«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее - Морские вести России

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

11.07.2019

Морской транспорт

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный центр по контролю за движением судов в режиме реального времени. Центр располагает широким функционалом возможностей, которые для редакции оценил советник генерального директора ПАО «Совкомфлот» капитан дальнего плавания Александр Андреев.

Своевременный шаг в цифровое будущее

C незапамятных времен человек использует цифры. Моментом начала информационно-цифровой революции принято считать появление электронных вычислительных машин. Конечно, первоначально человек задает им программу и ставит задачи, но с появлением систем искусственного интеллекта все большие классы задач компьютеры решают самостоятельно. Сегодня все мы используем цифровые технологии в повседневной жизни и воспринимаем их не как чудо, а как норму жизни, хотя пять лет назад мы и не предполагали, что наш сотовый телефон сможет одновременно заменить фотоаппарат, ноутбук и кредитную карту. Цифровизация так стремительно меняет нашу повседневность, что мы уже не пытаемся угадать, что будет дальше. Цифровизация предоставляет возможности качественного скачка и модернизации судоходства.

Операционный центр по контролю за движением судов в режиме реального времени – это своевременный шаг в цифровое будущее. Уже сегодня с помощью операционного центра возможно решение целого ряда навигационных задач. Остановимся на некоторых из них.

Планирование рейса

Программное обеспечение операционного центра позволяет осуществлять подбор карт и пособий; формировать заявки и заказывать карты на переход. Имеется набор различных сервисов по прогнозу погодных условий на маршруте следования. Для плавания в Арктике возможен подбор карт по ледовой обстановке на переход, анализ движения судов по маршруту, выбор концентрации потоков движения и их анализ, получение и анализ информации по навигационным предупреждениям по району.

Сбор и обработка информации с судовых систем контроля

Значительная часть времени навигационных офицеров уходит на формирование диспетчерской информации для фрахтователя и других пользователей. Когда операционный центр заработает на полную мощность, этим видом деятельности займется автоматика.

Контроль движения судна, группы судов, флота компании

Возможности центра обеспечивают круглосуточное непрерывное наблюдение за судами и оперативное дистанционное управление флотом по мере необходимости.

Контроль эффективности использования ГСМ

Поступающая с датчиков судна информация, обработанная компьютером, позволяет создать оборотные ведомости по поступлению и расходованию топлива и масла. Компьютеры способны рассчитывать потребность ГСМ в зависимости от длительности рейса и возможности бункеровки, формировать заявки на ГСМ. Функционал операционного центра также позволяет вести отслеживание операционной обстановки в портах погрузки и выгрузки. На основе полученной информации программа рассчитывает время начала отшвартовки, производит сведение заявок по судну с расчетным временем прибытия в порт, включая корректировку на погодные и ледовые условия, что позволяет эксплуатировать суда, соблюдая оптимальные параметры энергоэффективности.

Сбор и формирование базы данных по флоту

За счет накопления различной информации о движении судов центр позволяет ввести неограниченное число аналитических параметров для целей управления. Например, можно сформировать блок нештатных ситуаций, работы оперативных штабов, провести факторный анализ работы флота в разрезе районов плавания, временных интервалов, по конкретным судам, погодным и ледовым условиям. Большой архив информации подобного характера позволит повысить качество оперативного и стратегического планирования, более обоснованно подходить к формированию облика новых судов.

По мере наполнения центра нормативной, прогностической, оперативной информацией его возможности будут расширяться. Это позволит перейти к следующим действиям:

Обучение судового персонала в период плавания на борту судна. Формирование программ дистанционного обучения позволит проходить требуемые курсы по различным направлениям подготовки непосредственно на борту судна, это сократит сроки прохождения тренажерной подготовки на берегу и увеличит свободное время плавсостава.

Повышение безопасности судоходства. Используя колоссальные возможности операционного центра в части сбора, анализа информации, включая поиск и контент-анализ схожих нештатных ситуаций, появится возможность повысить качество и оперативность реагирования на них.

Беспилотные суда

Если заглянуть в середину 20-х годов нашего столетия, можно предположить, что моря начнут бороздить уже частично или полностью автономные суда. Работа в данном направлении активно ведется как в России, так и в других судоходных странах: Финляндии, Канаде, США, Китае. На современном подготовительном этапе осуществляется разработка и тестирование конкретных технологических решений для автономных операций, испытание последних на море в различных условиях окружающей среды с целью оптимального способа объединения различных технологий датчиков в различных рабочих и климатических условиях. В 2017 г. серия испытаний выполнена на борту судов FinFerries и Stella, работающих на каботажных перевозках между Korpo и Houtskar (Финляндия).

При этом особый акцент должен быть сделан на осознание и выявление измененных и новых рисков, которые несут цифровые технологии. Непонятно, например, кого признать виновным в случае ДТП с участием беспилотного автомобиля: программиста, оператора, разработчика или собственника? Очевидно, что сам робот недееспособен и ответственности нести не может. Требуют также детального изучения правовые проблемы строительства и эксплуатации демонстрационного судна на национальном уровне с одновременным рассмотрением соответствующих изменений правил в ИМО. Осуществляется изучение мнений заинтересованных сторон по вопросам удаленного и автономного судоходства, что необходимо для обоснования стоимости и доходов автономной работы для различных типов судов.

Несмотря на все сложности, революция в судоходстве уже началась, и остановить ее невозможно, так же как невозможно было удержать развитие контейнерных перевозок в прошлом веке. Радует, что первый шаг в этом направлении сделан ПАО «Совкомфлот».

По материалам «Вестника СКФ»

Морской флот №2 (2019)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021

08.09.2021

Морской транспорт

26.08.2021

Морской транспорт

10.08.2021

Морской транспорт