Газовому флоту СКФ – десять лет - Морские вести России

Газовому флоту СКФ – десять лет

06.06.2017

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосрочных контрактных отношениях с клиентами из числа ведущих нефтегазовых компаний. В отличие от перевозок нефти и нефтепродуктов, где удельный вес транспортной составляющей в стоимости товара едва достигает нескольких процентов, доля затрат на морскую перевозку газа в общей стоимости проекта достигает 25-30%, что предопределяет высокую взаимозависимость компании - оператора проекта и судовладельца, а также глубокую интеграцию последнего в бизнес-клиента.

Серафима Шукшина

Десять лет назад «Совкомфлот» стал самостоятельно эксплуатировать суда-газовозы для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), совершив прорыв в новый сегмент рынка, ранее недоступный для российских компаний. Сегодня в качестве независимого оператора газовозов компания на равных конкурирует с иностранными судовладельцами в международных тендерах.

Началась эта история с того, что в июне 2006 года брокеры прислали в СКФ приглашение принять участие в тендере на покупку двух газовозов компании BG. На тот момент «Совкомфлот» уже был владельцем четырех строящихся газовозов, но сомнений по поводу участия в тендере не было.

В итоге «Совкомфлот» предложил лучшую цену компании BG, в состав флота вошли «СКФ Арктик» и «СКФ Полар», но это было лишь частью победы. Когда судно фрахтуют на пару десятилетий, нефтегазовые компании предъявляют повышенные требования к операторам флота. Огромную роль сыграл коллектив «Юникома» (с 2016 года – «СКФ Менеджмент Сервисиз (Кипр) Лимитед») в процессе формирования «газового облика» группы компаний. У истоков этого направления стояли: технический суперинтендант Питер Робинсон, оператор Александр Матанов и менеджер по развитию газового сегмента Николай Спиченок. Экипажами приобретенных судов руководили первые капитаны газового флота СКФ Михаил Субботин и Андрей Сидоров. С самого начала в компании ставили задачу готовить своих специалистов, а не приглашать их из других компаний. Выбирали лучшие кадры на танкерном флоте и направляли на стажировку за рубеж. Именно на судах первой серии прошли хорошую морскую школу капитаны и старшие механики газового флота, которые сейчас эксплуатируют наши современные газовозы. «Работать было сложнее, никакой автоматики, много ручного труда, – признаются они, – но именно такие суда, как «СКФ Арктик» и «СКФ Полар», остаются в памяти и в сердце».

Фрахтователем первых газовозов СКФ стала Stream LNG, крупнейший поставщик СПГ на рынок Испании и один из ведущих в Южной Америке. Компания поверила в возможности нового поставщика услуг и не ошиблась: суда безупречно выполняли условия чартеров, перевозя сжиженный газ из Катара и Алжира в Испанию и Францию, из Тринидад и Тобаго в США.

Уже к весне 2007 года в состав флота были приняты новострои «СКФ Тобольск» и «СКФ Томск» – танкеры-газовозы СНГ (сжиженного нефтяного газа).

Вскоре завершилось строительство четырех судов для перевозки сжиженного газа, заказанных в партнерстве с NYK. В результате в 2008 году «Юником» стал менеджером сферического газовоза СПГ «Гранд Анива», а аналогичное судно «Гранд Елена» приступило к работе под операторством NYK. Японцы также стали техническим менеджером «Тангу Товути» и «Тангу Батур» – двух танкеров-газовозов мембранного типа.

На данный момент в составе флота группы СКФ 8 судов-газовозов СПГ и 4 танкера для перевозки СНГ (сжиженного нефтяного газа), которые обслуживают таких известных мировых клиентов, как Gazprom Marketing & Trading, Sakhalin Energy, Shell, Tangguh, Transammonia, «Сибур».

За прошедшие годы изменилось не только количество судов-газовозов, но и качественный состав флота. Были выведены из эксплуатации самые первые суда «СКФ Арктик» и «СКФ Полар», которые поставили рекорд среди аналогичных судов по продолжительности эксплуатации – 45 лет. Это стало возможным благодаря выучке экипажей и высокому профессионализму береговой команды «СКФ Менеджмент Сервисиз (Кипр)».

В течение 2014-2015 годов в строй вошли суда последнего поколения типа «Великий Новгород» с многотопливными дизель-электрическими пропульсивными установками, которые отличает высокая топливная экономичность по сравнению с турбоходами, ранее строившимися для перевозки метана. Кроме оптимизации потребления бункера на судах удалось существенно снизить процент отпарного газа за счет применения новых изоляционных композиций, разработанных компанией GTT (Франция).

По-настоящему революционным можно считать заказ и строительство головного судна-прототипа для проекта «Ямал СПГ». Его отличает высокая ледопроходимость, высокая энерговооруженность, которую обеспечивает уникальный винторулевой комплекс из трех азимутальных колонок суммарной мощностью 45 МВт. Это сопоставимо с мощностью современных атомных ледоколов типа «Ямал». Судно прошло ходовые и газовые испытания на верфи DSME, в настоящее время готовится к переходу в Арктику для завершения цикла испытаний с последующей передачей заказчику.

Помимо судов-газовозов СПГ флот компании за прошедшие пять лет пополнили два танкера СНГ «Сибур Воронеж» и «Сибур Тобол». Из их названий понятно, что они работают в интересах компании «Сибур», вывозят на рынки Северной и Западной Европы пропан и бутан из порта Усть-Луга, где в 2013 году был запущен современный терминал по перевалке СНГ.

В целом на долю России приходится до трети мировых запасов газа. Поэтому обеспечение потребностей российских нефтегазовых компаний в морских перевозках СПГ было и остается для нас стратегическим приоритетом. Сегодня СКФ – единственная российская компания, обладающая экспертизой в перевозках сжиженного газа и опытом эксплуатации газового флота. География работы газового флота СКФ глобальна – охватывает все основные регионы производства и потребления голубого топлива.

О перспективах развития газового сегмента деятельности группы компаний «Совкомфлот» нам рассказал руководитель дивизиона управления и развития флота для перевозок сжиженного газа Дмитрий Русанов:

– На текущем этапе наиболее интересные и востребованные проекты в области перевозки СПГ – это плавучие регазификационные установки (ПРГУ). При относительно небольшом объеме рынка (сейчас это 5% с перспективой удвоения в течение трех лет) этот сегмент развивается очень активно. Второе направление – малотоннажные газовозы СПГ, коастеры, для поставки газа на бункеровочные станции СПГ и потребителям в удаленных районах. «Совкомфлот» прорабатывает ряд проектов в этих направлениях. Суда планируются с высоким ледовым классом, винтеризацией, рассчитаны на работу в условиях Российской Арктики и акваториях замерзающих морей.

В рамках сотрудничества с ПАО «Газпром» «СКФ Менеджмент Сервизиз (Санкт-Петербург)» осуществляет надзор за строительством ПРГУ «Маршал Василевский» для создаваемой альтернативной системы газоснабжения Калининградской области, ввод в строй запланирован на 4-й квартал 2017 г.

Будет продолжено развитие ямальских проектов: вопрос обеспечения строящегося завода «Ямал СПГ» судами для перевозки газа практически решен, но на подходе следующий этап – проект «Арктик СПГ-2» на Гыдане.

Надеемся на реализацию в течение 2020-2022 годов проектов «Сахалин-2» – третьей очереди, «Балтийский СПГ»; возможно, что получит путевку в жизнь и еще один завод – «Дальневосточный СПГ». Все они потребуют современных высокоэффективных судов, опытных судоводителей и механиков с опытом работы в акваториях замерзающих морей. «Совкомфлот» как клиентоориентированная компания, способная обеспечивать надежный и безопасный вывоз углеводородов в любых климатических условиях, готов к расширению сотрудничества.

Морские вести России №16 (2016)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России