 2013 года. Почти сразу он привлек внимание антимонопольных ведомств Северной Америки и Европы. Впрочем, сами компании утверждали, что данное сотрудничество не приведет к повышению цен, так как продажи и маркетинговая политика участников альянса остается независимой.

«Главная цель P3 – сделать контейнерные перевозки более эффективными и улучшить качество услуг для наших клиентов, – утверждал представитель CMA GGM. – Это произойдет благодаря повышению частоты (рейсов. – Ред.) и надежности наших услуг».

В марте 2014 года Федеральная морская комиссия (ФМР) США признала, что создание альянса не ведет к снижению конкуренции, к необоснованному повышению или снижению стоимости перевозок. «Данное соглашение, вероятно, приведет к повышению операционной эффективности, что окажется выгодным для клиентов из США», – заявил председатель ФМР Марио Кордеро.

В то же время чиновники ввели дополнительные требования к отчетности альянса, чтобы получать своевременную и актуальную информацию и в случае каких-то подозрений быстро отреагировать. В начале июня к аналогичным выводам пришли в Еврокомиссии, заявив, что не будут вводить в отношении альянса антимонопольные процедуры.

 

MSC: основные цифры

Компания основана в 1970 году, штаб-квартира находится в Женеве.

Число судов: 459.

Общая вместимость: 2,35 млн TEU.

Число офисов: 452 (в 155 странах).

Количество работников: 39 тысяч.

Ключевой порт: Антверпен.

 

Морской флот №3 (2014)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России