Флагман «зеленого» судоходства - Морские вести России

Флагман «зеленого» судоходства

06.08.2019

Морской транспорт


«Совкомфлот» переводит свои суда на экологически более чистое топливо

С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для судоходной отрасли предельно допустимые нормы выбросов в атмосферу будут серьезно скорректированы в следующем году. Это окажет системное влияние на весь рынок.

Иван Стародубцев

Эффективное решение

С 1 января 2020 года будут введены ограничения на содержание серы в судовом топливе во всем мире (за исключением зон особого контроля за выбросами вредных веществ с судов ECA, где ограничения более строгие) в 0,5%, что исключает использование традиционного судового топлива – мазута. Будут ужесточены и требования к выбросам оксидов азота (NOx) и углекислого газа (CO2) с судов.

Вступающие в силу жесткие ограничения побудили судовладельцев, грузоотправителей и судостроителей к активному поиску технологических решений, позволяющих существенно снизить объемы выбросов в атмосферу. В их числе переход на низкосернистое топливо, установка скрубберов на судах и др. Однако наиболее перспективный путь, который фактически дал старт переходу всей судоходной отрасли к новому экологическому стандарту, выбрала крупнейшая российская судоходная компания «Совкомфлот». Был сделан выбор в пользу комплексного решения, эффективного как с экологической, так и с экономической точки зрения, – перевода флота на сжиженный природный газ (СПГ), который по праву считается топливом будущего. По сравнению с традиционными видами топлива использование СПГ позволяет существенно снизить объем выбросов в атмосферу: оксидов серы (SOx) – на 100%, оксидов азота (NOx) – на 76%, углекислого газа (CO2) – на 27%, низкодисперсных частиц – на 100%.

«Проспекты» нового поколения

К настоящему моменту «Совкомфлот» является одним из мировых лидеров по внедрению «зеленых» технологий в практику глобальной морской транспортировки энергоносителей. Компания уже успешно эксплуатирует шесть крупнотоннажных танкеров типоразмера «Афрамакс» (именно этот класс судов наиболее востребован в российском нефтяном экспорте) нового поколения, работающих на СПГ-топливе. Это серия, известная в судоходном сообществе, как «Проспекты»: «Проспект Гагарина», «Ломоносовский проспект», «Проспект Менделеева», «Проспект Королева», «Проспект Вернадского» и «Проспект Сэмюэля». Дедвейт судов составляет 114 тыс. тонн, ледовый класс – Arc4. В феврале 2018 года концерн «Шелл» заключил с «Совкомфлотом» долгосрочные тайм-чартерные соглашения на эксплуатацию двух танкеров «зеленой» серии СКФ.

Опыт технической и коммерческой эксплуатации «зеленых» танкеров СКФ востребован и в России. Пять судов на газомоторном топливе (два танкера типоразмера «Афрамакс» и три танкера типоразмера MR) заказаны «Совкомфлотом» на ССК «Звезда» (Приморский край), срок их сдачи – 2022–2023 гг., они будут эксплуатироваться в рамках экспортных программ ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «НОВАТЭК» соответственно. В рамках XXIII Петербургского международного экономического форума «Совкомфлот» заключил соглашение с компанией «Газпром нефть Марин Бункер» о сотрудничестве в области бункеровки танкеров группы СКФ СПГ-топливом. Работа компаний в этом направлении соответствует государственной программе по расширению использования газомоторного топлива на транспорте.

Высокая оценка

Очевидно, что использование СПГ-топлива будет востребовано в условиях хрупкой экосистемы Арктики. В рамках «зеленой» инициативы «Совкомфлот» осуществил экспериментальный рейс судна на СПГ по Севморпути (СМП). Танкер «Ломоносовский проспект»30 октября 2018 года успешно завершил переход по трассам СМП в ходе выполнения коммерческого рейса по доставке углеводородов из Республику Корея в порты Северной Европы. Продолжительность перехода высокоширотным маршрутом от мыса Дежнева (полуостров Чукотка) до мыса Желания (архипелаг Новая Земля) составила 7,8 суток, в течение которых судно c ледовым классом Arc4 преодолело расстояние в 2194 морских мили. При выполнении рейсового задания экипаж танкер успешно протестировал работу двигателей и механизмов управления топливных систем судна с использованием СПГ-топлива, проверил работу навигационного оборудования и судовых механизмов в условиях обледенения и при отрицательных температурах.

Мировое судоходное сообщество дало высокую оценку инициативе «Совкомфлота» по внедрению газомоторного топлива в качестве основного для крупнотоннажных танкеров. В декабре 2018 года группа СКФ стала победителем отраслевой премии Lloyd’s List Global Awards 2018 в номинации «Защита окружающей среды» (Environmental Award – Individual Company). В 2019 году головной танкер серии стал обладателем международной отраслевой премии 2019 Marine PropulsionAwards в номинации «Судно года» (Ship of the Year) и премии Nor-Shipping Next Generation Ship Award 2019.

Вслед за «Совкомфлотом» сразу несколько мировых судоходных компаний уже объявили о строительстве судов на газомоторном топливе. По мнению многих отраслевых экспертов, именно 2020-е годы станут десятилетием активного перехода морского транспорта на газ.

Морской флот №3 (2019)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021

08.09.2021

Морской транспорт

26.08.2021

Морской транспорт

10.08.2021

Морской транспорт