Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике - Морские вести России

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

01.06.2017

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танкерами «Штурман Альбанов» и «Штурман Малыгин», а в ближайшее время в строй войдет еще одно судно той же серии – «Штурман Овцын». Эти суда не имеют аналогов в мире – они способны работать в Арктическом морском бассейне в условиях круглогодичной навигации при температурах до -45°С, а их осадка позволяет свободно маневрировать в непростых условиях Обской губы. Все три «Штурмана» задействованы в уникальном российском арктическом индустриальном проекте – освоении Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения на полуострове Ямал.

Под российским флагом

24 ноября состоялась торжественная церемония имянаречения арктического челночного танкера ПАО «Совкомфлот» «Штурман Овцын». Это третье судно в серии танкеров, заказанных «Совкомфлотом» в рамках долгосрочного контракта с компанией «Газпром нефть» для доставки сырой нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения (полуостров Ямал) в Мурманск.

Российский морской регистр судоходства (РС) присвоил всем трем судам ледовый класс Arc7. Суда зарегистрированы под российским флагом, порт приписки – Санкт-Петербург. Финансирование строительства судов серии обеспечил Sberbank CIB (компания, реализующая корпоративно-инвестиционный бизнес группы Сбербанк). Подписанное в конце прошлого года кредитное соглашение, отмеченное наградой авторитетного международного журнала Marine Money, стало важным этапом в деле расширения участия российских кредитных организаций в финансировании капиталоемких судостроительных проектов.

Торжественная церемония имянаречения головного судна серии – «Штурмана Альбанова» прошла 20 июля, а 16 августа танкер вошел в состав флота СКФ. 7 октября флот СКФ пополнил еще один танкер – «Штурман Малыгин». Дедвейт «Штурмана Альбанова» составляет 41 454,5 т, «Штурмана Малыгина» – 41 541,8 т, а «Штурмана Овцына» – 41550,8 т. Длина всех судов составляет 249 м, ширина – 34 м.

Новая страница в истории ледового судоходства

Технические характеристики всех трех судов уникальны. Они способны работать в Арктическом морском бассейне в условиях круглогодичной навигации при температурах до -45°С. Осадка судов позволяет ему свободно маневрировать в Обской губе. Пропульсивная установка, состоящая из двух винторулевых колонок типа Azipod совокупной мощностью 22 МВт, обеспечивает танкеру высокую ледопроходимость и маневренность при преодолении торосов и тяжелых ледовых полей. С технической точки зрения «Штурман Альбанов» и другие суда серии соответствуют самым высоким стандартам безопасности мореплавания, которая является основным принципом работы группы компаний СКФ.

Комментируя пополнение флота СКФ уникальными судами, генеральный директор, председатель Правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк подчеркнул: «Новые танкеры «Совкомфлота» впервые в истории мореплавания в условиях круглогодичной навигации будут обеспечивать транспортировку углеводородов из Обской губы. «Совкомфлот» гордится участием в уникальном проекте – освоении Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Подобные индустриальные проекты являются залогом поступательного экономического развития Арктического региона».

Участие в освоении Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения «Газпром нефти» является приоритетным проектом для группы компаний «Совкомфлот». Новопортовское – одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе. Оно расположено на полуострове Ямал, в 250 км к северу от города Надыма, в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы месторождения по категории C1 и С2 – более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. На месторождении добывается новый сорт нефти, получивший название Novy Port. По своим свойствам он относится к категории средней плотности и содержит меньше серы, чем смесь Urals.

Месторождение расположено вдали от трубопроводной инфраструктуры. Поэтому в качестве оптимального решения для транспортировки сырья была выбрана отгрузка морем через морской терминал «Ворота Арктики», построенный в районе мыса Каменный Обской губы, Карское море. Торжественный запуск терминала в эксплуатацию состоялся 25 мая 2016 года при участии президента Российской Федерации Владимира Путина. Следует отметить, что Обская губа отличается большим количеством отмелей, на отдельных участках относительно небольшой глубиной (менее 10 метров), и покрыта льдом с октября по июль. Сложные навигационные условия Обской губы требуют соблюдения самых высоких стандартов безопасности судоходства.

Именно поэтому к транспортному обеспечению проекта был привлечен «Совкомфлот», располагающий уникальным опытом работы в сложных ледовых условиях Арктического морского бассейна. Суда «Совкомфлота» уже далеко не первый год обслуживают крупные российские проекты по добыче углеводородов в высоких широтах. Благодаря проектам «Варандей» и «Приразломное» экипажи судов «Совкомфлота» хорошо освоили ледовое судоходство в условиях круглогодичной навигации. Для повышения качества подготовки судоводителей в «Совкомфлоте» действуют специальные учебные курсы и программы, включая программу подготовки для плавания в ледовых условиях.

Арктические первопроходцы

Все танкеры названы в честь знаменитых отечественных моряков-первопроходцев, которые посвятили жизнь исследованию российских арктических морей. «Штурман Альбанов» назван в честь Валериана Ивановича Альбанова (1882-1919) – российского полярного исследователя, штурмана экспедиции Георгия Львовича Брусилова, состоявшейся в 1912-1914 годах. Эта экспедиция ставила перед собой поистине историческую задачу – преодолеть высокоширотную арктическую трассу в восточном направлении впервые в истории российского флота. Научные данные, полученные во время экспедиции Брусилова, позволили упорядочить сведения о течениях Северного Ледовитого океана, выявить подводный желоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями. Было открыто Восточно-Шпицбергенское течение, доказана мифичность Земли Петермана и Земли Оскара, а также значительных частей острова Рудольфа и Земли Александры. Материалы экспедиции Брусилова позволили полярному исследователю Владимиру Визе в 1924 году вычислить точные географические координаты ранее неизвестного острова в северной части Карского моря, который впоследствии был назван его именем.Символично, что новые арктические танкеры будут эксплуатироваться именно в том районе Арктики, который исследовала экспедиция Брусилова и Альбанова.

Танкер «Штурман Малыгин» получил свое имя в честь Степана Гавриловича Малыгина (1702-1764), командора Двинско-Обского отряда Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов. Экспедиция была уникальным по своим масштабам проектом, который справедливо можно поставить в один ряд с Великими географическими открытиями. Ее целью было исследование и картографирование северного побережья России от Печоры до Чукотки с составлением первого научного описания этих земель. Замысел экспедиции принадлежал Петру Великому, но реализоваться ему было суждено уже во времена императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Организатором и идейным вдохновителем экспедиции стал знаменитый капитан-командор Витус Беринг.

Отряду С. Малыгина предстояло описать давно освоенный поморами участок арктического побережья России и найти морской проход к Оби. Летом 1736 года на двух ботах – «Первый» (под командованием С. Малыгина) и «Второй» (под командованием лейтенанта А. Скуратова) – прошел от Долгого Острова в Баренцевом море через пролив Югорский Шар к низовью реки Кара, где оставил суда на зимовку. Летом 1737 года провел оба бота от реки Кара в устье Оби через пролив между полуостровом Ямал и Белым островом (ныне пролив Малыгина). В результате шестилетней деятельности отряда Степана Гавриловича Малыгина были составлены карты юго-восточной части Баренцева моря и приобской части Карского моря, сделаны описание и карта побережья Северного Ледовитого океана от реки Печоры до Оби.

Третье судно «Штурман Овцын» названо в честь Дмитрия Леонтьевича Овцына (1708-1757), командовавшего Обско-Енисейским отрядом Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов. Название отряда соответствовало его главной задаче – исследованию территорий между реками Обь и Енисей.

Самым сложным этапом похода Д. Овцына было плавание в акватории Обской губы, навигационные условия которой считаются чрезвычайно непростыми и в наши дни. После года усилий, несколько раз возвращаясь на берег и вновь выходя в море, отряд Д. Овцына достиг Карского моря, а затем, пройдя через пролив, впоследствии названный в честь Овцына, добрался до устья Енисея. Именно экспедиция Овцына открыла Гыданский полуостров и Гыданский залив. Символично, что новые ультрасовременные суда СКФ будут работать именно в Обской губе, воплощая давнюю мечту российских мореплавателей о круглогодичной навигации в этих сложных условиях. Впоследствии Д. Овцын принимал участие в экспедиции Витуса Беринга к берегам Северной Америки, которая достигла своей цели.

Морской флот №5 (2016)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России