Газовый ответ: развитие рынка СПГ - Морские вести России

Газовый ответ: развитие рынка СПГ

21.06.2019

Морской транспорт

Газовый ответ: развитие рынка СПГ

Чуть меньше года осталось до вступления в силу революционных для судовой отрасли ограничений по использованию высокосернистых топлив. С 1 января 2020 года в рамках Конвенции MARPOL1 судам будет запрещено сжигать топливо с содержанием серы более 0,5%. Это стало мощной предпосылкой для развития в мире бункеровки сжиженным природным газом (СПГ).

Экологический выбор

Новые ограничения по использованию высокосернистых топлив, вступающие в силу в январе 2020 года, не коснутся лишь тех, кто оборудует свой флот системой очистки выхлопных газов, так называемыми скрубберами, которые позволяют применять мазут с любым содержанием серы. Этот вариант потребует от судовладельца значительных инвестиций – стоимость скруббера может доходить до $5 млн, а его установка негативно влияет на остойчивость судна и снижает полезный объем грузоподъемности.

В качестве соответствующих ограничениям видов топлива судовладельцы, как правило, рассматривают низкосернистые дистилляты – газойль (MGO, marine gas oil) и судовые топлива с ультранизким содержанием серы, в производстве которых используются как легкие, так и тяжелые компоненты (ULSFO, ultra-low sulfur fuel oil), а также сжиженный природный газ. Не дожидаясь повсеместного ввода новых правил, крупнейшие поставщики нефтепродуктов последние несколько лет стали активно расширять свою продуктовую линейку судовыми топливами высокого экологического класса.

«Газпром нефть» еще в 2017 году начала производство на Омском НПЗ маловязкого судового топлива с минимальным содержанием серы не более 0,1% – ТСУ-80. Этот продукт вызвал повышенный интерес в первую очередь у европейских судовладельцев, осуществляющих коммерческие перевозки в зонах контроля выбросов ECA2, куда входят Балтийское и Северное моря. В числе первых клиентов, которых «Газпром нефть» забункеровала в порту Петербурга новым топливом, был мировой лидер круизных перевозок Carnival Corporation & plc. Растущий спрос на экологичное судовое топливо подтверждают цифры: за время летней навигации только в Северной столице компания реализовала круизной компании свыше 30 тыс. тонн ТСУ-80.

Эксперты уверены, что под воздействием жестких ограничений баланс в портфеле топливных операторов достаточно быстро перейдет от традиционного для отрасли высокосернистого мазута в пользу дистиллятов и сжиженного природного газа, а также гибридного топлива – тяжелых низкосернистых дистиллятов. Примечательно, но именно СПГ многие склонны считать топливом будущего ввиду его экологичности и экономичности. Это топливо, ставшее решением серной проблемы, полностью соответствует требованиям MARPOL по содержанию серы. Помимо экологических преимуществ привлекательность перехода на СПГ обеспечивает фактор цены. На протяжении последних лет наметилась тенденция повышения расходов судовладельцев из-за роста стоимости жидкого моторного топлива. Сжиженный природный газ в большинстве случаев дешевле, что делает его применение экономически обоснованным.

В борьбе за рынок

На сегодня ключевым рынком СПГ-бункеровки считается Европа. По данным международного сертификационного и классификационного общества Det Norske Veritas Germanischer Lloyd (DNV GL), сжиженный природный газ в виде топлива сегодня в мире используют 120 судов, большая часть из которых эксплуатируется именно на Европейском континенте. Для этого активно развивается необходимая береговая инфраструктура, в крупнейших европейских портах апробируются и внедряются различные схемы бункеровки: «берег – судно», «судно – судно» и даже «автоцистерна – судно». Недавние расчеты экспертов показывают, что капитализация европейского рынка СПГ-бункеровки к 2024 году может превысить $12 млрд, а потребность морского и речного флота в СПГ к 2030 году достигнет отметки 8 млн тонн в год.

Но и остальной мир не спешит отдавать пальму первенства СПГ-судоходства Европе. Юго-Восточная Азия, Северная Америка и Ближний Восток также заинтересованы в диверсификации бункеровочного бизнеса и продвижении сжиженного природного газа в качестве судового топлива. Согласно актуализированной оценке все той же DNV GL, к 2020 году в мире число судов, работающих на газомоторном топливе, подойдет к отметке 300-400 единиц, что увеличит емкость рынка СПГ до 2,5 млн т в год.

Оценку экспертов подтверждают данные по загрузке крупнейших судовых верфей. Так, правительство Южной Кореи в целях перезагрузки судостроительной отрасли и стимулирования производства экологичного морского транспорта обеспечило судостроительные предприятия заказами на сумму почти $1 млрд. В ближайшие несколько лет со стапелей южнокорейских заводов должно быть спущено на воду порядка 140 «зеленых» судов, начиная от сухогрузов и танкеров и заканчивая пассажирскими лайнерами и паромами. Не менее амбициозные планы и у соседей по региону – Сингапура и Японии. Активно развивается СПГ-инфраструктура также в Северной Америке и на Ближнем Востоке, где проходят крупнейшие транспортные коридоры коммерческого судоходства. Важную роль в продвижении СПГ в качестве судового топлива участники международного рынка отдают и нашей стране.

Газовая перспектива

Россия, обладая колоссальными запасами природного газа, развитой системой морских и речных портов, компетенциями в области судостроения и научной базой, может стать крупнейшим игроком по реализации судового газомоторного топлива.

Конечно же, пока доля отечественных «зеленых» судов крайне мала и оценивается несколькими процентами, но первые успешные примеры применения СПГ в арктических проектах подтверждают перспективность этого направления. Признанным пионером перехода на газомоторное топливо стал «Сов­комфлот», специализирующийся на перевозке углеводородов, в том числе по Северному морскому пути (СМП). На сегодняшний день в составе флота компании есть несколько новейших танкеров, работающих на голубом топливе. В ходе эксплуатации судов специалисты «Совкомфлота» выявили, что двигатели на СПГ работают на 20% эффективнее, чем при использовании жидкого судового топлива.

Кроме того, отечественные судостроители уже сейчас разрабатывают проекты будущих ледоколов на газомоторном топливе. Ранее президент России Владимир Путин назвал решение использования сжиженного природного газа в качестве топлива на арктических судах «абсолютно правильным».

Что касается коммерческого транспорта, то в среднесрочной перспективе российские порты могут быть включены в маршрутные международные программы перевозок пассажирскими лайнерами и паромами на СПГ. Тем более круизное судоходство все больше склоняется к переходу на газомоторное топливо ввиду его экологичности, обеспечивающей возможность захода судов в любые порты мира. Кроме того, особенность строения круизных судов как нельзя лучше подходит для размещения крупногабаритного СПГ-оборудования. Емкости для хранения газового топлива в сжиженном виде могут размещаться в специальных закрытых помещениях в корпусе судна или непосредственно на открытой палубе, как это реализовано на одном из крупнейших пассажирских СПГ-паромов в Европе – Viking Grace. Новые круизные лайнеры на газомоторном топливе в скором времени должны войти в состав флота мировых круизных операторов Carnival, Royal Caribbean, Ponant и др.

На законных основаниях

Если европейские порты готовы к приему судов, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ, то России только предстоит развивать береговую и морскую СПГ-инфраструктуру. Для этого требуется консолидация усилий власти и бизнеса по строительству терминалов и вспомогательного флота, а также формированию законодательной и разрешительной базы для осуществления выполнения СПГ-бункеровок в российских портах. Не так давно пример подобного сотрудничества продемонстрировал оператор бункерного бизнеса «Газпром нефти» – компания «Газпромнефть Марин Бункер». Компания инициировала регистрацию в России стандарта ISO 0519:2017 «Суда и морские технологии. Требования к бункеровке судов, использующих сжиженный природный газ в качестве топлива». Документ, зарегистрированный в 2018 году в Федеральном информационном фонде стандартов, фактически узаконил СПГ-бункеровку в нашей стране.

Основой регламента выступил международный стандарт для судов, работающих на сжиженном природном газе. Принятый документ фиксирует основные требования к судам-бункеровщикам и бункеруемым судам, использующим в качестве топлива сжиженный природный газ. В частности, стандарт регламентирует технологические процессы и процедуры бункеровки СПГ, описывает требования к конструкциям систем передачи топлива, определяет рекомендации по обучению персонала, подготовке отчетности и документации.

Следующим важным шагом в развитии СПГ-бункеровки в России станет активное развитие терминальной и морской инфраструктуры. Пока лидером в этом направлении является Северо-Западный регион, где реализуется несколько крупных проектов производства в Высоцке и Усть-Луге. Кроме того, рассматривается возможность осуществления СПГ-бункеровок в многофункциональном морском перегрузочном комплексе «Бронка», который благодаря своим глубинным характеристикам способен принимать в Санкт-Петербурге суда длиной до 347 метров с осадкой до 13 метров.

«Для России сжиженный природный газ – очень перспективное судовое топливо, – считает заместитель начальника управления по газификации и использованию газа «Газпрома» Евгений Пронин. – Совершенно ясно, что его внедрение будет проходить в условиях жесточайшей конкуренции. Однако сомневаться в том, что СПГ найдет дорогу на суда, нет оснований. Хотя бы уже только потому, что этот вопрос попал в поле зрения федеральных органов исполнительной власти и включен в проект государственной программы газомоторизации транспорта».

С запуском СПГ-терминалов запланирован ввод в эксплуатацию специализированных судов-заправщиков. Первым подобным и уникальным для отечественной морской отрасли станет СПГ-бункеровщик «Газпром нефти». Планируется, что новое судно будет построено к 2021 году и обеспечит безопасную и мобильную бункеровку судов на СПГ в акватории Финского залива и Балтийского моря.

Андрей Васильев, генеральный директор «Газпромнефть Марин Бункер»:

– Сжиженный природный газ имеет значительный потенциал в качестве судового топлива благодаря своим экологическим характеристикам и экономической эффективности использования. Ежегодно доля коммерческих судов, работающих на газомоторном топливе, будет увеличиваться, что потребует активного развития инфраструктуры СПГ-бункеровки. Внедрение нового стандарта в России является отправной точкой по формированию в нашей стране сегмента бункеровки судов экологичным газомоторным топливом.

1. MARPOL – Международная конвенция по предотвращению загрязнения акваторий судами. В начале 2015 года вступили в силу дополнения к основной конвенции, в которых регламентировано количество серы в судовом топливе, используемом на судах, маршруты которых проходят в зонах ECA.

2. ECA (Emission Control Area) – особые зоны мореплавания, куда входят Балтийское море, Северное море и пролив Ла-Манш, где суда должны переключаться на топливо с низким содержанием серы. 

По материалам журнала «Сибирская нефть»

Морской флот №1 (2019)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России